Классный час "Край,которым я горжусь"
классный час (4 класс)

Гайворонская Светлана Николаевна

Форма проведения: устный журнал.

Цель: формировать у детей младшего школьного возраста целостное представление о малой Родине – Донском крае.

Задачи:

1. Пробуждать интерес к малой Родине и формировать знания о природных и социальных объектах Донского края, необходимость их охраны.

2. Формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях.

3. Воспитывать любовь к родному краю и  бережное отношение к растительному и животному миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Край, которым я горжусь»

Форма проведения: устный журнал.

Цель: формировать у детей младшего школьного возраста целостное представление о малой Родине – Донском крае.

Задачи:

1. Пробуждать интерес к малой Родине и формировать знания о природных и социальных объектах Донского края, необходимость их охраны.

2. Формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях.

3. Воспитывать любовь к родному краю и  бережное отношение к растительному и животному миру.

Оборудование:  карта Ростовской области, тест «Наши подземные богатства», презентация, ноутбук, наглядные пособия «Растения луга», «Лекарственные растения».

 

1.Вступительная часть.

 - Ребята, послушайте  внимательно стихотворение Зои  Александровой и вы узнаете о чём мы будем говорить сегодня на нашем мероприятии.

Учитель.

Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики.

Над скакалкой топот ног.

У большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная.

Но у всех она одна!

Как вы думаете, почему я начала наш мероприятие  этим стихотворением? О чём оно?  (В стихотворении говорится о Родине.)

- Как вы понимает, что такое Родина?

Ответы детей: (Это место,  где ты родился и  живёшь.  Это наша страна – Россия.)

- Сегодня я приглашаю вас   совершить путешествие по страницам  устного журнала «Край, которым я горжусь».

2. Основная часть

Вашему вниманию первая страница нашего устного журнала.

1 страница «Географическое положение  Ростовской области»

Слайд №3

        На юге Восточно-Европейской равнины привольно раскинулся наш край.  Донской край в разные времена назывался поразному. Древние греки и римляне это место называли Танаисом (так как Дон тогда назывался Тана), Скифией, Сарматией (от названия племён, населяющих эти места). Русские люди в старину называли его Диким полем за необжитость бескрайних просторов.  В 15-16 веках употреблялось название – Земля донских казаков.  Своё современное название Ростовская область получила только в 20 веке в 1937 году.

       Ростовская область занимает площадь свыше 100 тысяч квадратных километров.  На территории области располагается 23 города и 43 сельских района. На западе Ростовская область граничит с Украиной, на севере - с Воронежской областью, на  востоке - с Волгоградской областью, на юге – с Краснодарским и Ставропольским краями и республикой Калмыкия.

Слайд № 4

        Столица Ростовской области -  город Ростов — на — Дону. Город основан в 1749 году по Указу императрицы Елизаветы об установлении в устье реки Темерник таможни, которая защищалась заложенной в 1761 году военной крепостью имени святого  Димитрия Ростовского. Поселения, возникшие вокруг крепости, впервые названы городом Ростовом-на-Дону 17 августа 1807 года в Указе императора Александра  Первого.

       Сейчас это крупный промышленный, научный и культурный центр на юге нашей страны.  Его называют воротами Кавказа и портом пяти морей.

Слайд № 5

- Ребята, перечислите города Ростовской области. (показать города Ростовской области)

Слайд №6

Численность населения Ростовской области примерно составляет  более 4 миллионов человек.  По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, по национальному составу 90,3 %  населения области составляют русские, 2,6 %  – армяне, 1,9 – украинцы, 0,9 – турки, по 0,4 %  – азербайджанцы, цыгане и белорусы, по 0,3 %  – татары, корейцы и чеченцы, 0,2 %  – даргинцы и грузины. 

 Слайд №7 

2 страница «Символы Ростовской области»

        Каждая страна, область, край имеют свои символы – флаг, герб, гимн. Имеет свои символы и Ростовская область. Областной закон о флаге Ростовской области был принят Законодательным собранием в 1996 году.

        Донской флаг состоит из трёх горизонтальных полос равной ширины (сверху вниз): синего, жёлтого и красного цвета, а также белой, расположенной вертикально вдоль древка. Цвета флага символизируют слои населения области. Красный и синий – русских и казаков, жёлтый – калмыков. Белый цвет символизирует единство всех народов, населяющих область, а также связь с Российским флагом.

        Донской герб представляет собой геральдический щит, на лазоревом (голубом) поле, которого расположен волнистый пояс, олицетворяющий реку Дон, на нём красная крепостная стена с тремя башнями. Справа и слева расположены крест-накрест исторические донские регалии: справа - серебристый пернач поверх бобылева хвоста и насеки; слева – булава поверх насеки и бунчука. Держит щит чёрный двуглавый орёл.  Две головы орла олицетворяют связь Европы и Азии, граница которых проходит по территории Ростовской области. Головы орлов увенчаны Российскими императорскими коронами. Посередине – Большая Российская императорская корона с лазоревыми лентами. За щитом четыре сложенные крест-накрест флага Ростовской области. Древка флагов перевиты лентой ордена Ленина, которым была награждена Ростовская область.

         Гимн Ростовской области был принят в октябре 1996году. Он создан на основе песни Ф.И.Анисимова «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий  Дон». Эту песню пели донские казаки ещё в русско-турецкую войну. Позже текст песни был переделан и стал гимном Ростовской области.

(Прослушивание гимна Ростовской области). (Приложение №1).

 Слайд №8

3 страница «Рельеф и полезные ископаемые»

       Поверхность нашей области представляет собой холмистую равнину, на которой расположены две природные зоны: степь и полупустыня. Рельеф очень разнообразен. Равнины расположены в низменностях, на которых раскинулся Дон с его многочисленными притоками. Низменности пересекаются небольшими возвышенностями, изрезанными балками и оврагами. Самая низкая впадина Ростовской области тянется по течению рек  Дон и Маныч. Самая высокая точка территории нашей области  находится около города Зверево. Её высота 298 метров над уровнем моря.(Показать на карте Ростовской области.)

     

Слайд №9

         На территории нашего края можно увидеть образования новых форм рельефа: насыпи, курганы, терриконы, карьеры. Эти формы образовались в результате хозяйственной деятельности человека.

- В недрах земли нашей области добываются различные полезные ископаемые. О каждом из них я загадаю вам загадку. Вы должны её отгадать и назвать это полезное ископаемое.

1. Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (мел)

2. Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

3.По трубе он течёт, пироги тебе печёт. (газ)

4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу она понадобится сразу. (глина)

5. Покрывают им дороги, улицы в селениях.

А ещё он  есть в цементе. Сам он - удобрение. (известняк)

6. Он несёт в дома тепло, от него кругом светло.

 Помогает плавить сталь, делать краски и эмаль.

Он чёрный блестящий, помощник настоящий. (каменный уголь)

- Ребята, я  прошу вас ещё раз перечислить полезные ископаемые, которые добывают в недрах донской земли. А теперь я предлагаю проверить ваши знания о полезных ископаемых и выполнить  тест.   (Приложение №2).  

Физминутка

Меж еловых мягких лап             (дети поднимают и опускают реки

Дождик тихо кап, кап, кап!        ладошками в верх)

Где сучок давно засох,               (приседают с опущенными руками,

Вырос серый мох, мох, мох!      встают,  подняв  руки вверх)

Где листок к листку прилип.    (руки к плечам, вперёд, хлоп, хлоп

Появился гриб, гриб, гриб!       руки над головой, как шляпа)

Кто нашёл его друзья ?      (стоят пожимая плечами

Это я, это я, это я.               прижимают руки к груди  и кивают

Слайд№10

4 страница «Водные ресурсы донского края»

- Каким цветом на карте показаны водные ресурсы  области? (голубым) Все водоёмы можно разделить на две группы:

Естественные: океаны, моря,  реки, озёра, ручьи, родники.

Искусственные: водохранилища, каналы, пруды, колодцы.

