Вечер - дискуссия "Азбука нравственности"
план-конспект

Данный материал занятия предназначен для воспитанников среднего школьного возраста по духовно - нравственному направлению, с целью - расширить знания подростков о правилах культурного поведения в повседневной жизни , как в детском коллективе, так и в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги

«Топчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Вечер – дискуссия

 «Азбука нравственности»

(Духовно – нравственное воспитание)

Подготовила: Донских Е.В.                                                                  

Вечер – дискуссия

«Азбука нравственности»

(Духовно – нравственное воспитание)

Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в детском коллективе, обществе.

Задачи:

- формировать знания у воспитанников о категориях добра и зла и их последствиях;

- расширить знания о понятиях «нравственность», «поведение», «поступки2, совесть»;

- развивать умение правильно оценивать себя и других, анализировать, высказывать своё мнение, обобщать;

- воспитывать культуру общения друг с другом, со взрослыми, умения сотрудничать.

Оборудование: презентация к занятию, карточки с заданиями, видеоролик «Совесть», музыкальная физкультминутка.

Форма проведения: поисковые, дискуссионные.

Ход занятия.

  1. Вступительная часть. Вступительное слово воспитателя.

Слайд №1. Эмоциональный настрой на работу.

Цель: настроить воспитанников на плодотворную коллективную работу.

Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы все здоровы. Вдохните в себя свежесть и красоту зимнего дня. Выдохните обиду, злобу, и беспокойство.

Добрый день, уважаемые гости, ещё раз добрый день мои ребята! На сегодняшней встрече нас ждёт совместная, интересная и полезная работа, ия рада этому сотрудничеству.

2. Актуализация знаний.

2.1. Упражнение «Корзина идей».

Цель: выяснить определённый багаж знаний у воспитанников, подготавливающий к восприятию темы занятия; побудить детей к рассуждениям о правилах поведения в коллективе, обществе.

Воспитатель: Давайте поразмышляем о том, какие важные правила поведения необходимо соблюдать каждому человеку в ежедневной жизни? (высказывания детей)

Вывод: Мы живём в обществе, в котором существуют определённые ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором. Протянуть руку своему другу или сделать вид, что это тебя не касается. Пройти мимо бездомной собаки или накормить её. Навредить человеку или простить его.

  1. Постановка темы и цели занятия.

Цель: помочь определить тему занятия в игровой форме.

Воспитатель: Многие правила у нас совпали. А это ещё раз подтверждает, что существуют общие, принятые обществом правила поведения. И эти правила мы рассмотрим по ходу нашей дискуссии. Выполните пожалуйста Задание №1 и определите тему нашего занятия. Что у вас получилось?

а

з

б

у

к

а

т

п

у

ч

л

щ

ф

б

м

я

н

у

в

л

б

м

н

й

щ

ъ

ь

и

н

р

а

в

с

т

в

е

н

н

о

с

т

и

е

р

т

с

я

у

й

р

ь

м

з

ю

ц

п

м

г

к

ц

е

й

б

м

ч

д

э

й

ё

ю

C:\Users\User\Desktop\pngtree-hand-drawn-cartoon-boy-question-mark-free-illustration-image_1315398.jpg

Воспитатель: Итак, тема нашей дискуссии «Азбука нравственности» (на доске педагог открывает тему)

Слайд №2. Тема «Азбука нравственности».

 Закрыв в 1 классе последнюю страницу Азбуки, мы больше никогда не берём её в руки. Но есть такая Азбука, с которой мы не расстаёмся всю свою жизнь. Это Азбука нравственности. Важно изучать разные науки, быть образованным.  Но всего важнее наука, которая нас учит быть человеком, учит умело строить взаимоотношения с другими людьми. Эта наука включает в себя огромное количество нравственных понятий, и сегодня мы рассмотрим не все конечно, а только некоторые из них, которых не хватает на мой взгляд чаще всего.

Слайд №3.

Воспитатель: Цель нашей встречи:

  1. Рассмотреть какие нормы поведения должны быть в детском коллективе, обществе?
  2. Выделить две категории нравственности и их последствия.
  3. Какое важное правило общения друг с другом и со взрослыми нужно знать?
  4. Рассмотреть основные понятия нравственности.
  1. Основная часть.

Цель: рассмотреть индивидуальные качества личности воспитанников с позиции «Я – личность»

  1. Работа с понятиями «Какая Я личность?»

Воспитатель: Все мы считаем себя мыслящими людьми, личностями. Я личность? Какие качества присуще мне, как личности? Назовите общими словами. (Положительные и отрицательные)

Задание №2. Выберите те качества характера, которые присущи вам из первой правой колонки.

Задание №2. «Какая Я личность?»

