Внеурочка для 2 класса "Мои первые проекты"
рабочая программа (2 класс)

Карамова Гульнар Галимулловна

Внеурочка "Мои первые проекты" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеурочка "Мои первые проекты"27.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________Карамова Г.Г.  

  Протокол № 1

от «   » августа 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

  ________ / Нургалиева Ч.Р.

«  » августа 2021 г.

«Утверждено»

Директор школы

________/Тимергалиев И.М.

Приказ №

от «  » августа 2021 г.

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОИ ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ» 

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ДЛЯ 2 КЛАССА  

КАРАМОВОЙ ГУЛЬНАР ГАЛИМУЛЛОВНЫ,

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МБОУ «БОЛЬШЕКУКМОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

 ИМ. М. М. МАНСУРОВА»

КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                                                                                                       

                                                                                                         

                                                                                                          Принято  на заседании                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                          педагогического совета                                                                                        

                                                                                                           Протокол № 1                                                                                                                                                      

                                                                                                           от «    » августа 2020 г.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

     Рабочая  программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мои первые проекты» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для организации внеурочной деятельности во 2 классе, способствует созданию условий для развития познавательных способностей ребёнка.

Срок реализации программы:

1 год по 1 часу в неделю.

Цель программы:

Развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.

Задачи:

1.  Сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию к их проектно- исследовательской деятельности.

2. Сформировать позитивную самооценку, самоуважение.

3. Вооружить школьников теоретическими знаниями и специальной лексикой основ проектно- исследовательской деятельности.

4. Научить учащихся сначала совместно с учителем, а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно- исследовательские работы.

5. Развивать практические умения и навыки выполнения проектных работ

6. Сформировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении).

7. Сформировать способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе, научить управлять этой деятельностью.

8. Формировать умение решать творческие и проблемные задачи.

9. Формировать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Важнейшие задачи образования в начальной школе — формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В решении этих важных задач особая роль принадлежит внеурочной деятельности, которая является важной составляющей образовательного процесса в системе начального общего образования.

Программа внеурочной проектной деятельности разработана на основе следующих документов: Федерального закона Российской Федерации от 29.122012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Письма Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 Мая 2011 г. МОЗ-296»Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,

Актуальным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Решение этой проблемы в начальной школе возможно через организацию проектной деятельности. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие всех учащихся класса в познавательной деятельности. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность проектной деятельности связано с тем, что ФГОС НОО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

           Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью — стадия мысленного решения поставленной задачи.

          Проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

         Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

         Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Каковы основные требования к использованию метода проектов:

- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения.

- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

-  Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

- Использование исследовательских методов, что предполагает:

-  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

-  выдвижение гипотезы их решения;

-  обсуждение методов исследования;

-  оформление конечных результатов;

-  анализ полученных данных;

-  подведение итогов; ~ корректировка;

-  получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.

          С учетом логики исследовательской деятельности могут быть определены и структурные элементы проектной технологии, которые необходимо помнить при работе над проектами:

-  Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

- Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.

 - Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.

- Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

-  Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

-  Рефлексия итогов деятельности. Выдвижение новых Проблем.

         Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для последующего обучения в старших классах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

     Программа внеурочной деятельности «Мои первые проекты» состоит из 3 частей: «Тренинг» , «Проектная и исследовательская практика» и «Мониторинг».

        Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться—самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.  В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

1)  интегративный подход к организации исследовательской и проектной деятельности; стремление к междисциплинарности при разработке проектов;

2) системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации;

3) непрерывность, углубление и расширение от класса к классу основ проектно-исследовательской деятельности;

4) взаимосвязь внеурочной деятельности школьников с урочной деятельностью;

5) принцип доступности, при котором учитывается возраст при выборе темы и формы проектирования.

Отличительные особенности данной программы

1.        Данная программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления.

Тип программы: образовательная программа, ориентированная на достижение результатов определенного уровня.

Виды деятельности, применяемые в реализации программы:

- выбор темы проекта;

- выявление проблемы;

-  поиск информации;

-  выдвижение гипотезы;

-  нахождение путей решения проблемы;

- исследовательская работа (наблюдения, эксперимент, мысленный эксперимент);

-  создание продукта проекта (книжка-малышка, представление, выставка и т.д.);

-  подготовка мини-сообщения;

-  представление продукта публике и т.д.

2.   Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

- В материал каждого урока включены упражнения, которые нацелены на формирование специфических исследовательских и проектных умений младших школьников, что продиктовано задачами подготовки учащихся к более осознанной проектной деятельности в последующих классах.

-  Задания разработаны с учетом того, что проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. В материал занятий включены загадки о геометрических фигурах, птицах, сказочных персонажах. Все это знакомо учащимся и способствует повышению познавательного интереса на занятии.

- Рубрика «Совет Ежика-исследователя» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

-  Различные формы самооценки в конце коллективных проектов помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки проектантов.

-  Значительно обогащена рубрика «Разминка», которая помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

-  Каждое занятие (кроме проектов) заканчивается заданием «Допиши пословицы и объясни их значение», что целенаправленно учит осмысливать содержание, способствуя тем самым развитию метафоричности мышления, а также формирует умение использовать пословицы в разговорной речи, тем самым материал активизирует внимание и умственную деятельность учащихся.

