Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».
классный час (4 класс)

Валентина Владимировна Васильева

Сценарий видеоролика «Дети войны».

Задачи:

  • Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;
  • Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «детство» и «война»;
  • Обучать выразительному чтению;
  • Способствовать воспитанию в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 273 им. Л.Ю. Гладышевой

Колпинского района Санкт - Петербурга

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества,

в рамках военно – патриотического направления,

Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти

Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».

Составил:

учитель начальных классов

Васильева Валентина Владимировна

2021 - 2022 гг.

Санкт – Петербург

Сценарий видеоролика «Дети войны».

Задачи:

  • Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;
  • Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «детство» и «война»;
  • Обучать выразительному чтению;
  • Способствовать воспитанию в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности.

Начало съемок: на сцене импровизированная кровать и стул возле кровати. В кровати спит девочка, мама рядом на стуле вяжет.

Учитель выступающий в качестве режиссёра дают команду для начала съёмочного процесса: Камера, мотор, съёмка начинается.

Девочка, которой приснился сон. На заднем фоне демонстрируется фрагмент из фильма «Подкидыш»:

Ой, мамочка, какой я ночью сон видела. Представляешь она потерялась…

Мама: Кто, - она?..

Девочка: Ну, она, девочка, маленькая, наверное, как я, мне пять лет…

Мама: Да!

Девочка: Вот, и ей пять лет, как мне понимаешь, и она потерялась, девочка…

                И ей помогают другие дети найтись…

Мама: Как это найтись?

Девочка: Мама, ты не понимаешь, найтись -  значит домой вернуться, ой, мамочка…

                И вот бегут, они бегут…

Мама: Кто бегут?

Девочка: Дети, держат её за руку, и бегут, бегут, бегут…

                И тут…

                Так страшно…, а они бегут и говорят война, и я проснулась.

                 Мама, а что такое ВОЙНА?!

Закадровый голос (на фоне музыки)

Ю. Левитан. «Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР».

Мама: Страшное слово ВОЙНА: оно разрушает и убивает то, что называется жизнью, миром, детством…

Видеоролик картины войны в Непокорённом Ленинграде под музыкальное сопровождение В. Кипелова «Непокорённый».

После видеоролика учащиеся читают по ролям стихотворение Елены Тащевой «На Минском шоссе».

Чтецы с 1 по 7: стихотворение разбито для прочтения среди 7 учащихся.

Идти устали маленькие ноги,

Но он послушно продолжает путь.

Ещё вчера хотелось близ дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,

В пути минуты длились, словно дни.

Всё время сыну непонятно было,

Зачем свой дом покинули они.

Что значат взрывы, плач, дорога эта?

И чем он хуже остальных ребят,

Что на траве зелёной у кювета,

Раскинув руки, рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…

Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у березы,

Что этим мамам никогда не встать?

Но сын вопросы задавал упрямо,

И кто-то объяснил ему в пути,

Что это спали неживые мамы,

От бомбы не успевшие уйти.

И он задумался под лязг машин железных,

Как будто горе взрослых понял вдруг,-

В его глазах, недавно безмятежных,

Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.

Он шел и шел. И, чтобы мать спасти,

Следил ревниво за июньским небом

Малыш, седой от пыли, лет шести.

Мама: Моя мама не любила рассказывать о войне, о том страшном времени, но темными вечерами всплакнет и скажет, как хорошо, что её сейчас нет.

А потом, как – то сама разговорилась: «Сколько детских жизней она унесла  в первый, второй и все последующие страшные дни этой поистине ужасной катастрофы…  Многие из этих детей были ещё в маленькой колыбельке, другие на руках у матерей, третьи сидели за школьными партами. Никто не знал, сколько она будет продолжаться, сколько унесёт с собой жизней людей и когда закончатся эти дни и годы, которые им предстояло пережить…»

Видеоролик «Дети Войны» под музыкальное сопровождение Милы Нитич «Дети Войны»

После видеоролика на экране появляется фото заставка «Дети войны» и под музыкальной сопровождение учащийся читает стихотворение.
Чтец 8: Виктор Яганов «Дети войны»

Кастрюля с пареной пшеницей 
На самом краешке стола. 
Три детских худеньких десницы – 
Как неокрепших три крыла. 
А за окном февральский ветер
Напоминает о весне. 
И нету, кажется, на свете 
Пшеницы пареной вкусней.

