Кл.час "Ответственность"
классный час (3 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_vneklassnoe_zanyatie_3_klass.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Ответственность» , 3 класс

(открытое внеклассное занятие)

Цели: познакомить обучающихся с понятием «ответственность», способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки, слова.

Задачи: 

- способствовать развитию у школьников  чувства ответственности;

- способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога;

- содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

- воспитывать стремление совершать добрые дела и хорошие поступки.

Личностные результаты: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД: определять     и  формулировать      цель   деятельности    на занятии; проговаривать последовательность действий на занятии.

Познавательные УУД: сформулировать понятие «ответственность».

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Оборудование: экран, проектор, карточки для групп, заготовки «Цветы» и фишки для деления на группы по количеству обучающихся.

План занятия:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и цели занятия
  3. Изучение нового материала
  4. Практическая работа
  1. Анализ ситуаций
  2. Упражнение «Сердце цветов»
  1. Итог урока
  2. Рефлексия

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и желаю хорошего вам настроения и успехов на нашем классном часе! Все ли готовы к занятию? (Да) Тогда вперед!

  1. Сообщение темы и цели занятия

-  Послушайте и прочитайте высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Как думаете,  о каком качестве человека мы будем сегодня говорить?

(Об ответственности) 

- Правильно. Тема классного часа: «Ответственность».

- Какие цели поставим на занятии? Чему мы будем учиться?

1. Что такое ответственность

2. За что мы несем ответственность

3. Перед кем несем ответственность

  1. Изучение нового материала

- Подберите однокоренные слова к слову ответственность. (Ответ, отвечать)

- На основе однокоренных слов, предположите, что такое ответственность? (Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия)

- Проверим предположения по толковому словарю С.И. Ожегова.

- За что вы-дети несете ответственность? (За поступки, действия, которые совершаем)

- В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит прекрасные слова « Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу».

- Человек должен быть ответствен не только за поступки (действия), но и за что, за кого еще? (За домашних животных)

   

- Кроме этого человек должен быть ответствен и за свои слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетит-не поймаешь».

  1. Практическая работа

  1. Анализ ситуаций

Коллективная работа

- Посмотрите на экран и определите, кто поступает ответственно, а кто – безответственно. Объясните почему.

(Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.)

– Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?

- Посмотрите на экран и  представьте себе: ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку. Как ответит ответственный, самостоятельный ученик? Выберите ответ из предложенных:

А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.

- Ответственный самостоятельный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого. Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.

Работа в группах

- По цветовым фишкам объединитесь в группы.

- Каждая группа получит карточку. На карточке записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы можете выбрать 2 ответа или предложить свой. Работаем в течение 1- 3 минут.

Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть. Как вы поступите:

а) Съедите всё
б) съедите только свою долю
в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.

Объясните свой выбор.

Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать. Как вы поступите:

а) Просто не принесёте книгу
б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз
в) Скажите, что забыли книгу дома.

Объясните выбор.

Вашего товарища вызвал учитель к доске решать задачу, но он не может справиться. Как вы поступите:

а) подскажу товарищу
б) подниму руку
в) после уроков объясню товарищу решение задачи.

Объясните выбор.

  1. Упражнение «Сердце из цветов».

- Вы уже проявляете свою ответственность (Хожу в школу, выполняю домашнее задание, помогаю по хозяйству)

- Ответственное отношение к жизни подразумевает очень многое  и наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество «ответственность», то есть отвечали перед кем-то. Запишите на лепестках цветов перед кем вы сейчас несете ответственность и поместите свой цветок ответственности в сердце на доске.  (Перед собой, перед родителями, перед товарищами, перед учителем)

- У нас получилось большое сердце из прекрасных цветов наполненное ответственностью. Ведь каждый человек сердцем чувствует,  что должен всегда поступать ответственно в первую очередь перед самим собой, перед другими людьми (родителями, товарищами).

  1. Итог урока

- Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать и быть ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки, слова, за домашних животных).

- Ответственный человек – это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться принимать ответственность за свои действия, поступки, слова, поведение.

VI.Рефлексия

- Выберите начало одного из предложений и закончите его.

На классном часе я понял……

Сегодня я задумался……

Я решил…..

- Закончить наше  занятие хочу стихотворением об ответственности. Послушайте.

Стихотворение об ответственности

Ответственным быть

Очень нужно любому.

Важно оно очень

В школе и дома.

И в жизни тебе

Без него - никуда.

Забыл, что ответственен -

Будет беда.

Ты помни, дружочек,

Все время об этом.

С другим поделись

Этим важным секретом.

Литература

  1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.-Москва, 2008 г.-928с.
  2. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – 204 с.