Бинарный урок ОРКСЭ ОПК + литературное чтение 4 «Б» класс, I триместр Тема урока: «О мужестве, вере и служении Отечеству. Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского».
методическая разработка (4 класс)

конспект урока и презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petr_mitrofan.doc23.09 КБ
Файл mitrofan.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Бинарный урок ОРКСЭ ОПК + литературное чтение

4 «Б» класс, I триместр

Тема урока: «О мужестве, вере и служении Отечеству. Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского».

Цели: познакомить учащихся с жизнью великих сынов Отечества царя Петра I и святителя Митрофана Воронежского, с историей государства Российского; исследовать литературное произведение древнерусского наследия, отражающие тематику Петровской эпохи.

Задание: в стиле императорского театра, разучивание и представление сценки «Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского».

Характеристика видов деятельности учащихся

Приобретать представление о жизни великих сынов Отечества царя Петра I и святителя Митрофана Воронежского, о историей государства Российского Петровской эпохи.

Понимать и использовать в творческой работе выразительные театральные возможности учащихся: интонацию голоса, выразительное чтение текста.

Выражать мимикой и жестами настроение и переживания главных героев, а так же уметь передавать личностные характеристики героев сценки.

Универсальные учебные действия

Предметные:

  • познакомиться с жизнью великих сынов Отечества царя Петра I и святителя Митрофана Воронежского, с историей государства Российского Петровской эпохи;
  • научиться анализировать новый материал, определять понятия святитель, император.

Метапредметные:

- научиться планировать деятельность в учебной ситуации;

-  принимать активное участие в обсуждении нового материала;

-  анализировать характерные свойства личности, приобретать творческие навыки театрального выступления, научиться передавать мимикой и жестами передавать настроение героев;

-  понимать позицию одноклассника; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией, уметь слушать друг друга, обмениваться мнениями, планировать деятельность и работать по плану;

- определять неразрывную связь истории, литературы и религии.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Осознавать свои эмоции, уметь чувствовать настроение в произведении. Проявлять интерес к творчеству, истории, культуре. Осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, распечатанные тексты, распечатанные слова для работы над понятиями, реквизит для сценки, костюмы царя Петра I и Святителя Митрофана Воронежского.

Технологии используемые на уроке:

  • Проблемная
  • Здоровьесберегающая
  • Игровая
  • Групповая
  • ИКТ
  • Дифференцированный
  • Проектная

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительный, организацион ный
момент

Здравствуйте, ребята!

Ученики приветствуют учителя.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

1 минута

Шадрина И.А.

Тема урока «О мужестве, вере и служении Отечеству. Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского»

Цель и задачи исследования: познакомить учащихся с жизнью великих сынов Отечества царя Петра I и святителя Митрофана Воронежского, с историей государства Российского; исследовать литературное произведение древнерусского наследия, отражающие тематику Петровской эпохи.

Объект исследования: Петровская эпоха.

Предмет исследования: царь Петр I и святитель Митрофан Воронежский

Актуальность исследования:

В этом году Россия празднует 350-летие со дня рождение Петра I. Давайте с вами попробуем погрузиться в историю и познакомиться с Великими людьми того времени.

Проблемное поле: 

Мы попробуем с вами создать сценку императорского театра.

Слушают.

  1. Исследовательская работа.

5 минут

Шадрина И.А.

ОРКСЭ

 

Просмотр презентации по теме

  1. Знакомство с Митрофаном Воронежским и Петром I Исследовательская работа

Учитель работает с презентацией и знакомит учащихся с Петром I и святителем Митрофаном Воронежским.

  1. Не простым было правление Петра I на Руси. Петр был очень активным и жестоким монархом. Казни, подавление мятежей и бунтов, война со Швецией. Но при этом, Петр поднимает уровень благосостояния народа, уровень культуры, учится у Европы, приглашает иностранных мастеров обучать россиян новым ремеслам.
  2. Святитель Митрофан, в крещении Михаил, родился в ноябре 1623 года во Владимирской губернии. До 40 лет он был приходским священником. После смерти жены принял постриг в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери. Стал - игуменом в Унженском монастыре. Труды его всегда были успешны.
  3. Знакомство с эпизодом из истории о встрече Петра и Митрофана.

Работают с презентацией, внимательно рассматривают репродукции картин, анализируют новый материал. 

Шадрина И.А.

Оржеховская В.В.

5 минут

  1. Работа с текстом.  Основы образного языка. 

Выразительное чтение. Оржеховская В.В.

  1. Работа с понятиями. Объясни понятия из текста используемые автором при написании текста. Шадрина И.А.
  2. Понятия:
  1. Святой;
  2. Святитель;
  3. Монарх, царь, император;
  4. Идол;
  5. Панихида.
  1. Работа над характерами героев. Оржеховская В.В.

Слова на доске надо распределить по 2 группам:

Одни слова должны характеризовать Петра, а другие Митрофана.

Активный, святой, жестокий монарх, мудрый старец, святитель, сильный.

15 минут

Оржеховская В.В.

  1.   Императорский театр. Демонстрация разучивания сценки по ролям.

Предлагаем ребятам по желанию выбрать роли Петра и Митрофана. Прорепетировать и сыграть у доски. Но сначала разучиваем в парах.

Театральное представление

5 минуты

Оржеховская В.В.

  1.   Активный показ у доски учениками. 

Выступления. Просмотр сценок ребятами. 

Рассматривают различные варианты, свои варианты реализации работы.

