Конспект мастер-класса по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
методическая разработка (3, 4 класс)

Бочарова Лариса Ивановна

Актуальность темы: Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Здоровые дети – здоровое будущее. Здоровье определяется как составная полного физического, психологического и социального благополучия. Человеку, начиная с раннего детства, необходимо вести здоровый образ жизни. Учитель может много чего сделать для здоровья школьников. Это соблюдение гигиенических норм в общеобразовательном процессе, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни, систематическое проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни, систематическое проведение динамических пауз, физкультминуток, бесед о правильном отношении к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребенку полюбить свое здоровье, себя самого и самому оценить проблемы собственного здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса по теме:

 «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Бочарова Л.И.,

учитель начальных классов,

г.Старый Оскол. Белгородская ообл.,

МАОУ «СПШ №33»

1. Вступление:

- Давайте познакомимся. Назовите свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
- Например: Меня зовут Алёна, мое качество аккуратность.
- А теперь Вы. (Представление участников)

- Познакомились. Давайте оценим, насколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилось, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то - вниз. (см. Приложение 1)

- Спасибо!

- А теперь соберите из букв, расположенных на обратной стороне карточки, слово так, чтобы мы могли его прочитать. (Здравствуйте)

2. Основная часть. ( Погружение в тему)

2.1. Обоснование проблемы.

Вопрос. 

- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему  мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.

Ответы педагогов.

- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность.

 «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
                                                                                                          В. А. Сухомлинский.

Многие годы  дети  проводят  в  стенах  образовательных  учреждений, практика  показала, что лишь  малую  часть  выпускников  можно  отнести  к  числу  здоровых. Результаты  научных  исследований  показали,  что  все  изменения  в  здоровье  детей  происходят  именно  в  период  обучения  детей  в  школе.

Сохранить здоровье каждого – наша задача.

- Какого ребёнка можно назвать здоровым?

Ребёнка можно назвать здоровым, если он:

- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

- в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

- в нравственном – честен, самокритичен, эмпатичен;

- в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

- Я вам предлагаю работу в группах.

2.2. Составление кластера.

Попробуйте предположить, какие внутришкольные факторы влияют на здоровье школьника. Перед вами заготовки, дополните кластер.

- Озвучьте свои предположения. (ответы участников)

  Сравним получившиеся результаты.

2.3. Мозговой штурм.

- Как вы считаете, что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?

- Использовать здоровьесберегающие технологии.

- Что же такое здоровьесберегающие технологии?

Ответы педагогов:

Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.

- В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий  достигается  важный результат - получение учащимися образования  без ущерба для здоровья.

Все ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ условно можно разделить на три группы, предложенные доктором медицинских наук В.Ф. Базарным:

«технологии сохранения и стимулирования здоровья», «технологии обучения здоровому образу жизни», «коррекционные технологии».

Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.

- Поговорим подробнее о некоторых приёмах, используемых в работе с детьми по данным технологиям.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

- Проведём апробацию некоторых приёмов.

Один из приёмов – физкульминутки,  динамические паузы для профилактики переутомления на уроке.

Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их проведения 3-5 минут.

Апробация физминутки с участниками.

Мы писали, мы считали,

И тогда мы дружно встали,

Ручками похлопали:

Раз, два, три.

Ножками потопали:

Раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Приём сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика – тренировка тонких движений пальцев и кисти рук, снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Апробация приёма с участниками.

«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
«Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.»
(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

Нравятся детям минуты расслабления при выполнения Мудр. (приём не по Базарнову, внедряем и другие техники) Это – универсальный способ, целительное воздействие, получаемое обыкновенным сложением пальцев одной или обеих рук. Или просто – МУДРЫ.

Мудра – это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами, в переводе с санскрита, означает "дарующий радость", другой вариант перевода – «печать». Ребятам это, как правило, удается без особого труда: для них складывать пальчики в замысловатые фигуры – это игра, и удовольствие.

Например, «Лестница небесного храма» улучшает настроение, снимает состояние безысходности и тоски, депрессии. (показ техники)

Методика исполнения: кончики пальцев левой руки прижимаются между кончиками пальцев правой руки (пальцы правой руки всегда внизу). Мизинцы обеих рук свободны, выпрямлены, обращены кверху.

«Черепаха». Показания: переутомление, нарушение функции сердечно-сосудистой системы.

Методика исполнения: пальцы правой руки смыкаются с пальцами левой руки. Большие пальцы обеих рук соединены между собой, образуя "голову черепахи".

Гимнастика для глаз – упражнения для снятия глазного напряжения, профилактики нарушения зрения. По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

Апробация элементов гимнастики.

- Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

Часто используем приёмы, включающие не только двигательные упражнения (дыхательная и ортопедическая гимнастики), но и расслабляющие – релаксация – упражнения на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения, снижения двигательного беспокойства.

Апробация приёма.

Зарядка – релаксация (проводится в комплексе с цветотерапией, радужной релаксацией «Гармония цвета»)

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке.

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

Другой приём - гимнастика ортопедическая – система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Апробация упражнений.

- Поза дерева. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойно вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Удержать позу 15 – 20 секунд.

- «Медвежьи покачивания». Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.

