Программа внеурочной деятельности "Юные экологи"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yunye_ekologi.docx45.09 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и обсуждена на МО учителей начальных классов

Протокол №1

Дата:

Руководитель МО:____________

Одобрена и рекомендована научно-методическим советом МОУ Мало-Куналейская СОШ

Протокол №

Дата:

Зам.директора по УВР:_________

Утверждена

Приказ №

от  

Директор школы:____________

Программа

   «Юные экологи»

                                                                                                                                                                         1 класс

                                                                                                                                    Составила :  Л.И. Астрихинская

                                                                                                                                                                                                       Учитель начальных классов

Пояснительная записка

Актуальность.  Воспитание экологической культуры  - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала  ХХI  века.  

     В условиях разностороннего   глубочайшего  экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Закон  «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования  и  является  основанием  для поиска и  разработки  эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояние практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически  грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе. Актуальность разработанной программы  продиктована также отсутствием  в  теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников. В процессе работы по экопрограмме  дети проявили  любознательность  и  живой интерес к  познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство  из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в  окружающей биосфере стало более  осознанным  и  адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным  и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации  эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа  «Юные экологи».  

Цель: формирование  и  развитие  экологически  сообразного поведения у младших школьников. Программа «Юные экологи» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости природы, общества и  человека.
  2. Формировать осознанные представления  о нормах и правилах поведения  в  природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  3. Формировать экологически ценностные ориентации в деятельности детей.
  4. Воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.
  5. Способствовать становлению осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости  любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
  6. Развивать способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений  по  экологическим вопросам.
  7. Развивать альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
  8. Развивать потребности  в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной  практической деятельности по охране окружающей среды.
  9. Развивать знания и умения по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

                                                                                                                                                       Основные принципы содержания программы :                                                                                                                                                                                                                                                                                      

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

 Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин),  идеи экологической этики (В.Е.Борейко) и концепция личностно- ориентированного образования (В.В.Сериков).  

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы,  рассчитана на 80 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики -  «Экология моего дома» (80 часов: теория – 52 часа, практика – 28 часов).

Занятия проводятся 2 раза в неделю по  одному академическому часу.                                            

Новизна.  Содержание программы «Юные экологи» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью  («Экология для младших школьников» - авт. А.Плешаков, «Открывая мир» - В.Самкова, «Экология» - авт. А.Зверев) развёрнутостью , личностной ориентацией и экоцентрическим  подходом  в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля – единая экосистема.
  • Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы , учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения . педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.                                                                                                           В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой. Ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.                                                                                                             Практическая,  деятельностная направленность   курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.                                                                                                                               Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической  картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарём природы» в классных уголках, а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».                                                                                                    Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности : семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении  холлов, классных комнат и «Зелёной комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и выполнении летних заданий.                      

Результативность.  Результативность и целесообразность работы по программе «Юные экологии» выявляется с помощью комплекса диагностических методик : в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в  течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и  анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов  и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники :ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли»  и др.                                                                                          

Ожидаемый результат.                                                                                                          Показатели в личностной сфере ребёнка:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

  • планета Земля – наш большой дом;
  • солнце – источник жизни на земле;
  • неживое и живое в природе;
  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры) ;
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
  • самоценность любого организма;
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
  • значение растений и животных в жизни человека,  условия их выращивания и правила ухода;
  • многообразие растений , животных, грибов, экологические связи между ними;
  • основные виды растений и животных различных экосистем (луга, леса и т.д.);
  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
  • человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
  • различия съедобных и несъедобных грибов;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
  • способы сохранения  окружающей природы;
  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология – наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.                                                                                      

                          Учащиеся должны уметь :

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания  при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели , тропические цепи;
  • доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
  • улучшить состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы  по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений  в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
  •  гербаризировать растения;
  • оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
  • проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
  • выражать своё отношение у природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.п.

Учебно – тематический план           

1-ый год обучения

                         

мер         но-

мер

Номер заня-

тия

тема

Кол-во часов

теория

прак-

тика

Введение

2

1-2

Что такое экология?

