Методы духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной проектной деятельности.
статья

Статья о методах духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной проектной  деятельности..В наше время перед учителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной проектной  деятельности.

Введение.

Воспитание делает нас тем, чем мы являемся.

Р. Оуэн

В наше время перед учителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

В связи с этим проблемы духовно-нравственного развития относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Задача духовно-нравственного развития подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с развитием человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Исходя из вышесказанного возникают противоречия между запросом общества и государства на развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России и имеющимся у школьников низким уровнем развития нравственных качеств, общественной морали, утраты семейных ценностей, упадком патриотического воспитания, толерантности, товарищества, пассивного отношения к действительности.

Это позволило сформулировать проблему моей работы.

Проблема: Необходимость выделения духовно- нравственного развития младших школьников во внеурочной проектной деятельности в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Это послужило выбором моей темы: « Методы духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной проектной деятельности»

Главная цель  теоретически обосновать и практически разработать методы работы по духовно-нравственному развитию младших школьников во внеурочной проектной деятельности, направленной на формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучение теоретических основ по данной теме;

- психолого-педагогические особенности духовно-нравственного развития младших школьников;

- выбор методов работы по духовно-нравственному развитию с младшими школьниками; диагностики нравственной воспитанности;

- разработка программы внеурочной проектной деятельности с учетом форм и методов, направленных на духовно-нравственное воспитание.

Ожидаемый результат:

- Формирование высокого уровня самосознания, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

- Повысить чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы педагогами в начальной школе.

 1. Сущность духовно-нравственного развития.

Духовно-нравственное развитие учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Духовно-нравственное развития состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.Под духовно-нравственным развитием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное развитие предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа.

Духовно-нравственное развитие имеет целый ряд направлений:

·  Военно-патриотическое.

·  Художественно-эстетическое.

·  Туристско-краеведческое.

·  Спортивно-оздоровительное.

Принципы духовно-нравственного развития.

·  Воспитание на традициях.

·  Принцип сотрудничества.

·  Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

·  Системно-организованный подход.

·  Личностно-ориентированный подход.

·  Принцип сохранения исторической памяти.

2.Методы духовно -  нравственного  развития   младших  школьников.

Традиционные  методы  нравственного  воспитания  ориентированы  на  привитие  школьникам  норм  и  правил  общественной  жизни.  Однако  часто  они  действуют  лишь  в  условиях  достаточно  сильного  внешнего  контроля  (взрослые,  общественное  мнение,  угроза  наказания).  Важным  показателем  сформированности  нравственных  качеств  личности  является  внутренний  контроль,  действие  которого  приводит  порой  к  эмоциональному  дискомфорту,  недовольству  собой,  если  нарушаются  проверенные  личным  опытом  правила  общественной  жизни.

Внутренний  контроль  формируется  благодаря  активной  деятельности  ребенка  в  интеллектуальной,  двигательной,  эмоциональной,  волевой  сферах.  Готовность  подчинять  свои  побуждения  представлениям  и  знанию  о  культуре  человеческого  бытия  повышает  самооценку  личности,  развивает  чувство  собственного  достоинства.  Сформированные  навыки  контроля  способствуют  успешному  развитию  нравственных  качеств  личности  в  процессе  обучения  и  воспитания.

Педагогический  смысл  работы  по  духовно - нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор.

В  педагогической  литературе  описывается  множество  методов  и  приемов  нравственного  воспитания.  Очевидно,  что  они  не  одинаково  направлены  на  формирование  мотивов  нравственного  поведения.  Методов  и  особенно  различных  версий  методов  накоплено  так  много,  что  разобраться  в  них,  выбрать  адекватные  целям  и  реальным  обстоятельствам  помогает  лишь  их  упорядочение,  классификация.  Но  явления  воспитания  очень  сложны  и  противоречивы,  а  потому  единое  логическое  основание  для  классификации  многочисленных  способов  педагогического  воздействия  найти  трудно.

Так,  например,  по  результатам  методы  воздействия  можно  разделить  на два  класса:

Влияния,  создающие  нравственные  установки,  мотивы,  отношения,  формирующие  представления,  понятия,  идеи,

Влияния,  создающие  привычки,  определяющие  тот  или  иной  тип  поведения.

Наиболее  последовательной  и  современной  представляется  классификация,  разработанная  Щукиной Галиной Ивановной  в  которой  выделяют  такие  группы  методов:

Методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю; 

Методы  организации  деятельности  и  формирования  опыта  общественного  поведения;

Методы  стимулирования  поведения  и  деятельности;

Методы  формирования  сознания  личности;

Методы  эмоционально-словесного  воздействие;

Методы наглядно –практического воздействия.

Каждый  из  методов  имеет  свою  специфику  и  область  применения.  Все  без  исключения  методы  этой  группы  требуют  высокой  педагогической  квалификации. Рассмотрим  наиболее  сложные  по содержанию  и  применению  методы  словесно-эмоционального  воздействия:  рассказ,  разъяснение, диспут  этическую  беседу  и пример.

Нужно  отметить,  что  в  реальных  условиях  педагогического  процесса  методы  развития  выступают  в  сложном  и  противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных»  средств,  а  гармонично  организованная  их  система. Разумеется,  на  каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может  применяться  в  более  или  менее  изолированном  виде.  Но  без  соответственного  подкрепления  другими  методами,  без  взаимодействия  с  ними  он  утрачивает  свое  назначение,  замедляет  движение  воспитательного  процесса  к  намеченной  цели.

2. Структура педагогической деятельности.

Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Этому способствует разнообразные методы работы по духовно-нравственному развитию. Успешность  зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.

Заключение.

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств  - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.

Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Список используемой литературы.

1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

2.Примерные программы начального общего образования. В  2 ч. – М.: Просвещение, 2009

3.Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение 2009 (Стандарты второго поколения)

4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение 2009

5.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/[А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова.- 2 изд. – М.: Просвещение 2010

6.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. Федерации. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)

7.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

8.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие младшего школьника во внеурочной деятельности

В данной презентации содержится информация о видах, формах, направлениях организации духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности...

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы    "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...

Программа по духовно-нравственному развитию младших школьников во внеурочной деятельности «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»

Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.Для продуктивн...