Классный час "Права и обязанности"
классный час (4 класс)

Рылова Ольга Михайловна

Классный час 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_i_obyazannosti.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 4 классе "Мы изучаем права и обязанности детей"

Цель:

закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;

обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;

формировать уважительное отношение друг к другу.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Я вижу ваши внимательные глазки. Полный порядок на партах. Значит мы можем начинать наш классный час.

2. Сценка «Игра».

(Показывают дети)

Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.

Руслан: Давайте поиграем в войну!

Даниил: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Руслан, полицейским. А ты, Лёшка, будешь бандито

Лёша: А я не хо

Даниил: Чего не хочешь

Лёша: Играть в войну.

Руслан: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Лёша: Я не хочу.

Даниил: Захочешь.

Лёша: Что же вы меня заставите?

Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

(Дети садятся на места)

Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Руслан и Даниил? Почему они не правы? Прав ли Лёша?

(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)

– Может, кто догадался о теме нашего разговора?

3. Объявление темы и постановка цели занятия:

Сегодня мы и попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Слайд 1

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер. Их нормы не обязательны для исполнения.

Слайд 2

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. 

  Выясняется и обсуждается значение слова "право" — 1) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство; 2) охраняемая и узаконенная государством возможность что-то делать, осуществлять. (Толковый словарь Ожегова)

Конституция Российской Федерации (главный закон государства)…

4. Права ребенка

Ученики называют права, которые должны, на их взгляд, иметь все дети, живущие на планете Земля. Учитель обобщает и дополняет высказывания ребят: Слайды 3,4.5.6.7

— Главнейшее право каждого человека — право на жизнь.

Что же оно означает? (никто не может отнять жизнь человека, пытаться его убить)

-право на достойную жизнь.

а) возможность бесплатно получать хорошее образование.

П.У. Ага , а вот мой брат не набрал баллов на ЭГЭ и учится платно.

А когда ученик получит большее количество баллов на ЕГЭ? (Учится, старается все 11 лет учёбы в школе. Государство бесплатной учёбой в ВУЗе награждает ученика за старание и стремление к успешной учёбе).

Б)Право на медицинское обслуживание

П.У Ага, а мне вчера за деньги зуб удалили

К сожалению, некоторые медицинские услуги в нашей стране платные, но в основном наша медицина обслуживает население страны бесплатно. Если вам требуется медицинская помощь, вы не задумываясь идёте на приём к врачу или вызываете его домой. В каждой школе тоже есть доктор, который окажет вам необходимую помощь.

В) Право на отдых, игры, досуг, на всестороннее развитие.

П.У. А я вот вчера вечером хотела отдохнуть, на диванчике поваляться. А мне стих надо было учить, математику делать. Где же оно мое право на отдых.

-А как вы понимаете право на всестороннее развитие?

-Дети могут заниматься в художественной, музыкальной школе, посещать спортивные секции.

- Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность.

П.У. А как же преступники, ведь их сажают в тюрьмы.

Никто не может ни с того, ни с сего задержать человека, посадить его в тюрьму, избить. Да, но человека можно назвать преступником только после того, как будет доказана его вина в зале суда. И тогда за своё преступление, за то, что пошёл против общества, нарушил правила и права, человек будет наказан – временно лишён свободы.  

П.У ладно, вы меня убедили, что права у нас в государстве соблюдаются

- права на защиту чести и достоинства.

Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

Действительно, иногда лживым, грубым словом можно обидеть, оскорбить другого человека, запятнать его честное имя. Обиженный человек имеет право защищать свои права и добиваться справедливости

-Право на свободу слова

- Право на имя.

Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. Здесь же пишут дату рождения, где вы родились, и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас.

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина

5. Права школьников (карточки)

Ученик имеет право на :

1. Откровенное выражение своего мнения относительно жизни класса и школы, если это не унижает чего-либо достоинства.

2. Открытую оценку своих знаний по каждому предмету исключительно в соответствии со знаниями и умениями.

3. Уважение своей личной жизни и достоинства.

4. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях и делах.

5. Отдых в перерывах между уроками.

5."Сказочная викторина"

Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека

- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.

« Колобок»

- Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка "Колобок").

- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"

- Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

- Как называется эта сказка? Кто её написал?

Рус. нар. сказка "Маша и Медведь".

- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой?

- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".

- Как должна ответить Маша, защищая свои права?

(Не имеешь права лишать меня свободы)

 «Лиса и Заяц»

- Кто знает название и автора этой сказки? (Лиса и Заяц).

- Какую статью нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)

- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).

«Золушка» Шарль Перо

- Назовите сказку. Кто знает автора? ("Золушка" Шарль Перро).

- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.

- Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).

-Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".

6. Обязанности.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Из словаря Ожегова: «ОБЯЗАННОСТЬ-это круг действий, возложенных на кого-нибудь. и безусловных для выполнения»

Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

·  Уважать права, честь и достоинство всех участников;

·   Прилежно учиться;

·   Иметь аккуратный вид;

·   Соблюдать правила техники безопасности;

·   Беречь школьное здание, оборудование;

·   Придерживаться общепринятых правил поведения;

·  Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

7.  Анализ ситуаций 

Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе)

Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!

8. Итог

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

 Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

 Обучаться, отдыхать,

 Быть веселым и здоровым,

 Восхищаться чем-то новым

 И любить, и быть любим

Все: Он на свете не один!

ТОВАРИЩИ ДЕТИ!

Будьте бдительны!

Права свои знайте,

А  обязанности не забывайте!

13. Рефлексия

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Пожарным можешь ты не быть, но правила ПБ знать обязан"

Данный классный час был проведён в рамках конкурса на лучший классный час по ПБ. По итогам конкурса данное мероприятие было удостоено 2 места....

Классный час "Мои права и обязанности"

Каждый человек имеет права и обязанности. Дети тоже должны знать об этом. Данный классный час помогает обучающимся познакомиться со своими правами и обязанностями. ...

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

Внеурочная деятельность. Классный час в 4 классе « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Классный час по теме "Права и обязанности" с использованием художественной литературы....

Классный час «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях, а также о т...

Классный час «Наши обязанности»

Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа.Мотив...