  1. Творческая
  2. Мечтательная
  3. Добрая
  4. Справедливая
  5. Терпеливая
  6. Честная
  7. Ответственная
  8. Вежлива
  9. Трудолюбивая
  10. Спокойная
  1. Злая
  2. Расчётливая
  3. Агрессивная
  4. Завистливая
  5. Лживая
  6. Слабая
  7. Жестокая
  8. Безответственная
  9. Грубая
  10. Ленивая

Воспитатель: Проверим ваше задание. Предлагаю назвать по одному качеству. (Выступления детей) Эти качества, определяющие какое поведение? (Хорошее, положительное)

Вывод: В каждом человеке есть множество положительных качеств, которые нужно развивать. Каждый человек индивидуален. И во всём мире нет ни одного человек похожего во всём на нас.

  1. Работа с основными понятиями.

Цель: научить понимать и различать важные понятия нравственности. Что такое «Нравственность?»

Воспитатель: Как вы понимаете значение слова нравственность? (На доске понятие)

 Нравственность – это качества личности, которые определяют поведения, поступки человека. Сколько в нашей азбуке нравственности хороших качеств! Мы перечислили положительные качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим? Продолжите работу с левой колонкой слов. Выберите те качества, которые присутствуют у вас. Назовите какие? Эти качества могут определять поведение? Какое? (Плохое, отрицательное)

Воспитатель: Что такое поведение? (На доске)

 «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик».  Попробуйте объяснить это высказывание. (Дети высказывают своё мнение)

Вывод: Молодцы! Мы перечислили хорошие и плохие качества человека. Сейчас, представьте перед собой зеркало – подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладают в большей степени? Если плохие, то потопайте, если хорошие, то – похлопайте!

  1. Работа над притчей.

Цель: выделить две категории нравственности и их последствия средствами художественного слова.

Слайд №4. «Добрые и злые поступки»

 Воспитатель: А сейчас послушайте притчу «Два волка».

Когда – то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Слайд №5.

Воспитатель: Что на ваш взгляд обозначают в притче белый и чёрный волк? (Добро и зло)

Слайд №6.

Воспитатель:

Добро и зло! Это особые слова.

Что такое добро? И что такое зло?

Над этими вопросами люди размышляют на протяжении весей истории.

Слайд №7

Воспитатель: Поясните своими словами понятия добра и зла.

Слайд №8

Воспитатель: Давайте сверим ваши высказывания.

Слайд №9.

Воспитатель: Как вы поняли слова притчи?

Вывод: Человек делает выбор. Он может совершать плохие и хорошие поступки    и из них вытекают соответствующие последствия.

  1. Музыкальная физкультминутка.
  2. Воспитатель: Предлагаю вам сделать музыкальную перезагрузку и продолжить работу.

5. Практическая часть занятия.

Цель: закрепить полученные навыки путём решения проблемных ситуаций.

 Воспитатель: Разделитесь на две команды для решения проблемных ситуаций. Ребята команды №1 работают с заданием у доски:

- Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми? Выберите из серии картинок. Объясните ваше мнение.

 Воспитатель: А команде №2 я предлагаю следующие ситуации из повседневной жизни: определите своё личное отношение к нравственным нормам поведения. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой ситуации?

  1. Вам дали поручение, которое не по душе, нор его выполнение срочно необходимо коллективу нашей группы. Как вы поступите?
  • Добросовестно выполните поручение;
  • Привлечёте к выполнению поручения других ребят;
  • Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;
  • Найдете повод для отказа;

  1. Вы случайно услышали, как ребята вашей группы высказали справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?
  • Постараетесь объяснить ребятам своё поведение;
  • Переведёте разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь;
  • Сделаете вид, что ничего не слышали;
  • Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;
  1. Летом на огороде во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как вы поступите?
  • Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
  • Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму;
  • Оставите работу незаконченной и пойдёте отдыхать
  1. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?
  • Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
  • Разберётесь в причинах конфликта и добьётесь его устранения;
  • Выразите соболезнования тому, кого обидели;
  • Сделаете вид, что вас это не касается

 Воспитатель: Молодцы! Проверим работу у доски. Замечания, дополнения будут?

Вывод: Вот мы прослушали ваши мнения, поступки, ведь каждый поступок неосознанный ведёт и несёт за собой ответственность, поэтому будьте очень внимательны и бдительны по отношению к окружающим – это прописывается в азбуке нравственности. Мы сейчас говорим о поступках, и знаем, что они несут либо добро, либо зло. Какие последствия несут в себе злые поступки? Что чувствует человек при этом: тот, кто совершает зло и кто его получает?

 Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной.

6.Продолжение работы над темой занятия.

 Цель: раскрыть воспитанникам суть данного понятия.

6.1.  Просмотр видеоролика «Совесть» с последующим обсуждением.

Воспитатель: Прошу ваше внимание на экран.

Обсуждение:

       - Как вы думаете, что могла сказать девушка мужчине?

- Какие чувства проснулись у этого торговца ларька? (Совесть)

 Воспитатель: На первый взгляд простое качество человека, но требует тщательного рассмотрения. Совесть – это как регулятор поведения!

