Классный час во 2 классе "Человек среди людей"
классный час (2 класс)

Изгалина Юлия Николаевна

Классный час (духовно - нравственное направление)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка воспитательного   мероприятия

во 2 «А» классе

 учителя Изгалиной Ю.Н..

Тема:   «Человек  среди  людей».

Цель: Формирование  межличностных  отношений, развитие  навыков  общения, сплочение  детского коллектива.

Дата  проведения: 12.03. 2015г.

Направление: социальное, общекультурное.

Задачи:

  1. Учить  анализировать  и  правильно  оценивать  поступки.
  2. Развивать  и  корректировать  воображение, речь, внимание  на  основе  упражнений, отрабатывать  модели  коммуникативного  поведения.
  3.  Воспитывать  культуру  поведения, взаимопонимание, принятие  интересов  партнёра.
  4. Способствовать сплочению детского коллектива, посредством развития и совершенствования коммуникативных умений.

Оборудование  и  материалы: музыка, осколочные  картинки, гроздь  винограда, музыка  с  записями  марша, польки, вальса, краски, кисточки, мешочек  с  «заморочками», рисунки  эмоций, карточки  с  цифрами, жетоны,

«Домик класса»

Этапы и виды деятельности:

  1. Оргмомент.

Упражнение-приветствие «Давайте поздороваемся» (создание психологического настроя, развитие коммуникативных качеств)

  1. Вводная  часть  

Дидактическая игра «Собери картинку» (постановка проблемы для определения темы занятия, работа по группам)

Определение темы занятия (беседа)

Игра «На одной ноге» (эксперимент, доказывающий актуальность темы)

  1. Основная  часть.

Игра «Поступи правильно» (фронтальная работа)

Работа с картинками эмоций (упражнение в сопоставлении и классификации)

Релаксация «Нарисуй своё настроение» (изобразительная деятельность)

Физминутка (музыкальная или игровая)

Сюжетно-ролевая игра «Ситуация» (работа по группам, разыгрывание ситуаций, оценка, обсуждение поступков, выбор правильного решения)

  1. Заключительная  часть.

Коммуникативное  упражнение «Гроздь винограда» (направлено на сплочение группы, подведение к выводу)

 Рефлексия (оценка собственной деятельности)

 Итоги  занятия. (оценка деятельности детей воспитателем, создание успеха каждому воспитаннику, пожелания на будущее)

  1. Оргмомент.

Формы  оценки  результатов  мероприятия:

- оценочные  суждения;

- рисунки  настроения.

Ход  занятия.

Эпиграф:

                               «Ключ   к   окружающим  меня

                                 лежит  во  мне  самом»

  1. Оргмомент                                                                (на доске)

Упражнение-приветствие «Давайте  поздороваемся» (музыка)

 - По сигналу вы должны двигаться по классу   и здороваться со всеми, кто встречается на вашем пути. Здороваться надо определенным образом:

  • под музыку марша – за руку
  • под музыку польки – плечиками
  • под музыку вальса – спинками

 (Вполне возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания. Разнообразие тактильных ощущений, появляющихся при проведении этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.)

- Вот мы и поздоровались. У меня  для  вас  есть  задание. Вам нужно  составить  из  нескольких  частей  одну  картинку. (Дети  делятся  на  2  группы)

1 группа – конверт  с  «осколочными»  картинками  доброго  поступка;

2 группа – конверт  с  «осколочными»  картинками  злого  поступка.

- Что  изображено на  картинке?

- Охарактеризуйте  собранные  картинки.

- Какой  это  поступок?

- О  чём  мы  сегодня  будем  говорить?

      2.  Вводная часть

Тема  нашего  сегодняшнего занятия  «Мы  живём  среди  людей». Мы  будем  сегодня  определять, что  хорошо, а  что  плохо, оценивать  свои  поступки  и  поступки  других, закрепим  навыки  доброжелательного  отношения  друг  к  другу, сделаем  выводы.

-Человек  не  одинок. Он живёт  среди  людей. Жить  среди  людей - это жить  для  людей, а  значит, и для  себя, поскольку  не  может  быть хорошо  одному, если  всем  остальным  плохо.

Жить  среди  людей – значит  уважать  человека. Без  этого  нет  уважения  к  себе. С другой  стороны, не  уважая  себя, не  уважаешь  и людей. Это  взаимосвязано. Предъявляя  требования  к  другим, в  первую  очередь  предъявляют  требования  к  себе. Требуя  справедливости, терпимости, честности, доброты, надо  быть  таким  самому  по  отношению  к  людям.

Главное  правило: относись к  людям  так, как ты хочешь, чтобы  относились  к  тебе.

- Может  ли  человек   прожить  без  общения  с  другими  людьми?

