Организация работы в группе продленного дня с детьми в условиях стационара.
статья

Блистанова Татьяна Васильевна

Одним из важнейших вопросов организации продленного дня является взаимодействие между учителем и воспитателем группы продленного дня. От степени скоординированности их усилий зависит качество учебно-воспитательного процесса, уровень успеваемости и воспитанности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы в группе  продленного дня  с детьми в условиях стационара.

«Воспитатели и учителя должны знать,

        кого им нужно воспитывать или выучить,

                                              знать не только тот педагогический материал,

                                              который сидит или бегает под их руководством, но и тот

                                              умственный и нравственный идеал,

                               к которому они обязаны приближать эти вверенные им

                                              маленькие живые будущности».

В.О. Ключевский

Одним из важнейших вопросов организации продленного дня является взаимодействие между учителем и воспитателем группы продленного дня. От степени скоординированности их усилий зависит качество учебно-воспитательного процесса, уровень успеваемости и воспитанности учащихся.

Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?

Во-первых, это совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной учебно-воспитательной работы, ведению психолого-педагогических наблюдений, взаимопосещение занятий, участие в методической работе и работа с родителями.

Во-вторых, это обмен информацией между учителем и воспитателем. При этом средствами обмена служат классные журналы, журналы групп продленного дня, дневники учащихся и их тетради.

Самоподготовка в группе – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учителю целесообразно сосредоточить свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а воспитателю – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы).

Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. Взаимодействие в работе учителя и воспитателя группы продленного дня предполагает поддержание постоянной взаимосвязи. Одним из видов такой взаимосвязи, способствующим успеху в руководстве самоподготовкой, является заблаговременное информирование воспитателей обо всех домашних заданиях, задаваемых учителями. С этой целью помимо классного журнала с 1 по 4 классы может быть введена специальная тетрадь (тетрадь взаимосвязи, «сигнальная тетрадь», дневник взаимосвязи), в которой учитель заранее фиксирует домашнее задание и при необходимости дает краткие методические указания для воспитателя. Располагая этими сведениями заблаговременно, воспитатель получает возможность заранее познакомиться по каждому учебному предмету с системой домашних заданий ряда уроков. Более того, воспитатель получает время для подготовки к занятиям. При этом воспитатель может высказать учителю свое мнение, касающееся отдельных заданий, внести поправки, если задание подобрано неудачно, предотвратить такие крайности, когда в одни дни задания оказываются слишком легкими, а в другие дни учащиеся перегружены ими.

В процессе самоподготовки ярко выступает отношение учащегося к учебному предмету, его старание и прилежание, умения и навыки при выполнении самостоятельной работы. Воспитатель, который руководит самоподготовкой, ежедневно практически оценивает объем и соотношение заданий друг с другом, видит, какая нагрузка падает на учащихся по всем предметам. Давая задание по своему предмету, учитель обязан помнить, что учащиеся получают их и по другим предметам. О согласованности заданий может позаботиться и классный руководитель. Так, например, если по литературе учащимся задано написать сочинение, то классный руководитель может поставить об этом в известность всех учителей-предметников данного класса. О своих наблюдениях воспитатель может сообщить учителю, который примет к сведению полученную информацию. Настоящее содружество между учителем и воспитателем устанавливается тогда, когда они оба имеют в виду преемственность между уроком и подготовкой домашних заданий, учитывают особенности каждой из этих форм организации учебного процесса. При отсутствии записи в специальной тетради воспитатель может воспользоваться классным журналом или дневником лучшего учащегося.

Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, как выполнять задания, что сделать дополнительно, кому из учеников нужна помощь и т. д.. Постоянный контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждение отдельных вопросов, совместная деятельность в методическом объединении, взаимная информация делают их работу более эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.

Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Организуя выполнение домашних заданий, воспитатели группы продленного дня приучают детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования, необходимые учебные пособия.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.