Слайд №11

        Самая крупная река Ростовской области – Дон. Слово «дон» обозначает «река», или «вода». Оно сохранилось с тех пор,  когда здесь жили древние народы. Река Дон берёт своё начало на  территории Тульской области. По Ростовской области Дон протекает дважды: на севере по Верхнедонскому и Вёшенскому районам на протяжении 120 км и от Цимлянского водохранилища до Азовского моря – 300 км. А общая длина всей реки составляет 1870 км. Скорость течения реки – 0, 5м/сек. За медленное и спокойное течение народ называет Дон тихим.

 А как ещё в народе называют реку? (Дон Иванович, батюшка  Дон). Крупнейшие притоки Дона: правые - Чир, Северский Донец , левые – Хопёр, Медведица, Сал, Западный Маныч. (Показать на карте)

        На территории нашего края насчитывается больше сотни больших и малых озёр. Самое большое озеро области -  Маныч-Гудило. Озеро представляет ценность,  как место массового гнездования птиц. Во время осеннего пролёта на озере бывает до 3, 5 млн птиц.

Самые крупные искусственные водоёмы области -  Цимлянское, Весёловское, Пролетарское водохранилища.

Слайд № 12

5 страница «Растительный мир донского края»

         Богат и разнообразен растительный мир области  - это деревья, кустарники и травянистые растения. В настоящее время леса покрывают речные долины и балки. В Ростовской области встречаются леса двух видов: байрачные и пойменные. Заросшие лесные балки у донских казаков назывались буераками, а  у украинцев байраками,  отсюда произошло название байрачных лесов.

- Какие деревья растут на донской земле? ( Ответы детей)

В байрачных  лесах можно встретить дуб, ясень, клен, сосну. Пойменные леса растут в периодически затапливаемых частях речных долин. Такие леса распространены в долинах рек Дон, Кагальник, Миус, Аксай, Темерник. В пойменных лесах можно встретить берёзу, ольху, тополь, осину, дуб, дикорастущие фруктовые деревья.

 Слайд № 13

      На донских просторах растут  кустарниковые растения такие, как шиповник, бересклет, боярышник, тёрн, чёрная бузина.

    Слайд № 14

      Весной, когда происходит пробуждение степи, холмы и балки покрываются большим количеством цветущих растений. Как только сойдёт снег,  показывают свои синие головки пролески, желтеют калужница, мать-и-мачеха, гусиный лук.  В открытой степи  зацветают жёлтые тюльпаны Биберштейна, затем красные и жёлтые тюльпаны Шренка, неповторимый аромат создают ирисы, воронцы.

Слайд № 15

        Летом степь меняет свой наряд. На её просторах зацветают синие колокольчики, белые ромашки, ковыль, шалфей, полевой вьюнок.

- Ребята, я предлагаю вам задание. По описанию внешнего вида растения, определить его название и показать на доске.

а) Это вечнозелёное хвойное дерево. Оно растёт по всей лесной и лесостепной зоне. Хвоя этого растения длинная, сизо-зеленая. Хвоинки располагаются попарно. В жаркие летние дни по стволу дерева сбегают маленькие капельки смолы, а ароматный запах заполняет весь лес. (Сосна обыкновенная)

б) Это многолетнее травянистое растение. Растёт на лугах, в кустарниках. Стебли многочисленные, прямостоячие или поднимающиеся высотой до 40-65 см. Цветки растения бывают белой, жёлтой, розовой и вишнёвой окраски.  Это растение любят кушать коровы. (Клевер ползучий)

в) Это однолетнее травянистое растение,  одна из важнейших масленичных культур. Высота растения достигает  до 2 метров. Во время цветения выделяет нектар, который собирают и перерабатывают пчёлы.  Цветы этого растения имеют ярко – жёлтую окраску.  В народе это растение называют «дитя солнца».  (Подсолнечник)

г) Это двухлетнее травянистое растение семейства Паслёновых. Растёт повсюду как сорняк. Высота растения достигает до 60-70см. Цветки растения грязно-жёлтого цвета с сетью фиолетовых жилок. Плод – коробочка с крышечкой, многосемянная. Все части растения очень ядовиты. (Белена чёрная)

Слайд №16.