- А зачем  ему  нужно   общаться  с  другими  людьми?  ( Для  того, чтобы поделиться  своими  мыслями, чувствами, помочь  другим  людям).

- Встречаются  люди, которым  одиноко. У  них  нет  друзей, знакомых, любимых. Как  вы  считаете, виноват  ли  сам  человек  в  том,  что  с  ним  никто  не общается? (Ответы детей)

- Проведём  небольшой  эксперимент.

Игра  « На  одной  ноге»

- Встаньте  парами  лицом  друг  к  другу. Стоять  надо  на  одной  ноге, не  сходя  с  места. Устоять  долго  -  трудно. Теперь  подайте  друг  другу  руки. Вы  видите,  теперь  устоять легче. Почему?

Так  всегда, когда люди  помогают  друг  другу.

- Мы  все  живём  среди  людей. И очень  важным  показателем  личных  качеств  являются  отношения  с  другими. Другие  люди  входят  в  нашу  жизнь, а мы  -  в  их. Насколько  человек  становится  человеком, видно  из  того, как  он  умеет играть  с другими  детьми, сотрудничать  в  играх, приспосабливаться  к  коллективу.

3.Основная  часть

- Давайте,  ребята  проверим  себя, оценим свои  поступки. Я для  вас приготовила  «заморочки  из  мешочка». Сейчас  мы  с  вами поиграем. Согласно выбранным  «заморочкам» я  буду  читать  вам  различные  ситуации, а  вы  поразмышляйте  и  решите, как  правильно  поступить.

 «Заморочки  из  мешочка» (фронтальная  работа).

  1. Воскресенье. По  телевизору  идёт  твоя  любимая  передача, но тебя  просят  срочно  сходить  в  магазин. Как  ты  поступишь?
  2. В магазине  у  кассы  плачет  девочка, потерявшая  деньги. Ваши  действия.
  3. Воспитатель  объявила, что  на  класс  выделены  билеты  в  цирк, но  на  всех  не  хватит. «Я  вас всех  люблю  и  не  могу  решить, кто  не  пойдёт. Сделайте  это  сами. Поднимите  руку  те, кто  сам  решил  не  пойти  или  предложите  поступить  по-другому.»
  4. Мальчик  в  столовой  во  время  полдника  выбрал  себе  самое  большое  яблоко и  положил  его  рядом  со  своей  тарелкой. Что  можно   сказать о  мальчике?

- Правильны  ли  были  ваши  ответы? Почему? (Ответы детей)

- Значит  нужно  иногда  уступать  и  входить  в  положение другого  человека,  совершая добрые  поступки.

Работа  с  картинками  эмоций (упражнения  в  классификации  и  сопоставлении).

-Я  показываю вам картинки с различными эмоциями, а вы должны предположить ситуацию, которая может вызывать такие эмоции. (Ответы детей)

- Что же за эмоции вы определили? Испытывали ли вы когда-нибудь такие эмоции? При каких ситуациях? (Ответы детей)

Релаксация (музыка)

- Сейчас мы с вами немного отдохнём и порисуем. Возьмите листочки, краски, кисточки, нарисуйте своё настроение красками.

- Опишите, оцените свое настроение с помощью цвета и, по возможности, объясните, почему у вас такое настроение на данный момент.

(Каждый цвет – определенное эмоциональное состояние:

Цвет        Эмоциональное состояние

Красный        Восторг

Оранжевый        Радость, веселье

Желтый        Светлое, приятное настроение

Зеленый        Спокойное, уравновешенное состояние

Синий        Грустное настроение

Фиолетовый        Тревожное, напряженное состояние

Черный        Упадок сил, уныние

Белый        Равнодушие (трудно сказать)

Дать оценку каждому рисунку.)

Физминутка (музыка или игра)

 Игра «Ситуация»

- Итак, в жизни с нами происходят различные ситуации. Порой мы не знаем, как правильно поступить.  И некоторые из них мы сегодня рассмотрим, объясним, обыграем.

- Прежде чем приступить к игре, мы конкретно разберем, чем будем заниматься. Каждая из пар на время очутиться в какой-либо ситуации и будет думать как правильно себя вести. Для этого мы разделимся на группы по 2 человека. За отдельным столом у нас будет сидеть эксперт.

    - Кто такой эксперт? (на доске слово «эксперт»).

- Это человек, который будет решать, правильно ли вы поступили в данной ситуации, правильно ли приняли решение, нет ли другого решения.

  - Итак, вам будет дана сейчас одна и та же ситуация, дано будет время, в течение которого вы будете искать ответ. Потом вы проиграете свой вариант ситуации. В стороне на отдельном столике есть предметы, которые помогут вам в решении ваших ситуаций.