А самой старшей только восемь – 
Для младших нянька день-деньской.
И если в дом войдут и спросят – 
Ответит просто, не впервой:
– А мамка наша на заводе,
На фронте папка (третий год),
Как будто тоже на работе:
Закончит смену – и придёт.
Мама: А потом помолчала, и спросила, нет не меня, а так в пустоту: «Ребёнок, прошедший через ужас войны, ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? Что он помнит? Что может рассказать? Многое…»

Девочка: Мама, мама, ты что, - плачешь, ты не плачь… (обнимает маму).

Мама: Знаешь, крошка моя, я смеялась в детстве, когда видела, что моя мама делает в словах ошибки, я говорила ей: «Ты такая большая, а пишешь с ошибками…» - и смеялась звонко, заливисто. Мне моя мама в ответ: Эх ты, дети войны… Они рано и быстро взрослели… Они учились читать по сводкам Совинформбюро и серым листам похоронок. Всё рядом: взрыв, школа, похоронка. Школьная жизнь, регулярная, занудная, по расписанию, оказывается такой необходимой. Воистину, нужно что-то потерять, чтобы как следует оценить.

Чтец 9: Владимир Портнов «Баллада о тетради»

Бумажные мешки, нарезав на тетради,

отец израненной рукою линовал.

И я сначала утюгом их гладил,

а уж потом задачки в них решал.

Но их разгладить было невозможно:

измятины, как рытвины дорог.

И как перо ни вел я осторожно,

без кляксы обойтись, увы, не мог.

В мешках возили почту на трехтонке,

в мечтах святых весь город писем ждал,

но чаще приходили похоронки.

Отец израненной рукой их раздавал.

Он становился с каждым днем мрачнее

и наконец осенним серым днем сказал:

«Нет сил... Пиши плотнее...

На фронт вернусь... Тетрадки экономь».

И много лет уже я без отца.

И много лет я берегу тетрадку,

хранящую мешка тугую складку,

не разлинованную до конца.

Чтец 10. Анатолий Передреев. «Я учился писать»   

Я учился писать...
Мимо школы – колонны, колонны
Колыхались рекой
И впадали в невидимый фронт...
Я учился писать
Не спеша, с нажимом, с наклоном.
И скрипело стальное
Защитного цвета перо.
Я учился писать...
Лихорадочно били зенитки,
У войны отвоевывая
Островки тишины.
И таскал я в карманах
Тяжелые рваные слитки,
Как горячие метеориты войны.
Я учился писать...
Где-то плавились танки,
Где-то люди кричали,
Умирая в огне и дыму...
Я учился писать
Изложения о Каштанке,
Я учился страдать
Над судьбою Герасима и Муму.
Я учился писать,
И хрустящие хлебные карточки
От себя отрывала
По клеточке
Мать.
Чтоб меня не тошнило,
Чтоб меня не шатало за партою...
Я учился писать!..
Мама: А потом говорила мне: «Мы после учёбы на заводы бежали. Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук. Ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали Родину. И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов. Они наравне со взрослыми выстаивали по 12-14 часов, поддерживая свои силы скудным пайком… Вот, откуда тут будешь грамотно писать?!.» - и опять замолкала.

Чтец 11: Виктор Радкевич «Баллада о банке варенья»

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим – всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

Как только рабочую премию – банку варенья –

Пред нами, мальчишками, кто – то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины

Повеяло чем – то давно позабытом, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

…Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что как жизнь у людей ни горька,

Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка!

Ведущий за кадром:  Появляется заставка Дневника Тани Савичевой.
Легенды ходят о мужественных защитниках Ленинграда. Находясь в блокадном кольце, в голоде и холоде, жители умирали, но не сдавались. О страшной трагедии тех дней рассказывают странички из дневника 11-летней Тани Савичевой.

Чтец 12:

В нём всего девять страниц. На шести из них – даты. За каждой датой – смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года. Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Леша. Мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”.

Потерявшую сознание от голода Таню обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной Ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли.

1 июля 1944 года она умерла.

Минута молчания. Метроном.