Дыхательная гимнастика – упражнения направленные на укрепление дыхательной мускулатуры (прерывистое произношение звуков на вдохе и выдохе, заучивание скороговорок) - помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

Апробация приёма.

На одном вдохе произнести 5 звуков «в», делая между ними короткие промежутки. Затем произносится скороговорка: «Водовоз вез воду из водопровода».

Интересный приём - кинезиологическое упражнение «УХО-НОС»

Кинезиология, буквально изучение своего тела – это целостный подход балансирования движений и взаимодействия человеческих энергетических систем. Основатель в современном виде американец Джордж Гудхард принял за основу древний метод индейцев. Об использовании полной методики речи нет, но некоторые упражнения использую.

Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Для постепенного усложнения упражнений использую:

- ускорение темпа выполнения;

- выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля)

- подключение движений глаз и языка к движениям рук;

- подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Для реализации направленности технологии сохранения и стимулирования здоровья использую наглядный материал, тренажёры.

Тренажёр на уроках окружающего мира (цветные траектории), по которым дети « бегают» глазами. Обыгрывается темой урока.

На уроке математики.

На листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры, толщина линии 1см.

Примеры заданий:

Находим однозначные, двузначные числа.

Каких геометрических фигур больше?

На уроке русского языка - деление букв на группы.

Для физминуток по методике сенсорно-координаторских тренажёров можно использовать данный тренажёр.

Под команду учителя “1-2-3-4” дети фиксируют взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто “пробежать” глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 картинки и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.

Визуализация здоровья «Водопад». (Сопровождение под музыку)

Апробация метода

Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. С каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами… (пауза 15 секунд)

Остановимся подробнее на следующей технологии.

 «Технологии обучения здоровому образу жизни»

К ней относятся: урок физкультуры, точечный массаж, коммуникативные игры.

Коммуникативные игры создают предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивают необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого поведения.

Апробация игры «Через стекло»

Побудьте в роли ребёнка. Вам предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Темы для разговора выбираем любые, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».

Самомассаж и точечный массаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение. Это простая и безопасная терапия. Массирование производится надавливанием на определённые точки 3-4 раза по 1-2 минуты.

Последняя группа технологий:

 «Коррекционные технологии»

технология музыкального воздействия, цветотерапия, сказкотерапия, технология коррекции поведения, психогимнастика, речевая гимнастика.

Психогимнастика направлена на преодоление барьеров в общении, снятии психического напряжения, создание возможностей для социально приемлемого самовыражения.

Один из приёмов - психологическая саморегуляция - «Солнышко».

Апробация приёма.

С закрытыми глазами представьте, что на ладошках лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Переключается внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание  на дыхание.) Оно успокаивается, становится плавным, равномерным. В заключении - улыбнулись друг другу.

Артикуляционная (речевая) гимнастика – упражнения для формирования правильного произношения. Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.

Апробация упражнений.

"Чистим, зубки" - улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

"Дудочка"- с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

"Месим тесто"- улыбнуться, пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя...",
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

"Чашечка"- улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

Цветотерапия – воздействие цветом.

Подходы разные. Это и запись на доске цветными мелками, и разнообразие цвета в тренажёрах, цветные ассоциации.

Апробация игры – цветные сны.

В положении сидя закрываем глаза, прикрываем их ладонями и опускаем голову. Я называю цвета, а вы с закрытыми глазами стремитесь «увидеть» (представить) в чем-то заданный цвет - синее небо, зеленая трава, желтое солнце. Выборочно подхожу к каждому, касаюсь плеча и опрашивает о том, что вы увидите. Затем называю другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.

Использование апробированных здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть их творческие способности.

Внедрение ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся.

2.4 Практикум. Работа в парах.

- Предлагаю вам применить полученные знания на практике.

На столах лежат учебники. Задание: выбрать тему урока, применить здоровьесберегающие технологии на любом его этапе. Время выполнения – 3-5 минут.

Выслушивание ответов. Обмен мнениями.

3. Подведение итогов. Рефлексия:

Сегодня на занятии мы с вами:

1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.

2.  Метод «Работа в группе» помог определить внутришкольные факторы, которые влияют на здоровье школьника.

3. Метод «мозговой штурм»  и работа в парах помогли педагогам апробировать приёмы, поделиться опытом работы в использовании здоровьесберегающих технологий в своей практической деятельности.

4.  Мы освоили методику проведения тренинговых технологий и интерактивного метода «составление кластера».

- Вы вернетесь в свои классы….  Что бы вам хотелось попробовать в своей практике  из увиденного сегодня. (высказывания педагогов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний....

Статья на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...

Статья на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Содержание статьи раскрывает возможность использования информационных технологий на уроках в начальной школе. …...

Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»

Цель: Развитие ИКТ - компетентностей обучающихся  с целью повышения качества образовательного процесса.Глобальные: (определены  общественно государственным заказом)повышение  каче...

Статья по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Применение ИКТ в образовательном процессе, позвоПредварительный просмотр:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕСлайд 1. Итак, прекрасная пора детства!...

Выступление на педсовете по теме: «Использование информационно-коммуникитивных технологий на уроках в начальной школе»

Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные,...