2

            2

1

Мой дом за окном

8

4

3-4

Мой дом

2

5

Дом, где мы живём

1

6

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

7

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

8

Экскурсия – прогулка «Краски и звуки зимы»

1

9

Деревья твоего двора

1

10

Экскурсия по территории школы

1

11-12

Птицы нашего двора

2

13

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1

14

Дорога из дома в школу

1

             12

2

Я и моё окружение

12

8

15

Моя квартира

1

16

Моя семья

1

17

Соседи - жильцы

1

 18

Мой класс

1

19

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах»

1

20

Дом моей мечты

1

21

Рассказы , стихи о семье

1

22-23

Комнатные растения  в квартире, в классе

2

24-25

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

2

26-27

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

28

Экскурсия в парк

1

29-31

Животные в доме

3

32-33

Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных

2

34

Практическое занятие «Уход за домашними животными»

1

          20

3

Гигиена моего дома

8

6

35

Уход за квартирой

1

36

Гигиена класса

1

37

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

38-39

Бытовые приборы в классе

2

40

Экскурсия в школьную кухню

1

41

Природа в квартире и классе

1

42

Наша одежда и обувь

1

43-44

Русская народная одежда

2

45

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

1

46

Практическое занятие «Уход за одеждой»

1

47

Экскурсия в музей

1

48

Моделирование и демонстрация одежды

1

              14

4

Вода – источник жизни

8

3

49-50

Вода в моём доме и в природе

2

51

Стихи, рассказы о воде в природе

1

52

Экскурсия в парк

1

53

Весна в нашем селе

1

54

Экскурсия в парк

1

55

Вода в жизни растений

1

56

Вода в жизни животного мира

1

57

Вода и здоровье человека

1

58

Личная гигиена

1

59

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»

1

           11

5

Солнце и свет в нашей жизни

8

3

60

Солнце,  Луна, звёзды – источники света

1

61

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

62

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

1

63

Отношение к свету и теплу различных животных

1

64

Практическое занятие «Наблюдение  света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

1

65-66

Электрический свет и тепло в моём доме

2

67

Откуда приходят свет и тепло в мой дом

1

68

Телевизор в моём доме

1

69

Сколько стоят свет и тепло.

1

70

Итоговое занятие

1

           11

6

Воздух и здоровье

1

1

71

Воздух и здоровье человека

1

72

Практическое занятие «Уборка в классе»

1

             2

7

Мой край

3

1

73

Растительный мир республики

1

74

Животный мир республики

1

75

Исчезающие растения и животные  родного края

1

76

Экскурсия в музей

1

              4

8

Весенние работы

4

77-78

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

2

79-80

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними

2

                4

52

28

                                                             Итого:

               80

Содержание программы

1-ый год обучения

п/п

Разделы,

темы

Кол-

во

час.

Краткое содержание

Формы,

методы

Формы подведения

итогов

Введение

2

Теория- 2 часа

1-2

Что такое экология?

2

Знакомство  детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека. Дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса; связи между  природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров.

Беседа

Беседа

Рассказ

Диалог

Игра «Живое – неживое»

1

Мой дом за окном

12

Теория -8 часов, практика – 4 часа

3-4

Мой дом

2

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность.

Дома в деревне и в городе.

Рассказ

Диалог

Игра

Рисунок «Мой дом»

Рассказ «Я живу в селе»

5

Дом, где мы живём

1

Соблюдение чистоты и порядка во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме.

Беседа

Рассказ

Плакат «Какие бывают дома»

6

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчёт о выполнении задания наблюдение.

Беседа

7

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

Выясняем, откуда берётся и куда девается мусор.

Беседа

Эксперимент

«Что будет, если каждый из уч-ся бросит бумажку».

Мини сочинение «Что нужно сделать, чтоб наш класс, наш дом, наше село были чистыми».

8

Экскурсия – прогулка

«Краски и звуки зимы»

1

Наблюдения в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой?(снегопад) Из чего состоит снег? (из снежинок). Наблюдение за снежинками. Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года.

Рассказ

Диалог

Игра

Наблюдение

Рисование на снегу.

9

Деревья твоего двора.