Чтец 13 (читает на фоне музыки): Илья Малышев. Стихотворение о Тане

9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только чёрные точки.
Пусто и тихо в промёрзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
« Маму и бабушку голод унёс.
Нет больше сил и нет больше слёз.
Умерли дядя, сестрёнка и брат
Смертью голодной…» Пустел Ленинград.
Умерли все.  Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник –
Детского сердца слёзы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь  не должно это всё повториться!..»

Ведущий за кадром:

Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим…

Видеозаставка: Р. Рождественский – Поэма Реквием.

Девочка: Мама, я всё поняла, война – это плохо, но ведь сейчас нет войны, ведь нет.

Мама: Нет доченька, войны нет.
Ведущий за кадром:

Да, много горя принесли война русскому народу. Наверное, не было в стране такой семьи, которой бы не коснулась война…

9 Мая 1945 года впервые праздновался День Победы.

Чтец 14: Игорь Еремин «Возвращение с войны»

Я ждал: отец придет героем,

Сияньем радуя наград

И тем торжественным настроем,

С каким хоть тут же на парад.

Так детство тешится придумкой,

А явь – на голову как снег

Вошел в калитку с тощей сумкой

Полузнакомый человек.

Его таким ни в коем разе

Не ждал я после проводин.

Была рука на перевязи

И орденок всего один.

И блеск в глазах его печальных

Лишь оттенял следы мытарств.

И густ был запах госпитальных

В одежду въевшихся лекарств.

И что в тот миг: любовь, иль жалость,

Иль оба эти чувства враз

Я ощутил?.. Но как-то сжалась

Душа, что слезы вдруг из глаз!

Чтец 15: Ну–ну сынок! - И, сам готовый

Вот-вот слезу пролить, отец

Привлек к себе рукой здоровой:

Не плачь, - сказал. – Войне конец!

И сумку подал, отвлекая

От грустных чувств… Мол, вот смотри,

Не бог весть сумочка какая,

Но есть в ней кое-что внутри.

Я за подарком брал подарок,

И каждый: фляжка на ремне,

Иль электрический фонарик –

Живой восторг рождал во мне.

И так он знать, в глаза бросался,

Что, поглядев со стороны,

Отец и сам заулыбался,

Помолодев, как до войны.

Чтец 16: Как будто б кто раздвинул шторки

И на него луч солнца лег.

И засиял на гимнастерке

Победным блеском орденок.

Потом и впрямь, как на параде,

Мы шли с ним улицей села.

И столько в каждом встречном взгляде

Я видел света и тепла!

К отцу соседи подходили.

Ну вот ведь жив, а ведь иных

Как в сорок первом проводили,

Так хоть бы весточка от них.

И обнимали за беседой,

Как будто брата своего,

И поздравляли - кто с победой,

Кто с возвращением его.

Чтец 17: Валерий Черкесов

На могилу отца не приду,

Потому что не знаю с рожденья,

Где, в каком он скончался году.

Безотцовское поколенье.

- Папа! – звал я ночами. Увы,

Не откликнулся, не появился,

Не погладил моей головы –

Словно с фронта не возвратился.

О война, ты аукнулась так

В наших судьбах и душах!

Невольно

Я сжимаю горячий кулак…

Больно, больно, отец!

Как нам больно.


Чтец 18: Виктор Яганов «Подарок»

Это история. Это не вспомнилось.
Был я тогда совсем ещё юный.
Мне тогда лишь три года исполнилось.
24-е было июня.
Всё позади: утраты и беды. 
Всё впереди: дела и свершения.
Год 45-ый, Парад Победы
В день моего рождения.
Мама, какая была погода:
Пасмурно,
Дождь ли шёл травами сочными?
Только я сердцем верю охотно:
У всех на душе было ясно
И солнечно.
Свастика смерти – нет символа злее,
Свастика смерти – как знак покорения,
Пала к подножию Мавзолея,
К детским ногам моего поколения.
Родина-мать, прими обращение:
Спасибо, что нас сберегла,
Как побеги,
Спасибо за то,
Что ты в день рождения
Нам подарила Парад Победы.

Чтец 19: Дедушка. Неизвестный автор.