Самоподготовка органически связана с уроками образовательными, развивающими и воспитательными целями, содержанием, элементами методики умственного труда. И внешне, организационно, самоподготовка бывает очень похожа на ситуацию урока. Порой приходится наблюдать, что воспитатель даже опасается вводить что-либо, отличающее самоподготовку от урока. Это происходит чаще всего в тех случаях, когда воспитатель чувствует свою второстепенность по сравнению с учителем, полностью зависит от его требований и установок. Особенно опасно, когда такое неравенство учителя и воспитателя замечают дети. Уже одно это обстоятельство подрывает авторитет воспитателя, нарушает систему единых требований, лишает его возможности строить правильные воспитывающие отношения с детским коллективом.

Вот почему статус воспитателя в классе или группе продленного дня необходимо поднимать прежде всего за счет углубления, обогащения, а порой и создания специфических воспитательных основ самоподготовки.

Результативность самостоятельной учебной работы школьников во время самоподготовки прямо зависит от содержания, объема задания, данного учителем, и от методики подачи его на уроке. Вот почему сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя — одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Если самоподготовку в классе продленного дня ведет сам учитель, он в не меньшей степени должен учитывать особенности взаимосвязи урока и самоподготовки.

Урок в классе должен обязательно включать совместную с учителем коллективную работу по обсуждению справочного аппарата изучаемой темы, который потом будет использован на самоподготовке, объяснение, комментирование алгоритмов, памяток. Учитель определяет основную дидактическую цель самоподготовки, разрабатывает и подбирает конкретные задания, в которых будет реализована эта цель, материал для дифференцированной работы, готовит консультантов.

Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы учащихся необходима и в планировании, и в советах для правильного выполнения домашнего задания, и при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим ученикам в процессе самоподготовки. Поскольку учеников, посещающих группу продленного дня, на дополнительные занятия не оставляют, учителям приходится заниматься с ними во время самоподготовки, это дает возможность воспитателю уделить больше внимания другим школьникам. Для подобных занятий, кроме классной комнаты, могут быть использованы кабинеты, рекреации, школьные коридоры, библиотека и другие помещения.

Навыки и умения, приобретаемые учащимися в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества предстоящего урока, совершенствованию самоподготовки школьников.

Иногда учителя дают учащимся большие и сложные задания, считая, что с помощью воспитателя они с ними справится. Такие действия нельзя признать правильными с педагогической точки зрения. Учитель и воспитатель должны хорошо знать нормативные требования в определении трудности и объема домашнего задания. Самоподготовка учащихся в I—II классах должна занимать не более 1 ч, в III—IV классах — 1,5—2 ч. (Указанное время отводится для выполнения домашних заданий и не предполагает никаких разминок перед их выполнением - устного счета, общегруппового повторения правил и т. д., дополнительных объяснений и инструктажей со стороны воспитателя по выполнению домашних заданий.)

За самоподготовку в равной степени несут ответственность как воспитатель, так и учитель, хотя он не всегда на ней присутствует.

Установлению преемственности способствует такой порядок, когда учитель и воспитатель периодически посещают занятия друг друга. Прежде всего, это – взаимопосещение уроков и самоподготовок в их системе, планирование и совместная организация воспитательных мероприятий познавательного характера (обсуждение книг, телепередач, итогов экскурсий, открытые занятия по интересам, творческие конкурсы), беседы, консультации, выработка единых требований к организации индивидуальной познавательной деятельности школьников.

Требования, предъявляемые воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой учеников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель, в свою очередь, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность дозировки домашних заданий, доступность их для учащихся, узнать о трудностях, с которыми школьники встречаются при самостоятельной работе.

При посещении уроков воспитатель уясняет систему и методику изложения материала учителем, наблюдает, как дается задание на дом и какой при этом проводится инструктаж. Вместе с тем воспитатель на уроке видит результаты своей деятельности, своего руководства над самостоятельной работой учащихся. Не менее важно и посещение учителем-предметником часов самоподготовки учащихся. При этом он оценивает по существу характер и объем своего задания на дом, выясняет, какие затруднения испытывают учащиеся при выполнении задания. Кроме того, при необходимости учитель может использовать это время для индивидуальной работы с отдельными учащимися. Посещение воспитателем уроков учителя в том классе, учащимися которого укомплектована группа, а учителем самоподготовки - одно из важных условий усиления педагогической взаимосвязи. Взаимопосещение педагогами уроков и самоподготовок широко вошло в практику работы школы. Анализ показал, что в процессе взаимопосещения занятий учитель и воспитатель обогащаются педагогическим опытом, выявляют недостатки в своей работе и в итоге совершенствуют учебно-воспитательный процесс. Таким образом, взаимопосещение занятий дает возможность осуществить единство требований, а также проводить творческий обмен мнениями по всем вопросам учебно-воспитательной работы в данном классе. Одной из таких форм обмена мнениями может быть совместное заседание методического объединения воспитателей, учителей-предметников и классных руководителей. На этих совместных заседаниях обсуждаются вопросы, касающиеся индивидуального подхода к детям, домашних заданий, а также самостоятельной работы учащихся.

Взаимопосещаемость и другие формы совместной работы дают возможность разработать единые требования в учащимся. Внимательно наблюдая за работой учеников на уроках и во время самоподготовки, воспитатель совместно, с учителем обсуждает, кого из воспитанников надо больше контролировать, кому предоставить больше самостоятельности, с кем следует поработать индивидуально.

При согласованной работе учителя и воспитателя последний внимательно просматривает тематическое планирование по предметам, выясняет: какие темы наиболее трудны для учащихся, в чем именно; какие планируются практические работы, связанные с подготовкой домашних заданий (например, прогулки и экскурсии в природу с указанием цели и конкретными пометками о том, на что обратить внимание у наблюдаемого объекта и по дороге к нему). Все эти данные могут найти отражение в календарном плане воспитателя.

Таким образом, взаимодействие и преемственность в работе учителя и воспитателя группы продленного дня – одно из важных условий эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

Использованная литература:

1. Баранцев С.А., Береуцин Г.В., Берсуцкий Н.Л. и др. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня. – М.: Просвещение,1988. – С. 16.

2. Визгерд Я.А. Учебно-воспитательная работа в школе. –М.: Просвещение, 1962. – С. 102.

3. Кобзарь Б.С. Учебно-воспитательный процесс в школах и группах продленного дня. – Киев: «Радянська школа», 1982. –С. 52.

4. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Избранные произведения. – Т.2. – Киев, 1976. – С. 566.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы ШМО учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС

Организация работы ШМО учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС...

Статья "Организация работы воспитанников в Зимнем саду в условиях СРЦдН"

Создание условий для формирования у воспитанников чувства любви к природе родного края через уход  за комнатными растениями....

Статья "Работа воспитателей с одаренными детьми в условиях обновления образования"

Данная статья посвящена особенностям работы педагога  с  одаренными детьми....

Психолого-педагогические основы организации работы с художественно одаренными детьми

Психолого-педагогические основы организации работы с художественно одаренными детьми...

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии и социальная адаптация при работе с умственно отсталыми детьми в условиях надомного обучения»

Умственно отсталые дети являются одной из наиболее многочисленныхкатегорий, которые имеют определенные отклонения от норм развития. Данное определение включает большое количество совершенно разных дет...

Особенности и организация работы со способными, одарёнными детьми.

Где нет простора для проявления способностей,там нет и способностей.Л.Фейербах...

Организация работы учителя логопеда в школе в условиях ФГОС

Организация работы учителя логопеда в школе в условиях ФГОС 1. Требования ФГОС в отношении организации занятий логопеда 2. Организация работы логопеда: основные задачи 3.Организация деятельности ...