1

Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Беседа

Загадки

Кроссворд «Листья»

Игра «Узнай листок»

Рисунок «Вид деревьев зимой»

10

Экскурсия по территории школы

1

Наблюдения за деревьями.  Чем отличаются? (размеры стволов, формой, цветом, толщиной коры, осенней окраской листьев, созревшими плодами). Для чего сажают деревья в городах, посёлках?

Беседа

Наблюдение

Игра «Подбери слово каждому дереву»

Сказка о деревьях

11-12

Птицы нашего двора

2

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник,водоём). Перелётные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: о самых маленьких (колибри); самых крупных (страус. Пингвин, индюк);самых быстрых и т.д. значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Беседа

Рассказ

Сказки-шутки

Игра «где живёт птичка»

Рисунок «птицы нашего двора».весёлые и интересные случаи поведения птиц.

13

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1

Изготовление кормушек

Вывешивание кормушек

14

Дорога из дома в школу

1

Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.

Беседа

Игра «Зажги сигналы светофора»

Игра «Чья это улица, чей это дом»

Ситуации

Создание макета безопасного пути в школу. Инструктаж

Рисунки «Дорожные знаки»

2

Я и моё окружение

20

Теория – 12 часов, практика – 8 часов.

15

Моя квартира

1

Светлая (солнечная, затемненная, теплая, холодная) квартира,цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его назначение.

беседа

Рисунок «Моя квартира»

16

Моя семья

1

Происхождение слова «семья» ( от слова семя). Маленькое семя с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы. Затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Диалог

Рассказ

Составить рассказ о своей семье. Сколько человек в семье? Какие бывают профессии? Каковы общие увлечения? Любимые семейные праздники.

17

Соседи - жильцы

1

Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Диалог

Рассказ

Игра «Что я люблю и чего не люблю»

Рассказ «Интересные люди рядом»

18

Мой класс

1

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу.

Беседа

Игра «Продолжи фразу: Я хочу, чтобы в нашем классе …»

Правила дежурного

19

Практическое занятие «Создание уюта в игровой и классной комнатах».

1

Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы учащихся о проделанной работе.

20

Дом моей мечты

1

Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет?

Диалог

игра

Рисунок

21

Рассказы, стихи о семье

1

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружде, труде

Игра «Вежливые слова»

Ситуации

Игра «Глядя в зеркальце, скажи себе ласковое слово»

Игра «Учимся быть вежливыми»

Правила вежливости

Рисунок «Цветок любви»Кому хотел бы подарить его?

22-23

Комнатные растения в квартире, в классе

2

Познавательные, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования.

Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений : освещенность, частоту полива, уход за комнатными растениями.

Беседа

Игра «Узнай по описанию «

Игра «Угадай по силуэтам»

Опыт

Наблюдения

Эксперимент.

Зарисовка комнатных растений. Составление паспорта комнатных растений. Алгоритм выполнения операций. Сообщение о комнатных растениях. Подбор стихов, загадок. Пословиц.

24-25

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

2

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после произведённых работ.

26-27

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

2

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.

Опыты с одновременным посевомсухих и пророщенных семян (горох, фасоль).

Эксперимент

Наблюдение

28

Экскурсия в парк

1

Наблюдение за набуханием почек на деревьях и веточках в классе и в природе. Взаимосвязь света и тепла, их взаимодействие на растения, на природу в целом.

Наблюдение

опыт

Рисунок «Весна»

29-31

Животные в доме

3

Домашние животные. Цель содержания животных. Кошка и собака – друзья человека.  Как ухаживать за собакой и кошкой.?соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления.

Беседа

Рассказ

наблюдение

Рисунки и фотоальбом «Мой друг»

Наблюдение за поведением животных в доме. Сообщение.

32-33

Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных

2

Чтение рассказов о домашних питомцах.

диалог

Забавные истории о домашних животных

34

Практическое занятие «Уход за домашними животными»

1

Наблюдения за изменениями , произошедшими после проделанной работы.

Диалог

рассказ

Алгоритм ухода за домашними животными

3

Гигиена моего дома

14

Теория – 8 часов, практика – 6 часов

35

Уход за квартирой

1

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища.

беседа

Рисунок «Моя квартира»

36

Гигиена класса

1

Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, полив, рыхление почвы, протирание листьев).

Беседа

диалог

Рисунок «Школа будущего»

37

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчёт групп о проделанной работе. Необходимость соблюдения правил гигиены.