1 минута

Оржеховская В.В.

Итог урока

Рефлексия. 

Тема затронута, исследования проведены, знания обобщены и закреплены, проект нашел свое применение на практике.

Что понравилось? В чем были трудности?

Пожалуйста, оцените свои работы.

Дети высказывают оценочные суждения, делятся впечатлением Анализ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ СОШ «ПЕРСПЕКТИВА» Г. О. ВЛАСИХА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТКРЫТЫЙ УРОК ОРКСЭ 4 «Б» КЛАСС: «О мужестве, вере и служении Отечеству. Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского». Предметная неделя духовно-нравственной (православной) культуры. «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» Преподаватели: Шадрина И.А. учитель ИЗО, ОРКСЭ, ОПК, член ассоциации учителей православной культуры; Оржеховская Виктория Викторовна учитель начальных классов, классный руководитель 4 «Б» класса 2021 год

Слайд 2

Петр I Не простым было правление Петра Первого на Руси. Петр был очень активным и жестоким монархом. Казни, подавление мятежей и бунтов, война со Швецией. Но при этом, Петр поднимает уровень благосостояния народа, уровень культуры, учится у Европы, приглашает иностранных мастеров обучать россиян новым ремеслам.

Слайд 3

Икона Святителя Митрофана Воронежского Автор: неизвестен Размер: 36 х 30,5 см Техника: Дерево, темпера Время создания: XIX век Местонахождение: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва Изображенные личности: Святитель Митрофан Воронежский (1623—1703)

Слайд 4

Более чем скромен Свя­ти­тель Мит­ро­фан, в кре­ще­нии Ми­ха­ил, ро­дил­ся в но­яб­ре 1623 го­да во Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии. До 40 лет он был при­ход­ским свя­щен­ни­ком. По­сле смер­ти же­ны при­нял по­стриг в Зо­лот­ни­ков­ской пу­сты­ни в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Стал - игуменом в Ун­жен­ском мо­на­стыре. Тру­ды его все­гда бы­ли успеш­ны.

Слайд 5

Проси мудрости и сил у Господа, и дарует тебе во все худые времена! Непросты отношения Петра I с церковью. Порой его именовали даже "антихристом" в народе из-за преобразований страны и реформ. В это время живет и осуществляет свою деятельность во Христе святой угодник, мудрый старец, святитель Митрофан, епископ Воронежский. непросто хранить, оберегать веру народа в такое время. Но Митрофану Господь дарует мудрость и силы, и все ему удается.

Слайд 6

Петр Первый приглашает к себе на встречу, во дворец в Воронеже, святителя Митрофана. Тот приходит, и при входе обнаруживает статуи языческих идолов: Меркурия, Аполлона и Венеру.

Слайд 7

Дерзок ответ святителя! Видя статуи, старец Митрофан разворачивается и идет назад. Петру Первому докладывают, что старец развернулся и ушел. Тогда Петр Первый вновь приглашает старца через своих придворных. На что старец отвечает: "Пока Петр не уберет своих идолов, не приду" . Тогда Петр Первый третий раз зовет епископа Воронежского к себе, но добавляет угрозу: "Коли не придет, будет схвачен и подвержен смертной казни".

Слайд 8

Святитель Митрофан воспринимает возникшую ситуацию, как свое призвание стать мучеником за Христа. И в душе соглашается с этим, коли Господь так определил ему. Святитель Митрофан объявляет государю через его людей, что: "царь волен поступить с ним, как ему заблагорассудится, лишить его жизни во власти царя, но отвернуть от веры и предать Христа, не в его власти" .

Слайд 9

Вечером Петр Первый слышит колокольный звон, благовест и удивляясь, спрашивает своих людей: "почему звон колоколов, ведь назавтра нет церковного праздника?". Посланные следуют к святителю Митрофану, который дал указание совершить этот звон. Святитель отвечает им: "Раз государем объявлена мне смерть, то я, грешный человек, должен принести перед ней покаяние свое Господу. И потому объявил всенощное бдение". Петр, видя такую решимость епископа принять мученическую смерть, но не изменить вере своей, удивляется силе такой веры и дает приказ убрать статуи.

Слайд 10

Спасение колоколов Когда царь готовился к войне со Швецией, то приказал снять колокола с церквей и перелить их в пушки. Святитель Митрофан, оберегая часть колоколов, находит и передает царю один раз 4000 рублей, другой раз 3000 рублей. Тем спасая ситуацию.

Слайд 11

Почитание Когда, в 1703 году завершается земная жизнь святителя, Петр, участвуя в панихиде, лично несет гроб с останками святого и говорит, опуская его в землю: "Не осталось у меня такого святого старца".

Слайд 12

После смерти святителя стали происходить чудеса на его гробнице, а его тело было обнаружено нетленным. Прославление Митрофания в лике святых состоялось 20 августа (по новому стилю) 1832 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Урок ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс

конспект урока и презентация...

Бинарный урок (русский язык, литературное чтение). 4 класс. УМК «Школа 2100»

Тема урока: Закрепление знаний об однородных членах предложения через произведения А.С. Пушкина Цель: сформировать умение находить в тексте предложения с однородными членами предложен...

Конспект урока ОРКСЭ "Свобода и ответственность" 4 класс

Конспет урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  в 4 классе по теме "Свобода и ответственность"....

Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль ОПК)в 4 классе "Защита Отечества"

Презентация к технологической карте урока ОРКСЭ в 4 классе....