"Работа учителя по формированию повышенной мотивации к обучению, подходы и приемы сопровождения мотивированных детей " Из опыта работы
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Мы ежедневно стараемся растить способного и талантливого ученика . А нас убеждают , что мы мало работаем с одаренными детьми.  Кто он , Одарённый ребёнок? - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

 

Ведущая роль в развитии таких обучающихся принадлежит учителю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Работа учителя по формированию повышенной мотивации к обучению, подходы и приемы    сопровождения мотивированных детей "
“Учитель, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться!”

Начну с притчи. Может быть,  вы ее уже слышали. (СЛАЙД)

Один мудрец искал способного и талантливого ученика. Он решил собрать всех учеников. Собралось множество его последователей. Мудрец сказал им:                        - У меня возникла проблема. Видите - в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть ее без посторонней помощи?

Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие  обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Только один ученик подошел к двери и подверг ее тщательному исследованию. Он  проверил ее, используя свои глаза и руки. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась. Мудрец нашел себе преемника.  

Мы ежедневно стараемся растить способного и талантливого ученика . А нас убеждают , что мы мало работаем с одаренными детьми.  Кто он , Одарённый ребёнок? - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Ведущая роль в развитии таких обучающихся принадлежит учителю.

Он  координатор усилий для оптимального развития одарённых и способных детей, создает условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков детей.

Но чтобы быть координатором, надо работать по принципам. СЛАЙД

индивидуализации и дифференциации обучения.

развивающего и воспитывающего обучения.

учёта возрастных возможностей.

       Вот почему методы и формы диагностики при определении одаренных детей так важны. Диагностика одарённости должна быть средством наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка.      

       Какие же методы диагностики используем мы?

 

   - наблюдение;

- беседу;

- метод исследования: пакет диагностических методик (СЛАЙД).

  - сбора сведений среди учителей, работающих в классе о наличии одарённых учеников .

     - наблюдения  результативности  по итогам тестирования и успехов в реальной деятельности;

    - обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одарённости;

   - выявления мнения родителей.

         

Одно из плодотворных направлений поиска одаренных обучающихся – диагностическая работа во время проведения очных интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, смотров, турниров…

 Затем идет классификация учащихся по видам одаренности: 

   - общая интеллектуальная одаренность:  Именно этих учеников учителя называют умными», «толковыми», сообразительными. Они точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.


   
- творческая одаренность:  этот вид одаренности проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, культуре, сценической деятельности.( активный период до 9 лет)

   - спортивная одаренность:   Ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

 - креативная  -  Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир.

- лидерская, или социальная, одаренность. Многие ученики с этими организаторскими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе.

Нужно учителю знать типы одаренности? Да. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, чтобы, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем.

Работа учителя с индивидуальностью каждого ученика идет совместно  с  психологом.  Психолог школы помогает учителю, проводит диагностики, тесты, дает консультации. 

Так в 1 классе используем оригинальную методику «Школа зверей», которая помогает определить уровень мотивации детей на начальном этапе (1 класс), а также выявить способности к рисованию, пространственному воображению и др. аспекты. Выявляется круг детей с различной степенью мотивации. Дети с высокой мотивацией нуждаются в особом внимании педагога для ее поддержания. Здесь использую различные способы и приемы:  

-  коллективные и групповые формы работы;

– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

– использование игровых технологий;

Во втором классе эта работа продолжается на внеурочном занятии «Психологическая азбука».

К 4 классу становится более ясная картина по склонностям детей к одному или другому виду деятельности ( склонности к математике, литературному творчеству… И здесь уже можно говорить о видах одаренности. В ход идут диагностики, способные подтвердить эту одаренность. Например, диагностика «Склонность ребенка к техническому творчеству»

КАК  построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались ?

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению идет  в двух направлениях: (ОТКРЫВАЮ СЛОВА)

1. через урок  и внеурочную деятельность;

2. по интересам самих учащихся.(ДО)

Работа с мотивированными детьми в учебном процессе осуществляется мною через обучение по программе «Перспективная начальная школа», которая соответствует требованиям ФГОС. И строится   на личностно- ориентированном подходе.

