Развитие коммуникативных способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
статья (4 класс)

материал для учителей начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pastorovoy.docx14.7 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Развитие коммуникативных способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья» (автор – Пасторова Е.П.)

Развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста с ОВЗ является одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда основным видом деятельности становится общение.

Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал в подростковом возрасте. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть для той категории младших школьников, которые в силу различных отклонений психического или физического плана не могут вести полноценную жизнь. Для них очень важно иметь сформированную коммуникативную способность, что позволит преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. Под коммуникативными способностями В.Г. Белинский понимал способности природной силы личности, или её возможности.

По Б.М. Теплову, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности. Коммуникативные способности – вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. Изучением коммуникативных способностей детей занимались многие психологи, педагоги и медицинские специалисты. Большая часть специалистов склоняется к тому мнению, что коммуникативные способности находятся в прямой зависимости от уровня развития лексики ребенка с ОВЗ.

Также Д. Б. Эльконин пишет, что развитие коммуникативных способностей и в том числе лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

Формирование коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является одной из приоритетных задач школы. Результативность процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения.

Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.С. Валявского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, и др. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний.

В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста – возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий, и контроль над его исполнением. Таким образом, младший школьник – это ребенок, в возрасте от 6–7 до 10 лет, который проходит обучение в 1–4-х классах средней общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".

В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя  различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...

Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках

Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....

Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.

Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....

Влияние мнемотехники на речевое развитие младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Оно должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нар...

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Использование наглядности и дидактических игр в начальных классах помогает снять ряд трудностей в обучении и сделать учебный процесс интересным....

Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...

Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....