Разработка классного часа в 1 «Б» классе на тему: «Семья и Отечество в моей жизни»
классный час (1 класс)

Рыбкина Татьяна Владимировна

                   Разработка    классного часа в 1 «Б» классе на тему: «Семья и Отечество в моей жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klas_chas_o_seme_i_otechestve.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Разработка    классного часа в 1 «Б» классе

 на тему: «Семья и Отечество в моей жизни»

Цели  и задачи классного часа: включить школьников в тему, что Семья и Отечество в нашей жизни»,  развивать коммуникативную культуру учащихся (умение работать в группах), воспитать патриотические чувства и гордость за свою семью и Отечество, раскрыть нравственные аспекты человеческих взаимоотношений, формировать духовно-нравственные и эстетические ценности обучающихся, формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни.

Оборудование: АРМ,  фотографии, рисунки, карточки, листы бумаги, цветные мелки,  презентация, плакаты, книги,  цветные карандаши, стенд «Символы России и Кубани,  фотоаппарат.

                                         

Форма классного часа:  ток-шоу  «Подумаем вместе»

Гости классного часа: пятиклассники – вожатые, эксперты – девятиклассники.

                                            Ход классного часа.

  1. Организация класса.

 Звенит звонок –это раз, начинаем  классный час.

  1. Игра «Проблемная ситуация».

-где мы с вами живём? ( В России)

- знаете ли вы как называется наше государство? (Российская Федерация)

-какой главный город  нашей Родины? (Москва)

- назовите президента Российской Федерации (В.В. Путин)

3. Игра «Догадайся»

- кто сказал эти слова?

     «Будущее России закладывается в каждом доме,

      благополучие страны начинается с благополучия  каждой семьи»

(В.В.Путин)

4.Вывод темы и цели классного часа обучающимися.

Сегодня классный час, друзья,

Про удивительные семь «Я».

Кто они, мне подскажите?

Про дом, Отечество…

И тему, цель определите?

5. Ток-шоу  «Подумаем вместе »

-Добрый день! Приветствую вас на ток-шоу  «Подумаем вместе»  

С вами я – Татьяна Владимировна!

 На нашем шоу присутствуют эксперты  гости. Поприветствуем их.

А так же в студии  самые замечательные участники шоу: мудрецы и  философы (пятиклассники).  

Итак,  ток-шоу начинается.

О чем же мы с вами будем думать и размышлять?

1)Инсценировка «Звездочка»

- Давным-давно много звёзд на небе не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым.

-Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, то тусклый »? Звездочка ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко.  А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!  Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, куда они так спешат?  Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел очень усталым, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза… Они светились в темноте от счастья и радости.  «Чему ты радуешься, странник»?  - спросила я.  И он ответил: «Шагая  вперёд, преодолевая все преграды,  я знаю, что дома меня ждёт тепло и уют, забота жены, детей, внуков».

-Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые торопятся домой».  Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Отчего же ты грустишь? Ведь ты помогаешь людям»

-Как бы вы продолжили сказку?

(Ответы детей: - Звездочка ответила, что ей некуда спешить, что ей грустно одной, что у неё нет семьи )

-Звёздочка ничего не ответила.

-Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна …СЕМЬЯ »!

О чем же мы с вами будем думать и размышлять?

Определите как называется наше ток-шоу…...

- Закройте, пожалуйста,  глаза и мысленно произнесите слово: семья.

Что для вас значит семья? Ответьте одним словом (любовь, родители, дом, уют, родственники)

2)Конкурс стихов о семье.

            Раз, два, три, четыре, пять

              Начинаю я считать.

               Папа, мама, брат, сестра,

              А мизинчик – это я.

Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?

Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт?

                                                              (бабушка)

С кем же я ходил на пруд?

Там у нас рыбалка,

Только рыбы не клюют,

Что, конечно, жалко!

Дня четыре или пять

Не приносим рыбы…

Скажет бабушка опять:

«И на том спасибо»!                

                                 (дедушка)

Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
Кто заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?

                                         (мама)    

Он всё может, всё умеет,

Всех храбрее и сильнее,

Штанга для него как вата,

Ну, конечно, это - …  

                                 (папа)

Семья – это то, что мы делим на всех.

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падения, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанье печать.

 

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года.

Но стены родные, отчий твой дом –

 Сердце на веки останется в нем!

Вывод учителя: Итальянский поэт и филолог  сказал: «Природа…  даровала людям великое утешение от многих зол, наделив их Семьёй и Родиной…».

-А как вы понимаете это утверждение?

-Вы правы, мы с вами попытаемся  разобраться, что объединяет эти понятия – семья и Отечество?

3) Игра «Что? Где? Когда?»

Прошу внести   ящик…….(звучит музыка)

То, что объединяет понятия Отечество и семья  находится в этом ящике. Ваши предположения……

-Ответы у всех разные, а что на самом деле находится в ящике, мы узнаем  в финале нашего шоу.

Что в нашем понимании означает  слово семья - мы с вами разобрались  

А, как вы понимаете, что такое Отечество?...

4) Работа с толковым словарём.

Родина - страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Вы оказались правы, понятие «Родина» широкое

В мыслях сразу возникают необъятные просторы России: широкие поля, бескрайние леса,  реки и озера.

И среди всего этого многообразия есть земля,  самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина, где ты живешь со своей семьей.

- Из толкового  словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой  

«Семья – группа живущих вместе близких родственников».

        5)Игровая ситуация «Рассуждаем»

 А вот английский философ, историк утверждал, что любовь к Родине начинается с семьи.

Вы согласны с этим утверждением?....

Как вы понимаете это высказывание?......

(рассуждение детей)

6)Творческая коллективная проектная работа.

Многие писатели размышляли о Родине, о ее значимости в жизни человека, художники отражали это в своих картинах, композиторы посвящали ей свои произведения.  

Тютчев, Есенин, Некрасов, Фет и многие другие поэты воспевали Родину в своих стихах. Попробуем и мы себя в роли поэтов. Составим  из предложенных фраз стихотворение.
(дети составляют, приклеивают на бумагу и зачитывают у доски)

Родина – это большое, большое

Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Какое красивое получилось стихотворение. Какие главные понятия раскрываются?......

Семья – главное богатство в жизни. Но семья-это не только близкие люди, это всё то, с чем она связана - и дом,  в котором мы живём и город, где родились и даже страна. Всё это неразрывно и едино.

7) Игра «Узнай тайну ящика»

 Пришло время узнать тайну  нашего ящика? …

Что же объединяет в одно целое эти понятия семья, город, страна, Родина, Отечество, Отчизна ?.....

Пятиклассник  открывает ящик и показывает слово «государство».

Как вы понимаете, что такое государство?

       Обратимся за помощью к словарю?

Государство -

-Ребята! Государство, можно назвать семьей? (Ответы детей)

 В нашем государстве живет 128 национальностей.

Дети, мы частица этого государства? (ответы детей)

 Мы частица этого государства,  т.к. мы не представляем себя без семьи, а семья – это ячейка общества).

- Ребята, какие мы великие, мы важная часть государства, от того какие вы вырастите зависит будущее нашего Отечества.

8) Чтение  стихотворение Н.Н.Белика учителем.

Как пчелы в соты собирают мед,

 так наша Отчизна собирает нас

 в один большой многонациональный хоровод

 и бережет и согревает.

- Как вы думаете, как сейчас вы можете помогать Отечеству? (Ответы детей).

Вывод: вы сейчас получаете знания, а в дальнейшем эти знания вы будете применять в жизни  на практике.

        «Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ».  

«Семья – это родные друг другу люди».

        «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».

 

9) Легенда « Как появилась дружная семья»

   Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

 - Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой;  на чём же должна строиться семья?    (Понимание, Любовь, Уважение,  Доверие,  Доброта, Забота,  Помощь,  Дружба)

- Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании.  Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это  общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя

купить, а можно их только приобрести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.    

10)Игра « В гостях одной семьи»

- Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.

«Какой хороший вечер»

Какой хороший вечер!

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет.

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню.