Каждый ребенок талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. 
ПРИМЕР. На уроке развития речи работаем с текстом – рассуждение по картине И.Фирсова «Юный живописец». Задание -  составить текст- рассуждение на тему    « Размышление о моих увлечениях».
Послушайте  Андреева А

 Ребята узнали о необычных увлечениях одноклассников. Решили на классном часе познакомиться с работами детей. А для учителя это возможность подготовить детей к участию в районной конференции проектных работ, направить ребенка в нужный кружок или на внеурочное занятие.

Результат такой работы вся наша внеклассная работа. Некоторые ученики активно участвуют в конкурсе чтецов на всех уровнях. Сейчас в классе подрастает талантливая звездочка Ахмедова Арина, неоднократный победитель конкурсов. Слово АРИНЕ.

Для привития интереса к математике использую задачи повышенной сложности, знакомлю с историей математики, решаю с детьми старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить. Два года мы практикум групповые смешанные занятия учащихся разных классов. Дети выполняют разные  творческие задания, идя к одной цели. Учатся друг у друга, сближаются, стремятся к большему. На занятии они - творцы!

 На технологии делаем  головоломки. «Не сразу получается собрать…» Попробуйте. Терафлексагон — увлекательная игрушка, головоломка и интересная математическая модель. (ДАТЬ ГОЛОВОЛОМКУ УЧИТЕЛЯМ , ЧТОБЫ СОБРАЛИ)

     Для успешного познания окружающего мира я предоставляю возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии, поездки (ОТКРЫВАЮ СЛОВО) .  По абонементу посещаем музей «Зарайский кремль». Открыли для себя мир профессий в Кидзании. Это помогает применять знания в научно-исследовательской деятельности.

2 класс. Тема урока « домашние животные». Маша Юрасова  с любовью рассказывает о лошадях. Урока не хватает. Выходим на классный час… Просим разрешить принять участие в научно-исследовательской конференции с темой «Коневодство Зарайского района»! Победное 2 место! Одаренный ребенок Мария Юрасова с отличие окончила лицей в этом году с всероссийскими  достижениями.

Наблюдаю за детьми – чем увлекаются, что получается лучше, какие способности. Карабатова Мария увлекается теннисом - участие на конференции по теме «Я выбираю спорт!», Федотов Денис играет на саксофоне - тема проекта «Я – маленький музыкант в большой музыкальной семье». МУЗЫКАЛЬНУЮ ПАУЗУ представит  Федотов Денис.

Как правило,  мотивированные ребята имеют неплохие результаты и в олимпиадах разного уровня. Учащиеся сами интересуются о дате проводимого конкурса, вовлекают и других детей. Не это ли познавательная активность?

Мне очень помогают в работе с мотивированными детьми интересы и склонности учащихся, которые реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования. Музыкальная школа, художественная школа, занятия танцами, спортивные секции. Ребята приносят в класс свои награды, показывают одноклассникам. Мы аплодируем им, поздравляем с победой!

Но для этого приходится поработать с родителями.Предлагаю родителям определить ребенка  в школу дополнительного образования,  в кружок, секцию и т. д. Здесь важно сотрудничество с родителями, оказание им помощи в развитии ребенка.

А результат? - спросите ВыНаиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, является

высокая мотивация учебной деятельности,

 наличие адекватной положительной самооценки,

способность к рефлексии,    стремление к познанию и проявлению своих возможностей.

Кроме того, повысилась познавательная активность детей,

их участие и победы в различных конкурсах, олимпиадах .

Но все это возможно достичь,  имея программу (ОТКРЫВАЮ СЛОВО) индивидуального сопровождения школьника, состоящую из 4 разделов, связанных между собой:

  1. Аналитико – регулятивная деятельность
  2. План мероприятий по работе с одаренным ребенком
  3. Коррекционная деятельность
  4. Прогнозирование результатов.

Остановлюсь коротко на каждом из этих этапов:

1.Аналитико – регулятивная деятельность - проводятся диагностики индивидуальных  способностей школьников,  комплексное тестирование.