- На этой ступени обучения особую роль играют коллективные и групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). В связи с этим в тетрадь включены 9 проектных заданий. Все они содержат проблемную ситуацию, из которой необходимо вычленить проблему и решить ее путем создания проекта. Таким образом, усилены логика и содержательный аспект проектных заданий, обогащено их информативное составляющее.

Данная программа предусматривает достижение результатов:

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

В целом в проектной деятельности второклассников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, предлагает проектное задание, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

- планирующий—подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Ожидаемые результаты

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к труду и групповой деятельности человека;

- бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;

- умение организовывать рабочее место и соблюдать правила работы в группе;

- бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

- эстетические чувства (красивое и некрасивое, аккуратное и неаккуратное);

- широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности групповой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости групповой деятельности;

- представления о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;

- представления об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при подготовке проекта;

- потребности в творческой деятельности  и развитии собственных интересов, склонностей и способностей;  

- с помощью учителя планирования предстоящей практической деятельности;

- под контролем учителя выполнения предлагаемых проектов с опорой на план и образец;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные результаты

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать  практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные результаты

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные результаты

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения проектной задачи с использованием учебной литературы;

- использовать знаки, символы,  модели, схемы, для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

-анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей)

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи и аналогии;

- строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием дополнительной литературы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

- использованию методов и приемов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Планируемые результаты

Обучающиеся должны научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных сообщений;

- готовить продукт проекта;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему)

- анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- ставить и удерживать цели;

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).


Способы проверки результатов освоения программы

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, создание книжек-малышек, альбомов с рисунками учащихся, учебных таблиц, макетов, наглядных пособий, серии иллюстраций, фотоальбомов.

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема урока

Дата проведения урока

Примечание

план

факт

Тренинг

1

Мир твоих интересов

06.09

2

Выбор темы проекта. Все дело в проблеме…

13.09

3

Цель и задачи проекта.

20.09

4

Выдвигаем гипотезы

27.09

5

Удивительный вопрос

4.10

6

Наблюдения

11.10

7

Эксперимент

18.10

8

Эксперимент

25.10

9

Источники информации. Интересный человек. Интервью

8.11

10

Источники информации. Интересный человек. Интервью

15.11

11

Как работать с информацией

22.11

12

Учимся выделять главное и второстепенное

29.11

13

План и планирование

6.12

14

Презентация проекта

13.12

15

Самоанализ. Текстовая работа.

20.12

Проектно-исследовательская практика

16

Проект «Радуга-дуга»

27.12

17

Проект «Радуга-дуга»

17.01

18

Проект «Сюрприз для мамы»

24.01

19

Проект «Сюрприз для мамы»

31.01

20

Проект «Собака – друг человека?»

7.02

21

Проект «Собака – друг человека?»

14.02

22

Проект «Мобильный телефон: плюсы и минусы»

21.02

23

Проект «Мобильный телефон: плюсы и минусы»

28.02

24

Проект «Кто питается в наших кормушках?»

7.03

25

Проект «Кто питается в наших кормушках?»

14.03

26

Проект «Полезный мусор» (групповой проект)

21.03

27

Проект «Полезный мусор» (групповой проект)

11.04

28

Исследовательский проект «Наращивание кристаллов соли в домашних условиях»

18.04

29

Исследовательский проект «Наращивание кристаллов соли в домашних условиях»

25.04

30

Проект «История моей семьи»

2.05

31

Проект «История моей семьи»

9.05

32

Коллективный проект «Говорящая история улиц нашего села»

16.05

33

Коллективный проект «Говорящая история улиц нашего села»

23.05

Мониторинг

34

Мини конференция «Мой лучший проект»

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проектной деятельности "Мои первые проекты"

Программа проектной деятельности для 1-4 классов школы в рамках ФГОС НОО...

программа внеурочной деятельности "Наши первые проекты"

Программа для кружковой работы в начальной школе созданная на использовании проектной технологии в духовно-нравственном развитии  и воспитании младших школьников....

Программа внеурочной деятельности "Мои первые проекты"

Программа рассчитана на учащихся 1-2 классов. В процессе занятий дети знакомятся с проектной деятельностью, с этапами проекта, учатся работать в команде. Начинается работа с краткосрочных проектов, но...

Программа дополнительного образования "Мои первые проекты" 3 класс

Рабочая программа кружка "Мои первые проекты" для учащихся 3 класса (ОС "Школа 2100") с использованием пособия "Всё узнаю, всё смогу"...

О первых опытах исследовательской деятельности младших школьников. Первые проекты.

     В 2007 г. я  участвовала  в муниципальном конкурсе "Учитель-исследователь".Тогда же и начала заниматься  исследовательской деятельностью с детьми. Темы детски...

Проект "Первые проекты" (Савенков А.И. «Я-исследователь»: учебник – тетрадь для младших школьников. Самара: Учебная литература, 2004).

Актуальность программы внеурочной проектной деятельности определяется рядом факторов:- во-первых, программа создаёт условия для вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, обеспечив...

4-5 Методичка Проект Мой первый проект на Scratch

Методическая разработка для проведения занятий по предмету информатика....