Программа внеурочной деятельности в рамках плана воспитательной работы "Растим патриотов России"
методическая разработка

Андриевская Ирина Анатольевна

Программа воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastim_patriotov_rossii.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                                                   Утверждено:

Педсовет № ___ от ____________ 2019 г.                                    Директор МАОУ «лицей №27»

                                                                                                           ___________ Л.А.Асанова

                                                                                                           «_______»________________2019 г.

                

                                                                                                                             

 

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

нравственно-патриотическому направлению

в рамках плана воспитательной работы

 «Растим патриотов России»

                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Андриевская Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 

                                                                                                        

                                                

 

 

 

 

 

2019-2022

Содержание

 

1.Пояснительная записка .......................................................................................................       

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности........................................................................................................     

3. Содержание программы..................................................................................  

4. Учебно-тематический план............................................................................    

5.Список литературы....................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

        Вопросы нравственно-патриотического  воспитания волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, когда  Россия переживает духовный кризис, проблема гражданско-патриотического воспитания становится все более актуальной. Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.

Именно учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.   Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Анализ проблем гражданско-патриотического воспитания школьников выявил, по крайней мере, четыре положения:

Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, любящих свою Родину, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня гражданственности, ибо гражданственность  - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

                      В-четвертых, воспитание патриотизма важно и потому, что

-  поможет         повысить  патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;

-    раскрыть понимание  истинного значения интернационализма;

-  не получат широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность;

Анализируя социокультурную обстановку в начальной школе приходим к неутешительным выводам: микросоциум оказывает негативное влияние на формирование личности школьника. Это напрямую связано с множеством разнообразных источников информации негативного характера, культурно-психолого-педагогическая некомпетентность родителей,  что способствуют формированию отрицательных черт личности у подрастающего поколения.

Сложившуюся ситуацию можно и нужно изменить. Для этого следует дополнить содержание учебных предметов и воспитательных курсов заданиями, с помощью которых воспитываются гражданские  качества учащихся. Необходимо показать и доказать школьникам, что не всякая деятельность является нравственной, а только та, которая полезна для самого человека и общества. С этой целью и была разработана  программа нравственно-патриотического воспитания школьников .

Нравственно--патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.           

 

Правовой базой для составления программы являются:

- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

-Программа “Растим патриотов России"основана на программе Аверчук О.А., Кукченко Т.М. и т.д.   "С любовью к городу", программу Кукченко Т. М. "Гражданин"

 

Цель работы по нравственно-патриотическому воспитанию:

формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

         Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

       сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

       сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

       сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

       сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

       вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

 

         Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.

  Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).

Второй уровень результатов — получение обучающимся   опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,

т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое

значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).

         С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

       • на первом уровне воспитание приближено к обучению,

при этом предметом воспитания как учения являются не

столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для

участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

 

Связь содержания программы с учебными предметами.

 Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией).

 

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

 

– экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.;  

–беседа «Дом, где живет уважение»;

– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,

– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ; 

 

Окружающий мир , 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.

 Культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.  

 

– беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

– экскурсии и путешествия «Вологжане - Герои Великой Отечественной войны»

– чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда»

– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;.

 

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы .

Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.

Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений.

 

- изготовление подарков,;

- клуб интересных встреч;

- работа кружков, творческих мастерских;

- составление сборника стихов «Времена года»;

организация Города Веселых мастеров;

- мини проекты

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п

экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки;

 -экскурсии по улице, району, городу;

- заочные путешествия;

- беседы о природе Бурятии

Для реализации программы «Растим патриотов России » необходима материально-техническая база:

Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев, репродукции о войне, карта города и страны, символы государства и города Улан-Удэ, фотографии городских улиц.

Оборудование для   демонстрации   мультимедийных презентаций.

 

 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира

 

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.

 

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,   отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника 

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

 Формы подведения итогов 

Формы подведения итогов   реализации данной программы являются:

Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);

Участие в социальных акциях;

Создание и реализация социальных проектов.

 Формы занятий   по каждому направлению

 

Название направления

Формы занятий

1.

« Связь поколений»

Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

 

2.

«Растим патриота и гражданина России» 

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, проекты.

 

 

3.

  «Мой край родной» 

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, проекты.

 

4.

« Я и семья»

Беседы , родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения,проекты.

 

 

 

Содержание программы

Программа состоит из 5 блоков

"Моя школа - моя судьба"

«Я и семья» 

«Связь поколений»

«Растим патриота и гражданина России».

«Мой край родной» 

  «Моя школа - моя судьба»

Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия : экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.

  «Я и семья» основные мероприятия данного направления - родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.

  «Связь поколений»  

Цель : Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни,  спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.

    «Растим патриота и гражданина России».

 Цель  заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

  Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.

          Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции.

  В рамках работы блока «Мой край родной» проходит воспитание ответственности человека в решении экологических проблем страны и своего города. Экологическая ответственность – ключевая характеристика человека. Она означает, что его связи и отношения являются отражением природных связей и взаимоотношений.

          Таким образом, реализация основных блоков программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.

 

Для реализации программы предлагаются следующие   методы : наглядный, словесный, практический.  
Наглядный метод   
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в картинную галерею; наблюдения; 
• экскурсий по городу, целевые прогулки; 

Словесный метод  
• чтение стихотворений; 
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• ответы на вопросы педагога, детей; 
• сообщение дополнительного материала; 
• загадывание загадок; 
• рассматривание наглядного материала; 
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
• разбор житейских ситуаций; 
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; 

Практический метод  
• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; 
• проведение экскурсии различной направленности; 
• организация вечеров с родителями, для родителей; 

 

         Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов России» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся

 1-4классов.

Место проведения занятий - учебные кабинеты, школьный музейный уголок, библиотека, музеи города Улан-Удэ и республики Бурятия.

Сроки реализации программы         

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4года, объёмом в 135 часов,1час в неделю.

 

Класс  

Количество часов

1 класс

33 часа

2класс

34 часа

3класс

34 часа

4класс

34 часа

Занятия проводятся во второй половине дня.

 

Требования к знаниям и умениям обучающихся

         К концу первого года обучения учащиеся должны:

а)  знать:  замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и  телефон, адрес школы, названия улиц; основные памятные места района;  дату основания города Улан-Удэ; основные улицы города; памятные и исторические места; герб и флаг города Улан-Удэ

б) уметь:  вести разговор с членами семьи по заданной теме; 

ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.

             К концу четвертого года обучения учащиеся должны:

а) знать:  символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России.

б) уметь:  поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться в картах по истории, показать основные события на карте, пересказать текст.

Учебно-тематический план

1 класс

Задачи: формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;

        сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;

      воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;

       воспитание коллективизма и ответственности. 

 

№п/п

Наименование темы.

Форма

Кол-во

часов

1

Здравствуй, ШКОЛА!

Посвящение в первоклассники

1

2-3

С днём рождения, любимый город!»

Коллективный проект   об истории города Улан-Удэ

2

4

«Народный календарь» народов Бурятии

Проектная работа  

1

5-6

Улицы нашего города

(рисование, аппликация улицы на которой находится школа)

2

7

Читаем книги о войне

Час чтения

1

8

Опора семьи (наши бабушки и дедушки)

 «Семейная гостинная»

1

9

«Красота народного костюма»

Урок проект

1

10

«Я рисую облака»

Экскурсия в Национальный  музей  Республики Бурятия

1

11

Моя мама-лучший друг

Конкурс рисунков

1

12

«Мы - будущее нашего города!»

Посещение Музеев Железнодорожного транспорта,МЧС,ФСБ

1

13

«Кем мы гордимся»  

Беседа о почетных гражданах города Улан-Удэ

1

14

«Россия - Родина моя»

Урок-презентация о символах России , Республики Бурятия

1

15

«Твои права и обязанности»

Деловая игра

1

16

«Моя школа. История школы»

Экскурсия в музейный уголок школы

1

17

«Подвиг не уходит в запас»

Чтение книг о войне

1

18-19

«Имя героя-солдата имеет честь носить улица» 

Экскурсия по улицам города Улан-Удэ

2

20

«Гайдаровская почта»

Изготовление открыток своими руками ветеранам лицея

1

21

«Их профессия - Родину защищать»

Праздник к 23 февраля

1

22

Конкурс чтецов "Строки опаленные войной"

 

1

23

«Час здоровья «

«Зарядка с чемпионом»

 

1

24

«Традиции родного края»

 «Календарь праздников и событий Республики Бурятия и города Улан-Удэ»

1

25-26

Посещение театра

 

2

27

Народные приметы

 

1

28

С любовью к городу

Составление фотоальбома

1

29

«Мы-космонавты!»

Игра-путешествие  

1

30

«Город-герой Москва»

 Виртуальная экскурсия

1

31

«В гармонии с природой»

Выезд в Этнографический музей народов Забайкалья 

1

32

«Цветной мелок»

Конкурс рисунков на асфальте "Моя Родина"

1

33

«Куклы из бабушкиного сундука»

Урок-мастерская

1

2 класс

Задачи: развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно -исторических ценностей страны, региона, города;

     приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;

    формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе.

 

№п/п

Наименование темы

Форма  

Кол-во

часов

1

Занятие, посвященное Году Российской истории «Моя Родина- Россия»

Беседа с использованием презентации.

1

2

Час истории «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».

Беседа о войне 1812 года с использованием презентации.

1

3

Час военной истории «Сражались со взрослыми рядом»

 Урок-проект о детях военных лет, пионерах героях

1

4

Час истории « Куликовская битва»

Беседа с использованием презентации.

1

5

Проект «Мои бабушка и дедушка». Фото из семейного альбома.

Защита проектной работы.

1

6

Экскурсия «Мир вокруг нас».

Экскурсия по улице, на которой находится школа

1

7

 Урок мужества «И помнит мир спасенный», посвященный памяти Героя России Жанаева Д.Ж.

Рассказ о подвиге Жанаева Д.Ж.

1

8

Заочное путешествие по Республике Бурятия «Таёжная, озёрная, степная…»

Беседа- «путешествие» с использованием презентации о Республике Бурятия

1

9

Творчество народов Бурятии «В мастерской художника»

Экскурсия в музей

1

10

 Час истории «Мы этого раньше не знали»

«История освоения Сибири»-урок-погружение

1

11

«С любовью к России»

Беседа о символах РФ с использованием презентации.

1

12

Путешествие по стране "Праволяндии"

Игра-практикум

1

13

Проектная работа «Моя семья в истории республики».

 Защита проекта.

1

14

«За нами не угнаться»

Спортивный праздник

1

15

 «Новогодняя сказка среди зимы»

 Беседа о праздновании Нового года, изготовление новогодних сюрпризов.

1

16

«В ожидании чуда»

Выставка новогодних поделок

1

17

Народный праздник – Рождество Христово.

Разучивание  народных игр, рождественских песен.

1

18

 «Сагаалган собирает друзей»

Коллективная проектная работа

1

19

«Твои рядовые, Россия» 

Рассматривание картин, посвященных ВОв

1

20

Стихами Отчизне служить

Конкурс чтецов

1

21

Час мужества « Во славу Отечества»

Беседа о вологжанах, Героях Великой Отечественной войны

1

22

«Служу России !»

Конкурсная программа к 23февраля

1

23

«Город - герой Ленинград»

Рассказы о блокаде Ленинграда

1

24

 «Улицы хранят имена героев».

Экскурсия по микрорайону

1

25

«Мы – будущее!»

Участие в социальных проектах города и республики-План добрых дел

1

26

«Твори Добро!»

Участие в социальных проектах города и республики

1

27

«Рисуем вместе»

Семейный час

1

28

 Час мужества «И мужество как знамя пронести»

Рассказ о героях-земляках ( в музее)

1

29

«Путь в космос «

Беседа о космосе, конкурс рисунков

1

30

Час истории «Читаем книги о войне»

 А.А.Угрюмов « Как дед Андрей на войну ходил»

1

31

Час истории «Была война, была Победа»

Беседа. Конкурс рисунков.

1

32

День Семьи « Семьи тепло – души отрада»

Развлекательная программа.

1

33

«Доблесть, рыцарство, отвага «

 Конкурсная программа

1

34

Обобщение, защита проектов

 

1

3 класс

Задачи:

- продолжать формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;

   - сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;

        - воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;

   -   воспитание коллективизма и ответственности. 

