Духовно-нравственное воспитание в работе классного руковолителя.
материал

Железова Вера Юрьевна

Опыт работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя

Опыт работы. Железова В.Ю.

Духовный - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.
В.И.Даль «Толковый словарь»

Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»

Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое как никогда проявляет активную заинтересованность в будущем Российского образования. Всё больше совершенствуется, модернизируется, усложняется учебный процесс. Никогда ещё не было столько программ, конкурсов, проектов. Но, к сожалению, большинство этих нововведений ориентировано на общемировые стандарты: функциональную грамотность, компетентность и, как конечную цель, деловой успех, отодвигая на вторые позиции процесс привития общечеловеческих ценностей.

Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения, мы должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями.
Одна из важнейших проблем воспитания– это проблема духовного и нравственного становления личности.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить  жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной.

Основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание должно ориентироваться на систему духовно - нравственных ценностей:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; 
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Эта проблема стоит и перед нами как классными руководителями.
В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями ГУМАНИЗМА, СОТРУДНИЧЕСТВА, ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ.  

Цели воспитания:

  1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
  2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия края, России.
  3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи воспитания:

  1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

Для достижения поставленных целей использую

ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ, УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ, ТРУДОВУЮ, ЭСТЕТИЧЕСКУЮ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНУЮ, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ, СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ виды деятельности.

Я выбрала направления воспитательной деятельности через формирование следующих ценностей

  • Любви к родине
  • Уважение к семье
  • Потребности в здоровом образе жизни
  • Осознания красоты
  • Трудолюбия
  • Бережного отношения к Земле
  • Культуры общения.

Формы работы с учащимися

  • Факультативные занятия, беседы, классные часы духовно-нравственного содержания.
  • Творческая художественная деятельность детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.
  • Тематические вечера эстетической направленности.
  • Организация выставок.
  • Экскурсии.
  • Проектная деятельность.

Формы работы с родителями

• Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

  • «Роль семьи в воспитании личности»
  • «Вечные истины в семье»
  • «Влияние средств массовой информации на развитие личности»
  • «Формирование лучших человеческих качеств у детей с помощью произведений литературы и искусства»
  • «Как любить своих детей»

• День открытых дверей.

• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).

• Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

• Индивидуальные консультации

• Наглядные средства: информационные стенды для родителей, выставки детских работ.

• Проведение совместных с детьми праздников.

В школе проводятся традиционные праздники, в которых мы принимаем самое активное участие:

  • Смотр строя и песни.
  • Концерты к Дню Победы
  • Рождество
  • День матери
  • День семьи
  • конкурсы художественного слова.

Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.

Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.

Для планирования и проведения классных часов я активно привлекаю учащихся, родителей, которые помогают мне определить тему и проблемные вопросы для обсуждения.

Каждый классный час заканчивается рефлексией нашей коллективной творческой деятельности – это или анкетирование, или беседа которая, которая заканчивается словами: « Я понял, что… или Теперь я постараюсь…или Мне было интересно и хорошо». Такая рефлексия помогает мне определить вектор дальнейшего развития воспитания личности.

Краеведческий материал помогает пробуждать и развивать нравственные чувства учащихся, лучшие личностные качества, формировать гражданскую позицию, ведь через любовь к малой родине рождается патриот России и Гражданин Мира. На примерах героизма людей воспитывается чувство любви и преданности родному краю. Содержание уроков и внеклассных мероприятий, связанных с культурой, литературой развивают у детей способность яснее замечать окружающую действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. Не это ли основа духовно – нравственного воспитания? Поэтому в качестве дидактического материала нужно как можно больше использовать художественные произведения, знакомящие с историей родного края, знаменитыми людьми, с основами православной культуры. А проведение бесед, классных часов, Уроков Мужества, посещение городских музеев, организация экскурсий, походов по родному краю, сотрудничество со школьной и городской библиотеками, взаимодействие с семьями и изучение семейных традиций, проведение праздников, организация различных выставок, конкурсов, эстафет способствуют активной социализации, заинтересованности учащихся, их любознательности и вовлеченности в деятельность. Я часто провожу такие мероприятия, использую при этом мультимедийное оборудование.
Ребята нашего класса принимают активное участие в конкурсах рисунков, плакатов, стихотворений, презентаций.

Классные часы и проектная деятельность:

1 класс

Моя родословная, «Кто я? Где я живу?», « Дорожите именем своим!» Тайны наших имён, Моя фамилия, « Лента времени» моей жизни, Мой папа. Моё отчество, Профессии моих родителей, Загляните в семейный альбом, 15 мая – День семьи, Моя малая Родина

2 класс

Мои братья и сёстры.,Мои дедушки и бабушки. Их ближайшие родственники, Профессии моих бабушек и дедушек, Что мы знаем о традициях, Мир семейных увлечений.

3 класс

Кто , кому и кем в семье доводится, Мои прабабушка и прадедушка, Профессии моих предков, След войны в моей семье, Семейные обязанности, Семейные традиции

4 класс

 Моя родословная. Генеалогическое древо, Фамильный герб, Растения нашего края, Лекарственные растения, Животные нашего края. Рождество Христово. Масленица. Троица. Знаменитые люди города,  Проблемы загрязнения окружающей среды.

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно-нравственного представления. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему человеку, т.е имеют представления о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю и родителям легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению.

Моя работа строилась на следующих принципах:

Слайд 5

Принцип деятельности. Младшие школьники - это учащиеся, которые, придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т.д.

Принцип открытости.  Мы планировали  жизнь в классе совместно, внося коррективы и предложения.  Я прислушивалась к мнению детей, старалась быть убедительной, предлагая им те или иные мероприятия.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, я  предоставляла учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы,  стимулирует ее успешность.

Принцип успешности.  Ребенку необходимо быть значимым и успешным.  Старалась увидеть  участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить. Если ученик видит, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен.

Гуманизма. Стараюсь строить отношения с детьми на доверии, взаимоуважении, сотрудничестве, доброжелательности, создаю ситуацию успеха.

Доброта, милосердие, уважение, честность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к родине вот те качества, которые я стараюсь воспитывать в своих учениках. Стремлюсь, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, ощутил радость  успеха, уверенности в себе, потому что без этого невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.

Пройдёт время, и я думаю, станут, заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей чувства любви и доброты. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Поэтому работа по нравственно-эстетическому и духовно-нравственному направлениям определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...