- Слушаем 1 ситуацию. Герои наших ситуаций будут Юра и Саша.

1) Юра подставил ножку Саше. Саша упал и заплакал. Что вы скажете о поведении Юры? Как должен поступить Юра? Что скажет Саша? Разыграйте ответ этой ситуации. Всем понятно?

Даю вам время, в течение которого вы должны найти выход из этой ситуации. Время пошло. Не копируйте ответы ваших товарищей, придумывайте своё решение.

(время идет, дети обсуждают, договариваются - раздаю карточки с цифрами – определяем очерёдность).

                      Проигрывают по очереди - 1,2,3.

- Итак, слово эксперту. Эксперт, как по - вашему, кто нашел самое правильное решение? (идёт обсуждение: если Юра нечаянно поставил подножку; если - специально;  как правильно  поступить, если это будет девочка; к чему может привести этот поступок?).

Вывод.

 Значит оптимальное решение такое: Юра поднимает Сашу, просит прощения. Саша должен простить. Он должен проводить его в класс, успокоить, помочь достать носовой платок, принести стакан воды.

 Правило: Быть вежливым и предупредительным с другими учащимися, уважительно относиться к товарищам.

человека.

2). Слушаем 2  ситуацию.

  • Прозвенел звонок. Все вышли на перемену из класса. Саша вынул из кармана печенье и стал с аппетитом его есть. Рядом стоял Юра и смотрел на Сашу.
  • Разыграйте разговор.
  • Что сказал Юра?
  • Что ответил  Саша?
  • Можно ли держать печенье в кармане?

(даётся время, дети обсуждают ситуацию; эксперт даёт слово каждой паре и делает итог).

Обсуждение:

- Можно ли держать печенье в кармане? - это негигиенично; некрасиво есть печенье одному. Если жалко поделиться с товарищами, то надо есть где-то в сторонке одной, а если уж достал при всех, то нужно предложить печенье Юре «угощайся». Юра, в свою очередь, может отказаться, если он культурный и воспитанный, и сказать «спасибо, я не хочу».

Правило: Соблюдать в школе чистоту и порядок. Соблюдать дисциплину как на уроках, так и на переменах.

3). Слушаем следующую ситуацию.

- Юра стоит в коридоре. Мимо проходит бабушка. Она заглядывает в класс, потом поворачивается, ищет кого-то глазами.

-   Что Юра должен был сказать бабушке?

  • О чем Юра должен был спросить у нее?
  • Какой разговор должен был произойти между ними?

Варианты:

 1.Не поздоровается - пройдет.

 2.Поздоровается - пройдет мимо.

 3.Поздоровается и спросит, кого ищете.

 4.Посидите, отдохните, я вам сейчас его найду.

(даётся время, ребята обсуждают, затем проигрывают ситуации, эксперт даёт свою оценку).

Вывод.

 Правильная ситуация: поздороваться и если нужно предложить свою помощь.

Правило: Быть вежливым с посторонними людьми, уважать пожилых. Помнить, что и мы с вами когда – то будем на их месте.

 - Подведём итог нашей игры. За правильный ответ вы получали жетоны. Посчитайте, сколько у вас их получилось. Значит, вы верно решили эти ситуации, и в жизни вы будете поступать правильно.

- Итак, чтобы жить правильно, честно и воспитанно, необходимо соблюдать правила. Какие? (Ответы детей)

- В любых жизненных ситуациях необходимо проявлять внимание к посторонним людям, к своим товарищам, к окружающим. Нужно быть воспитанными, добродушными людьми, не оставаться безучастными к чужому горю, всегда прийти на помощь нуждающемуся. Только тогда, когда вы будете поступать правильно и воспитанно в любых жизненных ситуациях, только тогда вы вырастите порядочными, честными и воспитанными гражданами своей страны.

Ситуаций много разных есть

И с выводом не надо торопиться.

Уйми свой пыл, и остуди ты спесь,

Правильно себя вести - можно научиться.

4. Заключительная  часть.

Игра «Виноградная  гроздь  (музыка)

 Под спокойную музыку дети садятся в круг, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину круга кладется гроздь винограда на тарелке. По звону колокольчика дети открывают глаза и опускают руки.
- Эту гроздь винограда нужно передавать по кругу. После того как гроздь пройдёт целый круг,  нужно передать ее по второму кругу, отрывая при этом от нее по ягодке. Каждая «ягодка» должна назвать себя, то есть каждый   называет себя  по  имени, так, как бы   хотел, чтобы  тебя  называли  в  группе  другие  ребята.

- Посмотрите ребята, гроздь состоит из разных ягодок, так и наша группа состоит из разных детей. Ягодки на веточке висят все вместе, крепко держатся за нее. Так и ребята всегда  должны быть вместе и крепко держаться друг с другом.