 

№п/п

Наименование темы.

Форма  

Кол-во

часов

1

«Вместе весело шагать»

Презентация класса, знакомство с летописью школы

1

2

В гостях у народного мастера С.Веселова. Орнамент народов России

Семейская домовая роспись

Посещение музея с.Тарбагатай

1

3

Час истории «Курская битва»

Рассказ-презентация о Курской битве.

1

4

Поле русской славы.

Чтение былин о русских богатырях и Образ богатыря

Образ батора «Гэсэра»

1

5

«Здесь я живу»

Конкурс визитных карточек про улицы, на которых живут дети

1

6

Семейные династии 

Рассказы о своей родословной

1

7

Представление исследовательских  работ «Моя семья»

1

9

«Золотое кольцо России»

 Виртуальное путешествие по крупным городам России

1

10

Праздничная программа к Дню Матери.

Подготовка праздничного концерта.

1

11

День поэзии

Конкурс стихов бурятских   поэтов

1

12

Нашей армии герои

 О великих полководцах России

1

13

День Конституции «Конституция – основной закон страны»

Презентация 

1

14

Люди, на которых хотелось бы походить .

Рассказ об известных жителях  

1

15

Празднование Нового года в разных странах

 Урок-путешествие

1

16

«Любимый детский праздник – Новый го»

Изготовление поделок.

1

17

«Древний народный праздник –Рождество»

Разучивание народных песен, колядок.

1

18

«Символы моей родины-символ моей семьи»

 Изготовление макета «Символ моей семьи»

1

19

Выставка рисунков "Моя Россия 

 Подготовка и оформление выставки

1

20

Дети и Великая Отечественная война.

 Презентация «Пионеры- герои»

1

21

Час истории «Великие битвы Великой Отечественной войны». 

Сталинградская битва, битва за Москву. 

1

22

К своим истокам прикоснись

Выставка семейных фотографий «Мы любим здесь бывать»

1

23

Воины - интернационалисты 

Рассказ о воинах -интернационалистах Республики Бурятия

1

24

Час мужества "День защитника Отечества" 

 

1

25

Праздники и традиции русского народа - Масленица 

Фольклорный праздник

1

26

Спортивный праздник

 КВН

1

27

День поэзии

Конкурс стихов о маме

1

28

День космонавтики «Смелые покорители космоса»

Рассказ об освоении космоса.

1

29

«В мастерской мастера-игрушечника.»

Рассказ- презентация «Значение кукол-оберегов в жизни эвенков-язычников»

1

30

Международный день Земли

Викторина

1

31

Час истории «Мои предки – защитники Родины»

Проектная работа

1

32

Это гордое слово «Победа»!

 Презентация проектов

1

33

«Жить здорово!

КВН

1

34

«Мир моих увлечений»

Мини-проекты, поделки, коллекции в подарок школе.

1

4 класс

Задачи:

 -формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;

     -  стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.

 

№п/п

Наименование темы

форма

Кол-во

часов

1

«Я-человек!»

Урок-диалог

1

2

«Последний звонок Беслана»

Беседа

1

3

«И помнит вся Россия про день Бородина»

Беседа

1

4

«Умы России»

Устный журнал

о научных достижениях  

1

5

Я на бабушку похожа

Рассказ о своей бабушке, стихи о бабушке

1

6

Праздник урожая. Золотая осень

Выставка поделок

1

7

«Мы вместе!»

Патриотический час

1

8

«Лейся песня»

Классный час о фольклоре и народных коллективах Бурятии

1

9

Великая Отечественная война. Города - Герои

Сбор экспонатов для выставки

1

10

День народного единства.

Рассказ с презентацией

1

11

Международный день толерантности

Игра

1

12

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». 

Праздник к Дню матери 

1

13-14

Двор, в котором я хочу жить

Проектная работа

2

15

Папа может…

Праздник ко Дню отца

1

16

«Я - гражданин России»

О правах ребёнка

1

3четверть

17

«Рождество Христово- вечной жизни свет»

 Устный журнал

1

18

Проектная работа «Древо жизни моего рода»

 Проект

1

19

Проектная работа «Древо жизни моего рода»

Проект

1

20

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

Час мужества

1

21

«Долг Родине»

Рассказ о том, в каких войсках служили папы и дедушки

1

22

Конкурс инсценированной песни "Когда поют солдаты"

 

1

23

«Дети и война»

Сообщения обучающихся 

1

24

«Играем в Тимура»

Чтение книги А. Гайдара "Тимур и его команда"

1

25

"О самых близких и родных с любовью"

Праздник для мам и бабушек

1

26

"Моя бабушка", "Моя мама", "Букет для мамы".

 Выставка рисунков

1

27

«Времена года»

Как о природе Бурятии говорят поэты, составление сборника стихов, конкурс рисунков для оформления сборника.

1

28

Международный день Земли

 Урок-проект

1

29

«День   мифов и легенд. Библиотека бурятских сказок»

Библиотечный урок

1

30

Христианский праздник "Пасха красная"

 Устный журнал

1

31

«Память сердца»

Праздник ко дню Победы

1

32

«Ветеран живет рядом»

Поисковая работа в библиотеке о ветеранах труда

1

33

Мои любимые и родные. День Семьи

 Праздник

1

34

«Бурятия моя»

Путешествие по книжным полкам библиотеки

1

 

         

Диагностический материал

«Растим патриотов России»

Основные показатели воспитанности патриотизма

Признаки и уровни формирующихся качеств.

1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России.

3 – знает и может объяснить все основные понятия;

2 – объясняет понятия не полностью;

1 – в объяснении понятий допускает ошибки.

2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику.

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;

2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;

1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.

3. Сформированность чувства любви к своей малой родине

3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;

2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями;

1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым.

4. Служение своими силами

3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел;

2 – участвует в организованных другими делах;

3 – неохотно принимает участие в делах.

5. Забота о своей школе

3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других;

2 – участвует в делах класса и школы;

1 – в делах класса участвует при побуждении.

Расшифровка показателей

«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;

«2» - средний уровень;

«1» - низкий уровень.

Диагностика проводится выборочно

При проведении диагностики используются следующие формы:

- наблюдение педагогом;

- лист самооценки качеств личности;

- анкетирование;

- рисуночный тест;

- беседа;

- мини-сочинения.

Примерная анкета

Родина в моей жизни. 3-4 классы

1.        Моя большая Родина – это…

2.        Моя малая родина – это…

3.        Самыми трудными событиями моей Родины были…

4.        Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…

5.        Когда я вырасту, я хочу…

6.        Я не хочу, чтобы моя Родина…

7.        По отношению к Родине я испытываю…

8.        Я благодарен своей Родине за то, что…

9.        Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…

10.        Я стремлюсь быть…

11.        Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…

Нравственное и патриотическое  воспитание

Методика незаконченных предложений

Продолжи предложения:

1.        Самое дорогое для человека – это…

2.        Патриот своей Родины – это…

3.        Вдали от родного дома я буду вспоминать…

4.        Долг для меня – это…

5.        Свет в окнах моего дома – это…

6.        Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…

7.        Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…

8.        Помогать Отечеству – значит…

9.        Смыслом семейной жизни для меня является…

10.        Закон для меня – это…

11.        Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…

12.        Символы нашего государства для меня…

Обработка:

Качественный анализ полученных ответов

Список литературы

 

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

 

2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru

Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

 

3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

 

4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

 

5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

 

6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –   Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  

 

7. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

 

8. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

 

9. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

 

10. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

 

11. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

 

12. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

 

13. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

 

14.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

 

                                                                                                                                 

 

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО "Умелые ручки"

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности и развитие определенных профессиональных навыков. Целью про...

Программа внеурочной деятельности в рамках интенсива «Семья, династия, род в истории Кубани и России»

Программа внеурочной деятельности в рамках интенсива « Семья, династия, род - в истории Кубани и России» учебный год предусматривает 4 блока с логическим завершением каждого блока внеклассным мероприя...

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Юный патриот" (1-4 класс).

"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица же...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный патриот»

Начальная школа призвана  воспитывать лучшие духовно-нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Юные патриоты России"

Программа  "Юные патриоты России"основана на программе Аверчук О.А., Кукченко Т.М. и т.д.   "С любовью к городу", программу Кукченко Т. М. "Гражданин"...