Технологическая карта внеклассного мероприятия
план-конспект

Фатеева Наталья Анатольевна

Мероприятие по внеурочной деятелности для обучающихся с нарушением интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1.1.Тематическое направление: Приобщение к   культурному наследию

1.2.Тема воспитательного мероприятия: «Наш край родной – Урал великий». Для обучающихся данной категории важно иметь преставление об истории и культуре родного края. Проведение этого занятия является подготовительным этапом перед знакомством и историей и культурой всей станы и направлено на формирование базовых представлений о важности сохранения трепетного и уважительного отношения к истории родного края и государства. Для обучающихся данной категории важно  поэтапное формирование представлений о том, что и достижения родного региона являются неотъемлемой частью истории развития всей страны.

1.3.Целевая аудитория мероприятия: обучающиеся 1-4 классов с интеллектуальными нарушениями (вариант 8.1).

1.4.Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: Данное мероприятие позволяет сформировать базовые знания у обучающихся для более продуктивной работы на уроках по предмету «мир природы и человека».  Также умения, сформированные на данном занятии помогут обучающимся при работе с информацией  на занятиях по внеурочной деятельности со схожей тематикой.

1.5 Цель, задачи и планируемые результаты мероприятия: расширение знаний обучающихся  об истории и культуре родного края  (Южного Урала)

Задачи:

- познавательная: познакомить обучающихся с понятием «природные ресурсы», «сказы», с творчеством уральского писателя  П.П. Бажова.

- развивающая:  развивать интерес к чтению, изучению истории родного края и произведениям уральского писателя П.П. Бажова.

-воспитательная: воспитывать бережное и уважительное отношение к культуре и истории Южного Урала

-формирующая: формировать  умение, концентрировать внимание на речи педагога, работать с информацией.

 Обучающиеся познакомятся с историей и культурой родного края его особенностями,  и географическим положением.  Познакомятся с творчеством уральского автора П.П. Бажова. У детей должно сформироваться уважительное отношение к истории и культуре родного края.

  1.  Форма проведения воспитательного мероприятия: классный час (беседа с элементами викторины), классный час проводится в рамках внеурочной деятельности и оптимально подходит для проведения работы по данному направлению т.к входе обучения по предметам выделить время для работы на данную тему не представляется возможным.
  2.  Педагогические технологии: На данном занятии используются  игровые и развивающие технологии. Эта форма   наиболее продуктивна при работе с обучающимися имеющими  нарушение интеллекта, они способствуют более качественному усвоению информации и активизируют мыслительные процессы.
  3.  Ресурсы необходимые для  подготовки и проведения мероприятия:

Материально-технические условия воспитательного занятия (оборудование):  компьютер, мультимедийный проектор, иллюстрации по сказкам Бажова, иллюстрации с изображением природы Южного Урала, изображения камней самоцветов, карточки для рефлексии.  

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки:

 Данная разработка  может применяться педагогами, как во внеурочной деятельности, так и на уроках по предметам (чтение, мир природы человека), так же конспект данного занятия может быть полезен для педагогов реализующих программу «Наш дом-Южный Урал»

 


Перед проведением данного воспитательного мероприятия с обучающимися проводилась предварительная работа. Учащиеся просматривали мультипликационные  фильмы по сказам Бажова. В подготовку были вовлечены родители обучающихся, задачей которых было организовать дома семейный просмотр фильмов «Каменный цветок», «Степанова памятка».  С воспитателем класса обучающиеся читали сказы из сборника «Малахитовая шкатулка». На уроке  ИЗО по теме «Пейзаж», ученикам было предложено выполнить рисунок природы Южного Урала. На уроках по учебным предметам проводилась пальчиковая гимнастика с применением ювелирных украшений (бусы)  и камней- самоцветов: яшма, малахит, янтарь, сердолик, нефрит.

Ход мероприятия:

Этапы занятия, время

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Организационно-мотивационный этап

- Здравствуйте ребята. Посмотрите на экран.  Что мы видим на этих фотографиях?