Рефлексия.

-Что же  мы  с  вами  сегодня  делали?

- Что  вам  больше  всего  понравилось?

-Полезно  ли  было  занятие  для  вас?

- Посмотрите, какие у нас получились рисунки.

 Итоги  занятия.

- Сегодня  мы  с  вами  пытались  освоить  общепринятые  модели  поведения  в  сложных  ситуациях. Сложность их  объясняется  тем, что  правильное  решение  требует  от  каждого  из  нас  силы  воли. Я думаю, что  вы  постараетесь  избавиться   от  недостатков,  и  у  нас  будет  меньше  обид  и  ссор. В  нашем классе  будет  царить  взаимопонимание  и  поддержка.

  1. Оргмомент.

Занятие  окончено. Спасибо  вам  за  работу.

В этом мире огромном,

В котором живём я и ты,

Не хватает тепла,

Не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться

Друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться

Друг другу, как звёзды, светить.

И тогда на морозе

Тут же запахнет весной,

И тогда на земле

Станет больше улыбкой одной.

УПРАЖНЕНИЯ - ИГРЫ

«Блины»

Давайте  печь  блины -  все  берутся  за  руки  и  встают  тесным  кружком.

Наливаем  тесто – держась за  руки, все   отходят  назад  максимально  широко (чтобы  получился  большой  блин).

Печём  блин – держась  за  руки,  одновременно  слегка  приседают, при  этом  имитируют  шипение  блина  звуком «ш».

Мажем  блин  сметаной – расцепляют   руки, и  двигают  ими  волнообразно  вверх-вниз, кисти  мягкие  и  пластичные.

Скручиваем  наш  блин – делают  ещё  несколько  шагов  назад, при  этом  выполняя  круговое  движение  предплечьями  перед  собой – « моторчик».

Раскрываем  широко  рот, вот  так – раскидывают  руки  в  стороны, и  со  звуком «а-а-а-ам» сбегаются  к  центру, соединяя  ладошки  хлопком.

Комментарий -  при  выполнении  упражнения, начинку  блина  можно  менять  по  вкусу, спрашивать  совета  у  детей: «С  чем  будет  блинчик?»

«Снежинки»

Исходное  положение – руки  в  стороны – вниз, ладони – вниз.

Подул  ветер, закружились  снежинки – кружатся  на  месте  на  носочках (медленно, плавно).

Началась  снежная  буря, полетели  снежинки – бегут  на  носочках  по  залу  врассыпную (легко, стремительно).

Ветер  затих, намело сугроб – все «слетаются»  к  центру  и  собираются  в  один  «сугроб»:  приседают, тесно  прижавшись  друг  к  другу.

«Кто к нам пришёл?»

Дети  садятся  полукругом.

По желанию  один  из  участников  начинает  игру. Педагог предлагает  ему  на  выбор перевёрнутые  карточки  с  изображением животных. Ребёнок  вытаскивает  любую  карточку и, никому  не  показывая, откладывает  в  сторону.

Педагог  говорит: кто  к  нам  пришёл?

Ребёнок, не  озвучивая, изображает  выбранное  животное. Дети  отгадывают. После  этого  уже  можно  показать  карточку.

Рекомендация: необходимо  заранее  познакомить  детей  пластическими  особенностями  животных, которые  изображены  на  карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Культура мира Человек среди людей"

Цели:познакомить учащихся с понятием «культура мира» и раскрыть его составляющие;           показать значимость образования в формировании у учеников...

Классный час. "Культура мира. Человек среди людей".

Классный час поможет познакомить учащихся с понятием "культура мира" и раскрыть его составляющие. Показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я - концепции, позитивного отн...

Классный час "Культура мира. Человек среди людей".

Классный час для учеников 3-4 классов.Цели: 1) познакомить учащихся с понятием «культура мира» раскрыть его ...

программа развития классного коллектива "Я живу среди людей"

Становление открытого, гражданского общества в России, продолжение демократических реформ нуждается в консолидации общества. Сохраняется социальная напряженность в обществе, продолжаются межэтни...

Классный час по толерантности в 4 классе на тему "Человек среди людей"

Данная разработка предназначена для учащихся 4 класса.и раскрывает проблему толерантности в современном мире.Целью проведения является способствование духовно-нравственному развитию ребёнка, развитию ...

Классный час «Культура мира. Человек среди людей»

: поз                      Знакомство учащихся с понятием «культура мира»...

Классный час "Ты среди людей. Зачем человеку другие люди?"

Цели:Образовательная: познакомить с правилами общения, учить общатьсяВоспитательная: воспитывать уважение к окружающим людям, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.Развивающая: развивать...