6 страница «Животный мир Ростовской области»

        Богат и разнообразен животный мир нашей области. Ранней весной первыми из нор выходят суслики. Высоко в небе ещё слышны крики пролетающих гусей и уток. Из-под кочек, кучи камней начинают выползать жабы. В кустарниках, суетясь  и пофыркивая, разыскивает по ночам себе еду колючий ёж. Крот прокладывает себе ходы, выбрасывая на поверхность кучу свежей земли. В восточных районах области просыпаются от спячки земляные зайцы – тушканчики. Они начинают свои ночные походы за луковицами и клубнями степных растений.

(Сообщение о тушканчике). Приложение №3.

 Слайд №17

        В природе  наблюдается сильное оживление и в птичьем мире. Прилетают грачи,  скворцы, а за ними  ласточки. Ранним утром в степи слышится пение  жаворонка. В рощах и балках поют свои песни чёрные и певчие дрозды, соловьи. Птицы создают пары и  сразу приступают к строительству гнёзд. У них начинается очень непростая, ответственная пора – время выведения птенцов.

Сообщение о дрофе,  розовом скворце. (Приложение №3).

Слайд № 18

     Бьёт ключом жизнь в реках и озёрах. Вблизи пресных водоёмов водятся ужи, озёрные лягушки, зелёные жабы, чесночницы. По берегам можно встретить ондатру, нутрию, выхухоль.

 Сообщение о выхухоле.  (Приложение №3).

Слайд № 19

        В камышах и в укромных местах по берегу строят свои гнёзда утки, гуси, лебеди, розовые и кудрявые пеликаны, кулики. На водоёмах можно встретить птиц редких видов таких как: журавль-красавка, колпица, белая цапля.

     Слайд № 20

         С наступлением жары многие животные, как и растения,  проводят в состоянии покоя. В своих норках и подземных убежищах от жары прячутся сурки-байбаки, суслики, тушканчики, ежи, барсуки.

Слайд № 21

 В лесных зарослях  можно встретить дикую свинью с выводком полосатых поросят, которые ни на шаг не отстают от своей грозной мамаши. Возле  глубокой норы резвятся  лисята, а их мать зорко наблюдает за ними. Как только они немного подрастут, хитрая мать научит своих детей  охотится за добычей. В лесных зарослях  прячутся со своими малышами косули, лосихи. Они передвигаются по лесу бесшумно, стараясь не попасть в лапы злого хищника -  волка.

Сообщение о сайгаке.  (Приложение №3).

Слайд № 22

       Издавна донской край славится рыбой.  В Дону и других реках и озёрах водятся около 70 видов рыб.

- Ребята, какие рыбы водятся в наших реках?

В водоёмах нашей области водятся: карась, сельдь, окунь, лещ, карп, щука, судак, сом, белуга, осётр, севрюга.

Слайд № 23

7 страница «Красная книга Ростовской области»

         В нашем крае проводится большая работа по охране растительного и животного мира. На территории области созданы 7 заказников Федерального и 27 областного значения. В них не разрешается пасти скот и охотится на животных. В 1995 году был создан Государственный природный заповедник «Ростовский», состоящий из 4 участков расположенных на территории Орловского и Ремонтненского районов.(показать на карте)

- Ребята, а как вы думаете, почему некоторые растения и животные, занесены в Красную книгу? (Их стало мало, по вине человека)

В Красные книги России и Ростовской области занесены:

Растения  – тюльпаны Биберштейна и Шренка,  ковыль, катран, астрагал, васелёк.

Слайд № 24

Насекомые – богомол, дыбка степная, жук - олень, бабочка - павлиний глаз;

Слайд № 25

пресмыкающиеся – четырёхполосый, узорчатый полоз, степная гадюка;

Слайд № 26

птицы – дрофа, стрепет, серая куропатка, розовый скворец, филин, журавль - красавка, колпица, степной орёл, мохноногий сыч,  огарь;

Слайд № 27

Звери  – выхухоль, лось, олень европейский, олень пятнистый, косуля, кабан, бобёр, сурок – байбак, барсук, хорёк.

