Сущность организаторской деятельности, функции и должностные обязанности педагога-организатора..
статья

Сущность организаторской деятельности,  функции и должностные обязанности педагога-организатора..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_organizatorskoy_deyatelnosti.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга

Сущность организаторской деятельности,

функции и должностные обязанности педагога-организатора.

Яблунина О.В.

Педагог организатор ГБОУ школа

№404 Санкт - Петербурга

2020

Сущность организаторской деятельности, функции и должностные обязанности педагога-организатора

В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Ведущими функциями педагога-организатора являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая.  Остановимся на них поподробнее.

Итак, воспитательная функция, реализуемая педагогом-организатором, обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей и молодежи; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников.

Защитная функция содействует реализации прав и свобод учащихся, зафиксированных в законодательных актах Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям. 

Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей.

Методическая функция предполагает оказание методической помощи классным руководителям, воспитателям, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам ученического самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.

Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.

Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствии с которыми педагог-организатор: 

— организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях внешкольного воспитания и обучения, клубах по месту жительства;

— координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;

— содействует образованию детских и молодежных общественных объединений, и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами;

— строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей и учащейся молодежи;

— создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время;

— формирует общую культуру учащихся;

— изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и учащейся молодежи, на основе анализа, организует общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;

— создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, любительских объединений;

— организует летний отдых школьников;

—содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

— проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками;

— заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;

— курирует деятельность воспитателей групп продленного дня, руководителей детских и молодежных общественных объединений, и органов ученического самоуправления;

— совершенствует свой профессиональный и методический уровень. Педагог- организатор осуществляет в школе ряд работ педагогической направленности по:

— гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию учащихся; 

— координации деятельности детских и молодежных общественных объединений;

—организации так называемого школьного (ученического) самоуправления и свободного времени учащихся;

— формированию здорового образа жизни;

— по профилактике противоправного поведения учащихся.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-организатора является защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Он создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.

Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и других социальных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств для достижения поставленных воспитательных целей.

Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами школы, а распространяется на микрорайон, место жительства школьников, сферу их ближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с учащимися всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.

1.2 Планирование в деятельности педагога-организатора

Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.

Анализ документации педагогов-организаторов показал, что многие из них, особенно те, кто только начинает свою трудовую деятельность, испытывают затруднения в планировании своей работы. Нередки факты, когда простой перечень массовых мероприятий без указаний целей, форм проведения, возраста их участников, выдается за план работы педагога-организатора.

Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать следующие общепедагогические требования к планам:

— научную обоснованность;

— целесообразность;

— социальную направленность;

— актуальность; 

— реальность выполнения;

— гласность.

Педагогу-организатор планирует и осуществляет воспитательную работу совместно с детским коллективом школы как полноправным субъектом процесса воспитания, с учетом социальных умений и навыков, возраста учащихся, их постоянно растущих потребностей, изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации.

Процесс планирования педагога организатора имеет определенную последовательность и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.

Первый этап. Приступая к планированию, педагог-организатор должен уточнить перечень своих обязанностей, которые указаны в приказе директора школы (или зав. отделом / нач.управления образования) о приеме его на работу.

Второй этап. Изучение основополагающих, законодательных и нормативных актов Российской Федерации по вопросам образования, федерального, регионального и местного законодательства в области молодежной политики, инструктивно-методических писем и методических рекомендаций Минобрнауки, других нормативных документов областных, районных отделов образования, комитетов, советов детских и молодежных общественных объединений и т.д. Особое внимание необходимо уделить ряду Федеральных программ, таких как, например «Патриотическое воспитание молодежи в РФ на период с 2005-2010 гг.» и другим.

Изучение основных нормативных документов поможет правильно определить цели, задачи воспитательной деятельности, планируемые результаты (промежуточные и конечные).

Третий этап. Ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный год и планом учебно-воспитательной работы (программой развития) школы на новый учебный год.

Четвертый этап. Проведение анкетирования, собеседований, деловых, организационно-деятельностных игр с целью диагностики досуговых интересов, увлечений учащихся, а также привлечения их к участию в планировании различных интересных, полезных дел.

Пятый этап. Изучение и использование календаря государственных, народных праздников, знаменательных событий в жизни школы, города (села), области, республики, событий международного значения, а также планов, графиков проведения районных, областных, республиканских конкурсов, смотров, выставок, фестивалей, других массовых мероприятий, что поможет определить формы, сроки участия школьников в социально значимой, общественной деятельности.

Чтобы перспективный годовой план не был слишком громоздким, можно оформить как приложения к нему:

а) перечень массовых мероприятий в виде календарных планов (с учетом сроков), а также указав цели, формы проведения, организаторов, участников и их возраст;

б) перспективные планы учебы избранного актива детских организаций; кружков, клубов, классов;

в) планы проведения мероприятий в период осенних, зимних, весенних каникул.

Результат работы педагога-организатора проявляется в реализованных целях его деятельности и отражает степень эффективности воспитательного процесса. Как правило, указанные результаты выражаются:

— в наличии личностно-ориентированной воспитательной системы в образовательном учреждении;

— в сформированных у школьников потребностях в самовоспитании, самообразовании, самоуправлении;

— в развитости у детей умений делать нравственный выбор, регулировать свое поведение и поступки, анализировать, оценивать и контролировать свои действия;

— в осмыслении учащимися своего личностного достоинства, самоценности, осознании жизни как высшей ценности, оптимистическом мировосприятии, умении ставить цели и достигать их, в развитом стремлении определить смысл своей жизни, сопоставлять ее с духовно-нравственными идеалами;

— в усвоении воспитанниками этических образцов поведения, элементов культуры, овладении социальными ролями, а также в отсутствии правонарушений;

— в адекватном эмоциональном отклике детей на воспитательные воздействия.

Педагогу-организатору необходимо научить детей и подростков самостоятельному выбору видов общественно полезной деятельности, качественному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их помощь, оценивать результаты своего участия в конкретных делах. Поэтому чем больше будет у педагога-организатора помощников, единомышленников среди учащихся, педагогов, родителей, представителей общественных объединений, тем, соответственно, лучше будут результаты воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Должностные обязанности кл.руководителя

материалы для кл.руководителя...

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.Общие положения. 1.1. Педагог дополнительного образования есть педагог школы или учреждения дополнительного образования, планирующий и организующий развивающую деятельность обучающихся (воспита...

Должностные обязанности наставника

Должностные обязанности наставника...

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ...

Благодарность за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей.

Благодарность за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей....

Статья - «Возможности детских певческих голосов младшего школьного возраста» Авторы-педагоги: Орехова С. Г.,Ларина Т.А., концертмейстер, педагог-организатор Егиазарян С.С.

Данная статья даст возможность учителям музыки, педагогам вокала, акцентировать своё внимание на особенности певческого голоса детей младшего школьного возраста. Учитывать возрастные характеристики го...

Статья«Выступление в онлайн формате, как важный аспект процесса обучения в дополнительном образовании»-Авторы:педагоги доп.образования: Ларина Т.А.,Такмакова И.А.,концертмейстеры:Егиазарян С.С.(педагог-организатор), Кошелева О.Н.

Речь пойдет о процессе подготовки концертного номера и само выступление в онлайн-концерте, мероприятии, фестивале, марафоне учащихся нашего детского музыкального театра «Кантабиле».В наше ...