Классный час "Маленькие герои большой войны"
методическая разработка (2 класс)

Крайнюк Елена Анатольевна

Классный час "Маленькие герои большой войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_malenkie_geroi_bolshoy_voyny_2-a.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

                   Классный час во 2-а классе.

                                  МОУ СОШ №31

                           Учитель начальных классов Крайнюк Е.А.

                                  2019-2020 уч.год.

  Цели: формирование гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о  событиях  Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; расширение кругозора учащихся о жизни детей в трудное для страны военное время.

Задачи:

 -  воспитание обучающихся в духе  патриотизма  и гражданственности, гордости за достижения родной страны, воспитание гуманистических качеств личности  обучающихся, уважения к другим народам и странам;

 - формирование жизненных ценностей, мировоззрения учащихся;

- воспитание любви к Родине.

Оборудование: мультимедийное оборудование

Форма проведения: устный журнал

Ход классного часа:

Приветствие

Вступительное слово

Сегодняшний классный час будет похож на перелистывание страниц большой книги «Маленькие герои большой войны», на которых мы увидим, какой страшный   след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей, след, который не сотрёт время.                                                                        

Презентация  «Маленькие герои большой войны»

1 страница «ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ!»

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Они учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.  ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЁМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЁ ВРАГАМ. 

Прошло уже много лет, но до сих пор мы вспоминаем героев, которые ценой своей жизни даровали нашей стране и народу жизнь и свободу. Давайте сейчас все перенесёмся в далекий 1941 год. Было 22 июня, люди занимались обычными для себя делами: школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – ВОЙНА. Ещё той ночью игры снились детям,                                 

1 чтец.      

 Все на рассвете мирно спали,

Ночь таяла как будто тень

И жители Земли ещё не знали

Какой рождался страшный день.

2 чтец.

Не знали, что в двадцатом веке

Он станет самым чёрным днём,

От крови покраснеют реки,

Земля опалится огнём.

3 чтец.

Тот день всю жизнь на «до» и «после»

Разделит раз и навсегда,

Никто не мог представить вовсе,

Что в этот день придёт война.

Грамзапись. Звуки войны.

 

Война  не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна – от мала до велика – поднялась на защиту любимой Родины. В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 1014 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступать взрослым: тысячи ребят сражались на фронте, в действующей армии. Маленькие герои большой войны.  

 

Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты…

 

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. Но не может рассказать история, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата

Грамзапись стихотворение А.Твардовский «Рассказ танкиста.»

        

2 страница «ДЕТИ – ПАРТИЗАНЫ»

Но дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали. А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых. 

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Надя Богданова

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценные сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда она вместе с Ваней Звонцовым, вывесила 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Её били, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось и она упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, бросили её. Местные жители выходили её, парализованную и почти слепую.

Лёня Голиков

Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал. Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Зина Портнова

Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, всё обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Её долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и ещё двух охранников.  Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Её схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Валя Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени.  Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

3 страница

«ДЕТИ  В  ТЫЛУ»  Чтение стихотворения уч-ся.

Среди сугробов и воронок                                  
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок -
Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы -
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

 

Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка. Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина. Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.

Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, зимней одеждой, хлебом, мясом.

4 страница  «ДЕТИ  В  БЛОКАДЕ»

Блокада... Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

 Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня. Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.   

Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в другом. Она написала блокадную историю своей семьи…

Сообщение обучающегося

Таня Савичева родилась 25 января 1930 года в селе Дворищи под Гдовом, а выросла, как и её братья и сёстры, в Ленинграде. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье — у неё было две сестры и два брата. Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели, война застала их врасплох. Им ничего не оставалось кроме того, чтобы помогать по мере сил фронту и надеяться на окончание этого ужаса. Записная книжка досталась Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье её все считали погибшей. Тогда Таня и стала делать свои страшные записи:

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 1941 г.»

«Бабушка умерла 25 января в 3. ч. дня 1942 г.»

«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.»

«Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 г.»

«Дядя Лёша умер 10 мая 1942 г.»

«Мама умерла 13 мая 1942 г.»

«Савичевы умерли».

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Что же было дальше с Таней? Надолго ли она пережила родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли своё.