  На основании полученных данных организованы факультативы, кружки, спецкурсы по предметам.

2.План мероприятий .

 Основной формой организации учебного процесса остается урок с индивидуализацией  и дифференциацией  обучения высокомотивированных учеников.

3.Коррекционная деятельность осуществляется через индивидуальную работу, участие в интеллектуальных конкурсах, тематическое тестирование.

4. Прогнозирование результатов, мониторинг отслеживания личностного роста школьников. Процесс самоанализа и самооценки происходит на всех этапах деятельности учащегося .

Такой вид работы позволяет систематизировать и индивидуализировать работу, предполагает преемственность в обучении учащихся при переходе на следующий уровень обучения.

Однако существуют и проблемы: Какие проблемы Вы видите?

- Стихийность поиска информации по технологиям работы с одаренными детьми;

 - Недостаточный уровень подготовки педагогов.

- НУЖНЫ тьюторы!    Тьюторы сопровождают одаренных детей, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь ребенка.

 Обобщая всё вышесказанное, могу сделать вывод, что работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию, который я выстраиваю через всю  образовательную деятельность в начальной школе.

Помните, нашу встречу мы начали с притчи?
Мудрец нашел себе преемника.  

Он повернулся к остальным ученикам     и произнёс следующие слова:

— Успех в жизни и работе

зависит от нескольких ключевых факторов,

и сегодня вы могли наблюдать их в действии.

Во-первых, позвольте своим чувствам

полностью исследовать и понять реальность,

которая вас окружает.

Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов.

В-третьих, будьте достаточно смелы,

чтобы принять решение.

В-четвёртых, приняв его,

действуйте уверенно и без сомнений.

В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие

всю вашу силу и энергию.

И, наконец, не бойтесь совершить ошибку!

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Работа учителя по формированию повышенной мотивации к обучению, подходы и приемы сопровождения мотивированных детей» Учитель начальных классов Сергеева Н.В.

Слайд 2

… Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь… Учитель, воспитай ученика, Чтоб было у кого потом учиться!

Слайд 3

Принципы работы: принцип индивидуализации обучения; принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований; принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Слайд 4

Диагностика одарённости должна служить не целям отбора, а быть средством наиболее эффективного обучения и развития одарённого ребёнка (Из «Рабочей концепции одарённости»). Наблюдение; Беседа; Метод исследования; Пакет диагностических методик; Выявление мнения; Сбор сведений… Конкурсы, смотры, турниры… КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ

Слайд 5

Интеллектуальный Нужно учителю знать типы одаренности? Типы одаренности детей Художественный Лидерская Креативный Спортивная

Слайд 6

На кружке « Робототехника»

Слайд 7

Kidzania - Мир профессий Путешествуй с нами! Федотов Денис- призер районной конференции исследовательских работ 2017г.

Слайд 8

Победы в олимпиадах: « Росконкурс », «Лисенок», « Инфоурок », «Русский медвежонок»! «О , спорт! Ты- мой мир»

Слайд 9

Но это работа ОГРОМНАЯ. Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов: позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает; не делайте поспешных и потому неправильных выводов; будьте достаточно смелы, чтобы принять решение; приняв его, действуйте уверенно и без сомнений; сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку!

Слайд 10

Спасибо за внимание! Учить других куда как нелегко! А жизнь идёт, и надо торопиться. Успеть бы воспитать учеников, Чтоб было у кого потом учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по окружающему миру в 4 классе начальной школы - 2016

Материал включает задания по окружающему миру за полный курс начальной школы. Готовые бланки заполняются самими учащимися в самом начале олимпиады....

Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...

Описание опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»

Представление педагогического опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Повышение мотивации учения у слабоуспевающих»

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс пробл...

Мастер-класс «Интерактивный стол как фактор повышения мотивации к обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в работе учителя-логопеда».

Показать использование интерактивного стола Teachtouch Table 43 в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передавать педагогический опыт проведения игр на данной модели стола....