- Ребята, какие правила поведения надо соблюдать каждому из нас, чтобы не наносить вред окружающей нас природе? (Дети называют правила)

Давайте прочитаем и запомним эти правила.

Слайд №28

1. Нельзя рвать много цветов.

2. Нельзя брать домой маленьких животных.

3. Нельзя шуметь в лесу.

4. Нельзя разорять гнёзда птиц и жилища животных.

5. Нельзя разжигать костры в лесу.

6. Нельзя оставлять в лесу мусор.

- Если каждый из нас будет соблюдать эти правила, то окружающая нас природа станет чище и богаче.

Слайд№29

8 страница «Промышленность Ростовской области»

-Ребята, давайте перечислим отрасли промышленности Ростовской области.

Машиностроение  («Ростсельмаш» - комбайны, «Роствертол» - вертолёты, «ТагАЗ» - новые автомашины «Дэу», «Хёндэ-Акцент», «Хёндэ-Соната»,  «НЭВЗ» - электровозы. «Атоммаш»- атомные реакторы.

Химическое производство (Лекарства, краски, игрушки, школьные принадлежности, изделия из пластмассы, волокна лавсана)

Электроэнергетика (Гидроэлектростанции, атомная электростанция

г. Волгодонск, теплоэлектростанции)

Чёрная и цветная металлургия  (Металлургические заводы:  г. Таганрог – производство труб, г. Красный Сулин – сталь, сварочные электроды)

Лёгкая промышленность («Глория-Джинс»- одежда из джинсовой ткани, фабрики, комбинаты- пошив одежды и обуви)

Пищевая промышленность (кондитерские, хлебопекарни, мясокомбинаты, молокозаводы).

Слайд№30

9 страница «Сельское хозяйство Ростовской области»

        На Дону сельским хозяйством занимаются более половины жителей области.

- Ребята, назовите отрасли сельского хозяйства нашего края.

Полеводство (Выращивание полевых культур - пшеница, овёс, ячмень, кукуруза, подсолнечник).

Садоводство (Выращивание плодовых деревьев – яблоки, груши, сливы, абрикосы  и винограда)

Овощеводство (Выращивание овощей – капуста, помидоры, огурцы,  перец).

Лесоводство (Посадка сосен, кленов, берёз, ясеня)

Коневодство (Выведение лошадей будёновской и донской породы)

Свиноводство (Разведение свиней различных пород)

Птицеводство (Выращивание уток, кур, гусей, индеек)

Овцеводство (Разведение овец различных пород)

Разведение крупного и мелкого рогатого скота (Выращивание коров, коз)

4. Заключительная часть

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Давайте вспомним, о чём сегодня мы с вами говорили на уроке?

5. Исполнение песни «Мы дети твои, Россия»

(Приложения №4, №5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я помню, я горжусь."

Классный час, посвящённый Дню победы...

презентация к классному часу "Все, чем я горжусь"

Классный час приурочен к 85-летию п.Атяшево Республики Мордовия.Урок проводился в 3 «А» классе и был подготовлен совместно с шефами – учениками 7 «А» класса. Сопровождение - красочная презентация с фо...

Классный час "Горжусь своим прадедом!"

В ходе классного часа дети рассказывают о своих прадедушках и прабабушках, об их жизни в годы Великой Отечественной войны, читают стихи и поют песни о войне, Победе и мире....

Конспект классного часа 3 класс "Я тобой горжусь"

Преставляю вашему вниманию конспект классного часа для 3 класса на тему: "Я тобой горжусь"Цель: научиться работать с детьми в технике оригами, создать фигурку зайчика....

Классный час. «Я помню! Я горжусь!»

Цели и задачи классного часа:§     воспитание чувства гордости и любви к Родине.§     воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, с...

Конспект классного часа "Как заслужить уважение" (работа по сказке "Я тобой горжусь" )(4 кл)

Цели: формировать представление о разнообразии и единстве понятий уважения и гордости.·         Ознакомить учащихся с понятиями уважение, гордость·...