Диалог

рассказ

38-39

Бытовые приборы в квартире

2

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, правила безопасности при их эксплуатации.

Беседа

эксперимент

инструктаж

40

Экскурсия в школьную кухню

1

Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов.

беседа

Правила безопасности. Описание «Кухня в моей квартире»

41

Природа в квартире и в классе

1

Наблюдение за развитием ростков, листочков на срезанных веточках.

 Взаимосвязь с живой и неживой природы.

Наблюдение

Опыт

беседа

Рисунок «Веточка сирени»

42

Наша одежда и обувь

1

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход.

беседа

рекомендации

43-44

Русская народная одежда

2

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой.

беседа

Рисунок «Девица-красавица и добрый молодец»

45

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

1

Придумывание одежды. Изготовление одежды из природного материала.

беседа

Конкурс моделей одежды

46

Практическая работа «Уход за одеждой»

1

Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду?

47

Экскурсия в музей

1

История русского костюма

Мини-сочинение «Чему ты удивился?»

48

Моделирование и демонстрация одежды

1

Придумать одежду самим (для учёбы, праздников, прогулок и т.д.)  и продемонстрировать.

Конкурс «Лучший модельер»

4

Вода – источник жизни

11

Теория – 8 часов, практика – 3 часа

49-50

Вода в моём доме и в природе

2

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется , куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода, почему её надо экономить?

Беседа

Опыт по очистке воды

Ситуации

Рисунок «Охрана воды» придумать экологические знаки

51

Стихи, рассказы о воде в природе

1

Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана.

Беседа

диалог

Сказка о капельке воды

52

Экскурсия в парк

1

Наблюдения за изменениями в природе. Признаки весны. Краски и звуки весны.

Беседа

Наблюдение

рассказ

Пускание корабликов по ручейкам

53

Весна в нашем селе

1

Впечатления детей об экскурсии в парк. Описание весны

рассказ

Рисунок «А из нашего окна весна красная видна»

54

Экскурсия в парк

1

Наблюдение за почками на деревьях

Наблюдение

беседа

Рисунок «Веточка с почками в вазе на подоконнике»

55

Вода в жизни растений

1

Как вода влияет на жизнь растений?

Опыт по влиянию полива на состояние комнатных растений

Обобщающая беседа

56

Вода в жизни животного мира

1

Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Беседа

наблюдение

Мини-сочинение

57

Вода и здоровье человека

1

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма?

Беседа

Рисунок

58

Личная гигиена

1

Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.

Беседа

Опыт измерения температуры воды

Продолжи сказку ;»Жил-был мальчик, он не любил купаться …»

59

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы?»

1

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Беседа

Рисунок

Алгоритм ухода за зубами.

5

Солнце и свет в нашей жизни

11

Теория – 8 часов, практика – 3 часа.

60

Солнце, Луна, звёзды – источники света.

1

Солнце – естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звёзд в ночное время суток.

Беседа

Эксперимент

Наблюдение

Рисунок «Небо»

61

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.

1

Влияние тепла и света на комнатные растения.

Эксперимент

Наблюдение

Опыт

Рисунок «Моё любимое комнатное растение»

62

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света.

1

Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить обязанности. Отчёт о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы.

Игра «Солнечные зайчики»

Практикум по размещению комнатных растений.

63

Отношение к свету и теплу различных животных.

1

Выяснить, как животные относятся к свету и теплу. Роль солнечного и лунного света в жизни животных.

Опыт

Наблюдение

Мини-сочинение «Моё любимое  животное»

64

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца

и Луны, фонаря, лампы, свечи».

1

Сравнение света Солнца, Луны, фонаря, лампы, свечи. Роль света в жизни человека.

Опыт

Наблюдение

Эксперимент

Рисунок «Солнечный день»

65-66

Электрический свет и тепло в моём доме.

2

Электрические приборы. Правила обращения с электроприборами. Освещённость рабочего места. глаз – орган зрения. Что мы различаем при помощи зрения? Гигиена зрения. Зарядка для глаз.

Беседа

Опыт

Эксперимент

Диалог

Инструктаж

Правила обращения с электроприборами. Рисование предметов ближайшего окружения.