Когда-то давно мой дедушка
Был мальчишкой таким, как я.
Только детство у него было трудное,
Потому что была война.
Я знаю о ней по книжкам,
Я видел ее в кино - 
А дедушка был мальчишкой:
Правда, это было давно.
Он рассказывал мне, как, бывало,
Игрушки откинув прочь,
Работал со старым и малый,
Чтоб солдатам на фронте помочь.
А еще он запомнил, как мама, 
Чтобы деток своих спасти,
В тесто отруби добавляла
И пекла этот хлеб в печи.
А еще мне мой дед рассказывал,
Что из картофельной кожуры
Суп варили, и все очень радовались,
Это праздник был для детворы.
Я, конечно, парень неглупый,
Все сумею понять, но никак
Не могу я себе представить,
Чтобы дети жили вот так:
Я хочу тебе, дедушка, милый,
Дать конфеты и шоколад.
Хоть сейчас ты покушай вволю,
И пусть детство вернется назад!
Чтец 20:

Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти!

Ведущий за кадром: на экране слайд –шоу «Вечный огонь».

Каждый год 9 мая во всех уголках нашей страны около Вечного огня застывают в почетном карауле потомки тех, кто, свершив свой ратный подвиг, завещал нам жить в мире и согласии, отдав за это свою жизнь. И пусть пламя Вечного огня, зажженного как символ памяти о жертвах фашизма, как символ скорби о погибших и величайшей гордости за беспримерное мужество, проявленное в боях, освещает наш путь к миру, будит нашу совесть, чтобы мы не забывали уроков истории и не допустили повторения трагедии. Пусть всегда светит солнце, поют птицы, зеленеют поля, но никогда на изумрудной траве вместо росы не сверкают капли чьей-то невинной крови!

Девочка: Мама давай порисуем, давай нарисуем небо, солнышко, лисья на деревьях, птиц, мама давай нарисуем мир.

Чтец 21: В этот момент девочка и мама показывают рисунок.

Я нарисую яркое солнце!
Я нарисую синее небо!
Я нарисую свет в оконце!
Я нарисую колосья хлеба!
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны!
Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их увидеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан Земли!

Учитель выполняющий роль режиссёра: Уважаемые участники видеосъёмок, вы молодцы, видеоролик снят всем спасибо, все свободны.

Список используемых интернет ресурсов:

(нажмите Ctrl и щелкните ссылку)

  1. картинка дневника Тани Савичевой
  2. анимационная картинка вечного огня
  3. картинки победы в войне
  4. голос Левитана о начале войны скачать
  5. скачать тревожную музыку о начале войны
  6. скачать звук метронома
  7. https://www.youtube.com/watch?v=79hNP-rYusQ
  8. https://yandex.ru/images/search?text
  9. http://ya-zemlyak.ru/avtpoesia.asp?id_avt=490
  10. https://yandex.ru/images/search?text
  11. https://pandia.ru/text/77/414/94051.php
  12. https://pikabu.ru/story/vozvrashchenie_s_voynyi_2186506
  13. https://pikabu.ru/story/v_radkevich_ballada_o_banke_varenya_3325878
  14. https://www.liveinternet.ru/users/institytka/post310187369/
  15.  https://www.stihi.ru/2008/06/03/1553


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Памяти юных героев посвящается» Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне

В результате мероприятия у детей усилится чувство патриотизма, сформируются гражданские качества личности школьников, более подробно познакомятся со славной боевой историей Великой Отечественной...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»

Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...

Беседа по патриотическому воспитанию «Дети-герои Великой Отечественной войны»

1. Воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к подвигам детей, гордость за их героические поступки. 2. Обобщение знаний детей о ВОВ.3. Закрепить полученные знания детей о том, как защищал...

Участие в Международной акции "Бессмертные имена: вспомним героев Великой Отечественной войны"

Цель акции: воспитание у детей и молодежи ценностей патриотизма, нравственности, толерантности, формирование активной жизненной позиции....

Открытое мероприятие, посвященное Дню победы «Города –герои Великой Отечественной войны 1941-1945 г.» (для детей 1-4 классов)

Открытое мероприятие, посвященное Дню победы  «Города –герои Великой Отечественной войны 1941-1945 г.» (для детей 1-4 классов)...

Квест-игра, посвященная Дню Великой Победы «Память о героях Великой Отечественной войны»

Квест-игра,посвященная Дню Великой Победы«Память о героях Великой Отечественной войны»...

Воспитательное мероприятие, посвященное годовщине начала Великой Отечественной войны "Эхо войны"

Данное мероприятие разработано для учащихся 1-4 классо для реализации патриотического воспитания школьников....