Глаза мои закрылись

Раскрыть бы их пошире.

Глядеть бы удивлённо.

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.

Лишь мама

Посередине мира.

И я уже уснувший

У мамы на коленях.

- Хотелось ли вам жить в такой семье?  Почему? (высказывания детей).

- Выберите слова, которые  «живут» в такой семье?  

(на слайде слова:  уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость).

11)Игра «Доскажи пословицу»

- Закончите пословицу о семье:    

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

 12) Проблемный вопрос:

- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей?  (мнения детей).

- Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.

- В современной песне поётся:

Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

13) Исполнение песни «Родительский дом»

 14) Сюжетно – ролевая игра «Строители».

(Учитель распределяет между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба

Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» – это…  .

Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья».    «Семья – это…   .

Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете  предложить  для крепости семейных отношений.

Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

(на подготовку 5 - 10 минут)

- Все бригады готовы, осталось только построить дом.

- Строительство дома начинается с фундамента.

I бригада

 «Прораб» зачитывает ответы:  Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

 

- Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

 

II бригада

«Прораб» зачитывает ответы:  Семья – это…  (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

 

- Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

- Что нужно для крепости  семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III бригады.

 

III бригада.

«Прораб» зачитывает ответы:  понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

 

- IV бригада расскажет нам «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

 

Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе,  любить свою семью.

Нельзя: огорчать; ругаться;  предавать; грубить; повышать голос;  быть агрессивным;  выплёскивать на других свой гнев, обиду;  бездельничать, когда взрослые трудятся.

- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

- Много серьёзных слов было сказано о семье.

 15)Викторина «И в шутку  и в серьёз».                

1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

3. Цветок – символ семьи (ромашка).

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника?   (мать-и-мачеха)

5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?  

 (о матрёшке)

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?   («Яблоко от яблони недалеко падает»).

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики?   (в доме)

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?   (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).

16)Актуальные вопросы для обсуждения :

1. Что для тебя означает понятие Дом?

2. Как сохранить тепло Дома?

3. Какая семья считается счастливой?

4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?

5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

 (Дети предлагают свои варианты ответов.)

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

17)Игра «Компакт-опрос»

Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме- бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.

Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь

18)Рефлексия.

- Интересно вам было строить дом?

- Работать в строительной бригаде?

- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

- Что на свете всего дороже?     (Семья).

- А что значит семья? (Это – семь я).

- Без чего не может быть она? (Без папы, мамы и меня).

- А чем же скреплена она? (Любовью, заботой и теплом).

Ведь все мы связаны семьёй. 

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите!

Раздаются детям памятки.

Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод.

      Государству нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути развития страны. 

    Растите достойными людьми.

Наше шоу подошло к концу.

 С вами была  ведущая – Татьяна Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 4 классе Семья и отечество в моей жизни

Конспект предназначен для проведения классного часа в 4 классе по теме "Семья и Отечество в моей жизни".  Цели данного мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, формирование ценност...

Классный час на тему. Семья и Отечество в моей жизни.

Способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; прививать любовь к Родине , интерес к истории своего Отечества, развивать мышление, речь, воображение....

Классный час на тему: «Семья и Отечество в моей жизни»

Классный час на тему: «Семья и Отечество в моей жизни»Цель: формирование семейных ценностей; любви к Родине; межнациональной дружбы....

Классный час по теме: «Семья и Отечество в моей жизни»

Цели:воспитание ценностного отношения к семье, формирование у обучающихся активной гражданской позиции и любви к Отечеству, основанной на исторических традициях ХМАО, любви к своей малой Родине, приме...

Презентация к классному часу Семья и Отечество в моей жизни Батищева Н.А

Презентация к классному часу Семья и Отечество в моей жизни Батищева Н.А...

Классный час по теме : «Семья и Отечество в моей жизни»

Семья - ячейка общества, неотъемлемая часть нашей родины...

«Семья и Отечество в моей жизни» Классный час во 2-м классе

На этом классном часе раскрываются значения понятий «семья», «члены семьи», «старшее поколение», «младшее поколение». Помогает  воспитыва...