Таня Савичева умерла 1 июля 1944 года, так и не дожив до Победы, так и не узнав, что её сестра Нина и брат Миша живы, что она не одна.

5 страница  «ДЕТИ  В  ФАШИСТСКИХ ЗАСТЕНКАХ»

Многие дети попали в руки немцев, в плен, в фашистские лагеря. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Все четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Вот так просто угасали жизни.

 Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. 

Кровь брали фашисты из тоненьких венок, спасая немецких солдат.

Мишенью детишки стояли у стенок, злодейства вершился обряд.

Любая война – это боль, слезы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей. Большинство детей погибало в газовых камерах сразу же после прибытия.

Над теми, кто покрепче проводили медицинские опыты,  вели забор крови для раненых немецких солдат. Многие дети погибали в таких нечеловеческих условиях и их исхудавшие тельца сжигались в огромных печах крематориев.  Только в одном Освенцуме погибло 400 тысяч детейа лагерей было несколько.

 6 страница  «Хатынь…»

Тысячи  детей были сожжены вместе с жителями деревень, расстреляны и сброшены в одну могилу. Ярким примером жестокости фашизма  в годы войны стала трагедия Белорусской деревни Хатынь. Деревня была уничтожена 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих.  Всё население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгнали из домов, согнали и заперли в колхозный сарай, который облили бензином и пожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.   Среди 149 сгоревших в Хатыни  - 75 детей.

Видеоролик «ДЕТИ ВОЙНЫ»

7 страница  «ПАМЯТИ ПАВШИХ…»

  Памятник детям - узникам фашистских концентрационных лагерей «Опалённый цветок» был установлен  в 2005 в городе Смоленске.

     

 В городе Красноярске есть памятник детям войны, аналогов которому нет ни в одном городе России.    Две бронзовые фигурки - девочки, держащей кусочек хлеба, и малыша с бидончиком воды в руке, воплотили в себе жестокую правду войны, рухнувшую на хрупкие детские плечи.             

 

 Памятник детям, погибшим   в блокаду Ленинграда, назвали «Цветок Жизни». Там, где была смерть, победила юность.   «Цветок жизни» пробивается сквозь камни и устремляется ввись, утверждая жизнь

      Памятник детям войны в городе Ейске.  Во время оккупации в Ейске находился детский дом,   эвакуированных  в начале войны  из Симферополя. В нем жили дети, больные костным туберкулезом. К корпусу, находящемуся подъехало несколько машин. Отстранив персонал, немцы осмотрели детей и погрузили их в машины. Тех, кто сопротивлялся или пытался бежать, бросали в машины силой. Вывезли за город и остановились на землях Широчанского хутора, вблизи дороги идущей от города Ейска. Всех детей сбросили в яму и еще живых забросали землей. Они страшно ушли из жизни.

 .    

 9  страница «ДЕТЯМ НУЖЕН МИР»!

Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!

Дети из ладошек солнышко сложили,                                                
Чтобы непременно люди все дружили,
Чтобы это солнце для людей сияло,
В каждое оконце в гости забегало.

Чтобы было много у детей игрушек,                                                
Чтобы не стреляли взрослые из пушек,
Чтобы прекратились войны все на свете,
Чтобы улыбались, а не гибли дети
.

Так, чего ж вам стоит переплавить пушки,                                        
Прекратить все войны и купить игрушки?
Солнце из ладошек - лучше всех на свете !!!
Посмотрите люди – МИРА ХОТЯТ ДЕТИ !!

Ребята, пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди. Радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!

 

  

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Маленькие герои большой войны" (герои-пионеры)

Классный час на тему:  «Маленькие герои большой войны».Цель:1) Рассказать о школьниках, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной         войны.2) ...

Всекубанский классный час «Гордимся, помним!» Маленькие герои большой войны.

классный час посвящен детям -героям войны , учащимся кубанских школ....

Классный час "Маленькие герои большой войны"

Методическая разработка классного  часа «Маленькие герои большой войны» направлена на формирование гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о  событиях  В...

Классный час "Маленькие герои большой войны"

Классный час разработан в рамках проведения месячника оборонно-массовой, патриотической и спортивной работы в период с 23 января по 23 февраля 2018 года учителем начальных классов МБОУ СОШ №2 города Л...