Игра-викторина «Звездный час» "Права и обязанности ребенка"
план-конспект занятия (3 класс)

Галимова Гузель Шамилевна

 Игра-викторина «Звездный час» "Права и обязанности ребенка"

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

  1. Продолжить знакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
  2.  Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
  3. Формировать уважительное отношение к правам других людей. Способствовать формированию активной гражданской позиции.
  4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

  1. Личностные: знаниеосновных прав и обязанностей гражданина, школьника, применение этих знаний в повседневной жизни.
  2. Регулятивные: умение ставить цели деятельности; умение высказывать предположение (версию); анализировать свои действия и полученные знания.
  3. Коммуникативные: иметь представление о том, что важно понимать друг друга; уметь работать в группе, высказывать свою точку зрения и выслушивать других.
  4. Познавательные: умение работать с текстом, умение сравнивать и анализировать смысл понятий, умение анализировать ситуацию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №67 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Воспитательное занятие:

Игра-викторина «Звездный час» "Права и обязанности ребенка"

Подготовила  воспитатель:

Галимова Гузель Шамилевна

г. Санкт-Петербург

2021 г.

Класс: 3

Тема:  Игра-викторина «Звездный час» "Права и обязанности ребенка"

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

  1. Продолжить знакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
  2.  Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
  3. Формировать уважительное отношение к правам других людей. Способствовать формированию активной гражданской позиции.
  4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

  1. Личностные: знаниеосновных прав и обязанностей гражданина, школьника, применение этих знаний в повседневной жизни.
  2. Регулятивные: умение ставить цели деятельности; умение высказывать предположение (версию); анализировать свои действия и полученные знания.
  3. Коммуникативные: иметь представление о том, что важно понимать друг друга; уметь работать в группе, высказывать свою точку зрения и выслушивать других.
  4. Познавательные: умение работать с текстом, умение сравнивать и анализировать смысл понятий, умение анализировать ситуацию.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, Конвенция о правах ребенка, таблички с кратким текстом прав и обязанностей,  2-3обруча, презентация.

Используемые приемы, методы: словесный, наглядный, практический

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах,  применение ИКТ, примеры жизненных ситуаций.

Ход занятия

I.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята. Предлагаю вам сегодня принять участие в игре«Звездный час». В игре каждый из вас сможет бороться за звание победителя.За правильный ответ - звезда. Большее их количество приведет к победе. Победа это и есть ваш звездный час. Также не забывайте придерживаться правил поведения. Не выкрикиваем, такие ответы не принимаются.  Если готов и знаешь ответ, поднимай скорее руку.

II.Определение темы и целей.

-Послушайте стихотворение, которое подскажет тему занятия.

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.

-Ребята, сегодня мы с вами пополним знания о правах и обязанностях ребенка.

III.Проведение игры.

-Итак, приступаем к игре.

Разминка

Внимательно посмотрите на доску. В качестве разминки предлагаю из беспорядочно записанных слов на доске собрать девиз занятия.

«НЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ НЕТ ОБЯЗАННОСТЕЙ БЕЗ ПРАВ» (звезда)

1 тур «Вопрос-ответ» (звезда)

1.Право –это установленные и охраняемыегосударством  нормы и правила. (Я могу)

2.Обязанность – это круг действий, обязательных для выполнения. (Я должен)

3.Ребята, вспомните, пожалуйста, какой международный документ закрепляет основные права ребенка?

– Правильно, это «Конвенция о правах ребенка»

4.А в каком году был принят  этот документ? (документ принят 20 ноября 1989 года)

5.Какой организацией (ООН, Организация Объединенных Наций).

6. А в каком году была принята в России ?( в 1994 году)

7.Вспомните, пожалуйста, что обозначает слово Конвенция? (соглашение, это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей).

8. Сколько  статей содержит она (54)

2 тур «Угадайка» (звезда)

Закончи стихотворение и назовите права, которые есть у всех детей мира?

1) Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …(имя)

2) Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на … (образование)

3) Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач) –Право на медицину

4)  Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

5)  

Мама работала,

Папа трудился,

А я на учебе все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)

 3 тур Физминутка-эксперимент «Права или обязанности?» (звезда)

- А сейчас отдохнем и проведем эксперимент.  На полу у доски лежат обручи, предлагаю вам встать вовнутрь и выполнить физминутку, не забывая о движениях.

Белый снег пушистый –руки вверх

В воздухе кружится – кружатся

И на землю тихо – приседают

Падает, ложится – руки вниз

-Удобно ли вам делать упражнения. (нет)Почему? (тесно, рядом другие ребята)

Это можно исправить? (выйти из круга)Выполним физминутку еще раз.

- Эксперимент показал, ваши движения - это права. Но не всегда можно легко выполнить их.