(видеоряд с изображением уральских гор, национального парка Зюраткуль, Таганай)

- Нравится ли вам такая красивая природа? Это всё находится рядом с нами в  нашей Челябинской области. Всё это, природа  нашего родного края.  - Южного Урала. Наши уральские горы одни из самых древних гор на земле. Они хранят в себе много тайн и легенд. А ещё они богаты своими ресурсами- камнями и металлами.

Сейчас мы находимся с вами на занятиях и не можем оказаться там, чтобы увидеть это всё своими глазами. И чтобы узнать о величии нашего края  больше, я хочу предложить вам необычное путешествие.

Слайд 2 ( портрет П.П Бажова)

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по книге Павла Петровича Бажова.

- Отвечают на вопросы педагога

2. Основной

(деятельностно-коммуникативно-практический)

- Нет такого уральского завода, рудника, где бы ни рассказывали старинные истории и чудесные легенды о замечательном крае и его людях. И вот нашелся человек, который с детства слушал и запоминал эти истории. А когда стал взрослым, то стал их собирать, записывал. Он все собранное и накопленное отшлифовал, оправил в дорогой оклад и создал всемирно известную книгу «Малахитовая шкатулка».

Слайд 3. 

- Павел Петрович Бажов — советский, писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов.

Слайд 4.

- Что же такое сказ? Ребята, вы знаете?

- Сказ опирается в первую очередь на предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, а в основе, как правило, лежат реальные события, происходившие давно. И главная отличительная черта – наличие лица, от которого ведется повествование.

Слайд 5.

- Итак, чтобы узнать какие сказы хранятся в этой книге, вам надо выполнить задания. Каждая страница новое задание.

- Первая страница – из этих букв найдите два слова. Это и будет название первого сказа.

- Правильно, «Серебряное копытце».  

Слайд 6. На слайде открываются картинки из мультфильма по мотивам этой сказки

 

  дед Кокованя остался совсем один и взял себе девочку-сироту Дарёнку, а с ней и кошку Мурёнку. Как то раз рассказал он девочке легенду о козлике с серебряным копытцем.

- Однажды дедушка взял с собой своих домочадцев на охоту. Остановились они в лесном домике. Кокованя ушёл в лес, а сиротка увидела в окно, как её кошка играет с козликом. Девочка вышла из дома, чтобы взглянуть поближе и увидела, что козлик бьёт своим копытцем и выбивает драгоценные камешки. Тут и Кокованя пришёл, и вместе с маленькой девочкой любовался на неописуемую красоту чудесного происхождения. Исчез волшебный козлик, а вместе с ним и Мурёнка ушла. Дед успел набрать целую шапку блестящих дорогих камешков.

- По преданию писателя, на том месте, где пробегал козлик с серебряным копытцем, люди и сейчас находят разноцветные красивые камешки.

 После составления рассказа проводится физкультминутка

«Наш весёлый козлик копытцами стучит»

Слайд 7. Иллюстрация каменного цветка  Ребята, о каком сказе Бажова  мы сейчас поговорим?  Молодцы! Это сказ про «Каменный цветок». Это очень популярный сказ. Вы  о этому сказу даже сняли фильм под названием «Книга мастеров». Обучающиеся просматривают короткий видеоролик  

- Что вы поняли из этого видео?

-  (рассказ учителя сопровождается сменой слайдов  иллюстраций по сказу)Действительно, однажды появился у старого резчика по малахиту талантливый ученик. Старик радовался его способностям, приказчик радовался безупречно выполненной работе, а барин стал доверять самые дорогие заказы. Жить бы и жить молодому мастеру, да загрустил он и зачастил в гору. Все искал необыкновенный каменный цветок, чтобы постичь саму суть красоты и гармонии. Добился своего – встретил и Хозяйку горы, и каменный цветок повидал. Себе на беду.

 - В этом сказе речь идет о крепостном Степане, который работал на рудниках. Однажды он встретил Хозяйку медной горы и проходил все испытания, которые она ему задавала. Она обещала выйти за  него замуж, но у него уже была невеста. Хозяйка во всем ему помогала, он получил вольную и женился на Настеньке. Но счастлив не был. Так и умер возле того рудника,  возле которого повстречал первый раз Хозяйку. А рядом с ним сидела ящерица и плакала.