67

Откуда приходят свет и тепло в мой дом?

1

Знакомство с ТЭЦ, АЭС, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты.

Беседа

68

Телевизор в моём доме.

1

Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра.

Диалогическая беседа

Мини-сочинение «Как работа телевизора сказывается на здоровье человека?» Правила просмотра телевизора.

69

Сколько стоит свет и тепло

1

Экономия света и тепла (дома и в школе).

Диалог

Сообщение «Как ты экономишь свет и тепло?»

70

Экскурсия в музей

1

Источники тепла и света в русской избе (печь, лучина).

Беседа

Рисунок

6

Воздух и здоровье

2

Теория – 1 час, практика – 1 час

71

 Воздух и здоровье человека

1

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Какие загрязнители воздуха есть в помещении?Как с ними бороться? Болезни  органов дыхания.вред табачного дыма. Комплекс дыхательной гимнастики.

Опыт

Наблюдение

вдоха и выдоха воздуха. Беседа

игра с воздушными шарами.

Мини-сочинение «Что ты можешь предложить людям, которые курят?»

72

Практическое занятие «Уборка в классе».

1

Влажная уборка класса. Проветривание.

7

Мой край

4

Теория -3 часа, практика – 1 час.

73

Растительный мир родного края

1

Многообразие растений республики.основные экогруппы (растения степи, леса, луга, поля). Красная книга Республики Бурятия.

Рисунок растения  из Красной книги.

74

Животный мир республики Бурятия.

1

Многообразие животных республики. Особенности жизни животных республики.

Беседа

Наблюдения

Рисунок животного  из Красной книги.

75

Исчезающие растения и животные родного края.

1

Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края, их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком.

Беседа

Диалог

Написание письма другу, в котором выраженатревога об исчезающих растениях и животных.

76

Экскурсия в музей

1

Растения и животные республики

 

8

Весенние работы

4

практика – 4 часа

77-78

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву.

2

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке (перекопка, внесение удобрений).

Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений»

таблица

79-80

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними

2

Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка: уход и наблюдение за всходами.

Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений»

Обобщающая беседа

                                         Литература.

  1. Аксёнова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2/М. Аксёнова, С. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1995.
  2. Баранчикова, Л.А. Комнатные растения в интерьере школы / Л.А.Баранчикова // Школа и производство. – 1991. - № 12.- С. 25-28.
  3. Благосклонов, К.Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки / К.Н.Благосклонов. – М.,1991.
  4. Большой атлас природы России : иллюстрированная инцеклопедия для детей. – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2003.
  5. Брылёв, В.А. Красная книга : Редкие и охраняемые растения и животные. – Волгоград, 1992. -  с.148
  6. Ганичкин, А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, о. Ганичкина. – М.: Оникс, 2006.
  7. Грехова, Л.И. В союзе с природой : эколого-природоведенческие игры и развлечения с детьми / Л.И.Грехова. – М.: Илекса; Ставрополь, 2000. – с. 286.
  8. Ердаков, Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л.Н. Ердаков // Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – с. 19-22.
  9. Машкова, С.В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С.В.Машкова. Е.И. Руднянская. – Волгоград, 1996. – с.36
  10. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия  с детьми / Л.П.Молодова. –Минск : Асар, 1996. – с. 128.
  11. Никитина, Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б.А. Никитина. – Самара, 1996.
  12. Сзабова, С. Экоигры в школе и вне школы / С. Сзабова. – Владивосток : Зов тайги, 1996.
  13. Шустова, И.Б. Азбука. Звери и птицы России / И.Б. Шустова. –М.: Дрофа, 2006. – (Дошкольник. Мир природы).
  14. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2000.
  15. Ядовитые животные и растения  СССР / под ред. Б.Н.Орлова – М., 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность программа Моя первая экология

Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по школе 21 век...

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения...

"Земля-наш дом"- программа внеурочной деятельности, экология

Рабочая программа по направлению «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»1 – 4 классы разработана на основе основной образовательной программы начального общего образования....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология здоровья».

Программа внеурочной деятельности нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся п...

Программа внеурочной деятельности "Экология"

Программа внеурочной деятельности "Экология"...

Программа внеурочной деятельности "Эколог.ру"

Программа ВД для учащихся 1-4 классов...