-В жизни бывает, что кто-то или что-то мешает выполнению ваших прав. Например: На уроке вы можете получить хорошую оценку- это ваше право ученика. Но, что может помешать это сделать? (закончится урок или кто-то из ребят отвлекался сам и мешал другим )Ваш одноклассник нарушил дисциплину, тем самым не выполнил свои обязанности уважать ваши права. Какие еще обязанности школьника вы знаете?

Сделаем вывод:Каждый из вас должен знать не только свои права, но и уважать права других людей.

4 тур Сказочно- правовая викторина «Ваши права»

-Чтобы закрепить полученные знания предлагаю сыграть в сказочно-правовую викторину«Ваши права» по презентации.

Слайд

-Героев какой сказки видите на экране?

-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
( Он был не похож на других)
-Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
(Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
-Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)

Слайд

Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)

Слайд

О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации?
(Право на неприкосновенность жилища)
Кто нарушил это право? (Лисица)
Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)

Слайд

Каким правом воспользовалась лягушка?
( Правом на свободное передвижение)
Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (Утки)

Слайд

Каким правом воспользовался Балда? (Правом на труд)

А какие обязанности не выполнил поп? (или см Приложение)

5 тур «Конкурс рисунков»

- Ребята,  вам было задано домашнее задание, нарисовать рисунки «Мои права и обязанности».  Молодцы, вы справились с этим заданием! (если позволит время, попросить детей рассказать-)(звезда)

IV.Подведение итога.

-Подведем итог занятия, прочитав Правила взаимообщения:

  1. Нужно знать свои права. – вручение памятки
  2. Нужно уважать права других людей.
  3. Нельзя забывать об обязанностях.

И запомните:«Права предоставляются, а обязанности выполняются!

V.Рефлексия. Награждение.

-Продолжи предложение:

Мне было интересно …

До этого я не знал …

В дальнейшем я буду …

-Подсчитайте количество заработанных звезд. Большее их количество приведет к победе.

Победитель награждается грамотой. А участники утешительным призом.

Приложение.

Поиграем в литературно-сказочную-правовую викторину, выполнив несколько заданий.

        Не забываем отвечать по поднятию руки.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено выходить из дома, ехать на бал. Какие права были бы нарушены, если бы подобное происходило в наши дни? (право ребенка на отдых, право на свободу).

2. Какое основное право нарушила ведьма в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», утопив Аленушку в речке? (Право на жизнь).

3. Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка? (Он не был похож на других). Могли бы ребята из вашего класса поступить как обитатели птичьего двора? (Ответы детей).

3. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какое право было нарушено? (Право на свободу.)

4. Какое право нарушили гуси - лебеди, украв братца? (Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность). Кто помог девочке спастись и выручить братца из неволи? (Река, печь, яблоня).

(Обсуждение. Ответы детей)

 

«НЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ НЕТ ОБЯЗАННОСТЕЙ БЕЗ ПРАВ»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказочная викторина «Ваши права» Выполнила : воспитатель ГБОУ Школа-интернат №67 ГалимоваГ.Ш .

Слайд 2

Почему обитатели двора обижали гадкого утенка? Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения? Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать

Слайд 3

Какое право нарушила ведьма в этой сказке? Право на жизнь и свободу, право на семью

Слайд 4

О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации? Право на неприкосновенность жилища

Слайд 5

Каким правом воспользовалась лягушка? Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на Родину

Слайд 6

Каким правом воспользовался Балда ? Право на труд

Слайд 7

Правила взаимообщения : Нужно знать свои права. Нужно уважать права других людей. Нельзя забывать об обязанностях.

Слайд 8

ЗАПОМНИТЕ : « Права предоставляются, а обязанности выполняются!



Предварительный просмотр:

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u153717/t1492794217aa.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u153717/t1492794217aa.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав и обязанностей ребенка

В современном обществе  важно приобщать школьников к изучению прав человека на всех этапах обучения в школе, начиная уже с начальных классов. К сожалению, слабое обеспечение необходимой уче...

Классный час на тему: Я первоклассник.Права и обязанности ребенка.

Направлен на ознакомление детей со своими правами и обязанностями....

Внеклассное занятие по правам и обязанностям ребенка

Предназначено учащиссямладшихклассов . Раскрывает смысл прав и обязанностей ребенка на доступном уровне....

Статья для родителей "Права и обязанности ребенка"

Статья содержит краткие рекомендации, напоминание о том, что  ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно ...

Презентация "Права и обязанности ребенка"

Права и обязанности ребенка. Рекомендую!!!!!! Работы детей 2 класса!...

« ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА»

Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.Задачи:-познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими ...

Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности обучающихся определяются Уставом школы и другими предусмотренными Уставом локальными актами....