- Сказ «Хозяйка медной горы» учит быть честными, порядочными, преданными и верными. Всегда держать свое слово и тогда все возвратится вам таким же добром. Он учит быть смелым, и не бояться наказаний.  

Ребята, у П.П.  Бажова много сказов о нашем Великом Урале . Посмотрите сколько есть разных сборников со сказами  Бажова. Сейчас вы можете рассмотреть эти книги, пролистать их и найти знакомые сказы, можете прочитать названия тех сказов, которые вы пока не  знаете

После беседы, по сказам обучающиеся встают из-за парт, проводится динамическая пауза «Прогулка по пещере» в ходе, которой обучающиеся рассматривают заранее расклеенные  по классу иллюстрации с изображением уральских камней – самоцветов и собирают их.

 

     

- Отвечают на вопрос.

- Выполняют задание.

- Отвечают на вопрос.

- Рассказывают с помощью наводящих вопросов.

 

- Отвечают на вопрос.

- Рассказывают, с помощью наводящих вопросов.

 Повторяют движения

- Отвечают на вопрос.

Слушают рассказ учителя о

Отвечают на вопросы

- Играют в игру.

- Отвечают на вопросы.

- Рассказывают с помощью наводящих вопросов.

-Рассматривают  книги в парах , передают по рядам

- выполняют коллаж на листе ватмана. После завершения работы прикрепляют коллаж на доску

.

3. Заключительный

(рефлексивный)

-  Ребята сегодня мы свами узнали о том, в каком красивом и уникальном краю мы живём. Какая у него богатая история и красивая природа, сколько богатств хранят наши могучие Уральские  горы, сколько легенд о них сложено, большое количество их дошло до нас благодаря нашему  уральскому автору П.П. Бажову, который собирал их по всему Уралу.  Записывал, чтобы донести их до на, с и мы могли узнать как жили и чем занимались люди на нашей уральской земле много лет назад.

 (Обучающиеся получают карточки с  ромашек и вырезанное из бумаги изображение ящерицы)

-Сейчас мне очень важно знать  понравилось ли вам, ребята, наше занятие, какое у вас сейчас настроение. Ящерица – это  давний обитатель уральских гор и лесов и верная спутница хозяйки медной горы. Это животное встречается почти в каждом сказе.

  У вас на партах лежат карточки с изображением ромашек и у каждой свое настроение есть грустная, весёлая и спокойная. Сейчас я хочу, чтобы вы выбрали ромашку, настроение которой похоже на ваше. Посадите на нее ящерицу.

Я вижу, что у всех сейчас замечательное настроение, это значит, что мы с вами хорошо поработали, и наше занятие оказалось полезным для нас!

-  Слушают учителя, поддерживают беседу

-Выполняют задание на рефлексию

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеклассного мероприятия"В гостях у Морского царя"

Внеклассное мероприятие "В гостях у Морского царя" проводится в предверии Нового года. Сценарий  для учащихся начальных классов. Данная разработка составлена в виде технологической карты....

Технологическая карта внеклассного мероприятия 3 класс «Что такое толерантность?»

Сюжетная игра (занятие строится в виде путешествия).Ожидаемые результаты:В ходе проведения классного часа дети должны получить первоначальное понятие, что такое толерантность, какими качествами характ...

технологическая карта внеклассного мероприятия "Акция - поздравление с Днем Победы ветерана ВОВ"

Ребята, сегодня у нас необычная встреча. К нам в гости пришел наш земляк, легендарный человек, ветеран  ВОВ, полковник Старцев Петр Тимофеевич. Он прошел всю войну от Белгорода до Берлина, о...

Технологическая карта внеклассного мероприятия

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Учитесь улыбаться".1 класс...

Разработка технологической карты внеклассного мероприятия "Берегите зрение"

Помощь учителям в создании технологической карты урока. А также сценарий внеклассного мероприятия для его проведения....