С одной стороны, совесть есть у всех, потому что всем известно, что хорошо, что плохо, т.е. известны общепринятые нормы существования в коллективе, обществе, о чём мы проговорили уже с вами.

С другой стороны, без особого труда находится порядочное количество бессовестных – тех, кто оказывается обделённым совестью.

 Вот что интересно: никто никогда не признается, что у него нет совести, никто не оповещает окружающих о своей бессовестности, а об отсутствии совести у кого-то другого говорят часто и многие.  Такое впечатление, что мы все только   тем и занимаемся, что посылаем обвинения в бессовестности друг друга.

Так что же по вашему мнению такое «совесть»?

6.2. Работа над понятием «Совесть». (На доске)

Воспитатель: Теперь давайте обратимся к значению слова. Совесть – это искреннее осознание человеком того, как он поступил он плохо с другим человеком, и что он понял какой вред и боль нанёс пострадавшему, он понял, что происходит в душе другого человека.

Бессовестные люди нам хорошо известны: они не желают знать, каково нам. Им безразлично состояние другого человека. Человек, обладающий совестью, обретает внутренний регулятор: сам себе отдаёт приказ, как поступать, и сам оценивает свои действия. Совесть иногда называют внутренним судьёй.

Как вы думаете, трудно ли поступать по совести?  А что происходит в следующей ситуации с нашей совестью? Послушайте пожалуйста:

 - Лётчик, получивший приказ от командования, летевший над Хиросимой с атомной бомбой и нажавший кнопку, после чего погибло огромное количество людей и детей, узнав о последствиях своего действия, отправился в монастырь замаливать грехи, но, не сумев избавиться от мук совести, сходит с ума, заканчивая свою жизнь, а психиатрической больнице.

Как вы думаете, почему его совесть замучила?

 В ходе нашего обсуждения появляется другое понятие «Совесть замучила. Скажите, а бывает так, что «совесть исчезает»? (в состоянии аффекта, алкогольного опьянения, наркотического бес сознания, психического заболевания, при слабом развитии умственных способностей и эгоистических привычках).

Есть такие социальные явления, которые порождены отсутствием совести – это воровство, бандитизм, терроризм, хулиганство, эгоизм, хамство.

Воспитатель: Отсутствие совести проявляется и в грубости, насмешке, подавлении человека.

Вспомните момент: когда вас мучила совесть. Был ли такой миг в жизни. (ДА/НЕТ). Опишите только лишь своё состояние.

Воспитатель: Муки совести проявляются в чувстве стыда. Поэтому бессовестных ещё называют бесстыдными: у них нет стыда, который бы сообщал о нечистой совести.

Воспитатель: Я предлагаю вам выяснить «Кто такой совестливый человек?» ответом ДА/НЕТ.

  1. Он работает с душой – да.
  2. Не пройдёт мимо чужой беды – да.
  3. Всё делает по совести – да.
  4. Он добр, честен, правдив – да.
  5. Ищет оправдание своим поступкам – нет.
  6. Ищет снисхождение к себе – нет.

Вывод: Итак, хотелось бы спросить вас – зачем нужна совесть? На какого человека приятнее смотреть?

  1. Заключительная часть.

Цель: подвести итоги усвоения материала.

Воспитатель: Золотое правило нравственности: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Вот таких элементарных правил поведения в азбуке нравственности множество. Знайте и выполняйте.  Ребята, о каких основных понятиях мы сегодня с вами говорили на занятии?

Из чего состоит нравственность? (На доске работа по алгоритму схемы)

                                                НРАВСТВЕННОСТЬ

Хорошие качества личности (ПОВЕДЕНИЕ) Плохие качества личности

                                       ДОБРО (ПОСТУПКИ) ЗЛО

                                                                                    СОВЕСТЬ

                                                                              (ЕСТЬ/НЕТ)

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось?

Подумайте о том, что вы возьмёте с собой в жизнь с этого занятия?

Будьте в жизни добрее и терпимее друг к другу, находите то доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Я хочу, чтобы вы были сплочённые и дружные, чтобы уважали друг друга и взрослых.

  1. Рефлексия «Групповая рефлексия «По кругу».

Воспитатель: И в завершении занятия я прошу вас ответить по кругу на мои вопросы:

  • Сегодня я узнал…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что….
  • Я научился…
  • Я почувствовал, что…
  • Я попробую….
  • Было интересно…
  • Занятие дало мне для жизни…

Воспитатель: Спасибо за общение! Желаю вам всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Вечер, посвящённый Международному женскому дню 8 Марта «Давайте, друзья, потолкуем о маме!» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Описание материала: Сценарий данного семейного праздника может быть полезен и интересен в работе преподавателей дополнительного образования, музыкальных работников, классных руководителей, воспитателе...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...

Урок по литературному чтению. 3 класс. А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

Урок по литературному чтению. 3 класс.  А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера....