Формирование навыков самоконтроля у младших школьников в ГПД
статья

Перова Анжелика Анатольевна

Приоритетной целью современного школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. В данной статье выделены различные способы формирования самоконтроля у детей младшего школьного возраста с учётом индивидуальных психологических особенностей и приведены рекомендации для родителей о том, как помочь ребенку сформировать самоконтроль и научить контролировать и оценивать свои достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samokontrol.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков самоконтроля у младших школьников в ГПД 

Приоритетной целью современного школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Период начальной школы - это время формирования самоконтроля. Если в этот период не сформировать самоконтроль, то в дальнейшем появятся проблемы с поведением, с организацией деятельности. Самоконтроль - необходимый элемент в становлении самостоятельности ребёнка.

В учебной деятельности используют разные приемы и способы формирования самоконтроля в начальной школе:

  1. Определение плана или хода выполнения задания
  2. Задания с выбором ответа
  3. Комментирование
  4. Работа по памятке, по алгоритму. Оценка работы
  5. Комментирование
  6. Задания на нахождение и исправление ошибок

Необходимо обратить внимание на психологические особенности младшего школьника: 

  1. Неумение объективно оценивать результаты своей деятельности 
  2. Слабый контроль и самоконтроль 
  3. Неадекватность принятия оценки учителя

Дети в первом и втором классах не только не умеют себя проверять и контролировать, но и вообще не осознают, выучили они заданный урок или еще нет. Самоконтроль в этом возрасте развит очень слабо, поэтому доверять ребенку выполнение домашнего задания самостоятельно - значит, согласиться с его провалом.

Умению выполнять работу самостоятельно надо долго и кропотливо учить. Ребенок может быть абсолютно уверен в том, что он все выучил и все знает только потому, что он уже все прочитал и все, что требовалось, написал. Он победоносно объявляет о выполнении заданных на дом уроков и уже спешит заняться чем-нибудь более интересным. Проделав всю работу без контроля со стороны родителей, он будет разочарован, получив низкую оценку в школе, и будет искренне уверять учительницу, что он старался, много учил и долго читал. Только в третьем классе у ребенка самоконтроль уже достаточно развит для того, чтобы он сам проверил свои ошибки. А пока ребенок учится в первом классе, ему нужна ваша помощь. Особенно плохо контролируют себя и свои ошибки при письме дети торопливые, несдержанные и неосторожные. Несобранность и рассеянность в поведении ребенка не позволяют ему сосредоточить внимание на учебе. Со временем психика ребенка окрепнет, он станет спокойнее и постепенно войдет в определенный ритм работы. А пока родителям надо постоянно контролировать выполнение всех уроков, заданных на дом. Конечно, это не означает, что вы должны стоять за спиной ребенка и следить за каждым его движением, чтобы он не сделал ошибку. Ошибки все равно будут, ведь это естественно в учебном процессе. Нельзя унижать детей своим недоверием. Лучше присядьте рядом, приободрите ласковым словом. Организуйте работу так, чтобы ребенок не испытывал напряжения от ожидания упреков и наказания. Контроль и надзор не воспитывают ответственность и самостоятельность. Самоконтроль ребенка, который развивается постепенно, естественным путем, принесет больше пользы. Для его развития необходимо использовать различные методические приемы.

При подготовке домашнего задания пусть ребенок внимательно прочитает задание вслух, затем объяснит вам, как он понял то, что от него требуется сделать. Выполняя задание по переписыванию текста, он должен предварительно проговаривать каждое слово вслух. Если понадобится проверочное слово, пусть сам постарается подобрать его и объяснить, почему подходит именно это слово. Так ребенок научится подбирать нужные проверочные слова и контролировать свои ошибки при письме. Чаще пишите с ним обучающие диктанты. Это активизирует мыслительную деятельность и внимание ребенка. Вслушиваясь в диктуемый текст, он учится анализировать слова, вспоминая правила орфографии и пунктуации. После небольшого домашнего диктанта пусть попробует найти свои ошибки сам. Договоритесь, что самостоятельно исправленная ошибка не будет влиять на полученную оценку. Главное, чтобы ребенок понимал, что у него всегда есть возможность исправить свои ошибки.

Обучения без ошибок не бывает.

Рекомендации родителям:

  1. Соблюдайте режим дня. Недостаток сна ведёт к ещё большему снижению внимания и самоконтроля. 
  2. Организовывать посильные для ребёнка и обязательные для выполнения ежедневные работы по дому. 
  3. Давайте возможность проявлять самостоятельность. 
  4. Вырабатывайте у детей адекватную эмоциональную реакцию на допущенные ошибки. 
  5. Учите умению спокойно принимать ситуацию, её осмысливать и делать выводы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников

В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутре...

Формирование навыков самоконтроля у младших школьников.

В настоящие время на первый план выдвигается развивающая функции обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей....

Методы и приемы формирования навыков самоконтроля у младших школьников на уроках математики

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальной школы по теме: "Методы и приёмы формирования навыков самоконтроля у младших школьников".Предлагаю для формирования самокон...

Поэтапное формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках математики

В статье описываются этапы формирования самоконтроля на уроках математики в начальной школе....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

          Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или...

Тема: «Поэтапное формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках математики».

Тема: «Поэтапное формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках математики»....