Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для 3 класса
рабочая программа (3 класс)

Басс Наталья Михайловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3b_shahmaty.docx883.26 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования

(для 1-4 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Шахматы »

для 3б класса.

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год.

                                                   Составитель:

                                     Басс Наталья Михайловна,

                                       учитель начальных классов

пгт. Излучинск, 2021

Рабочая программадля 3 класса  разработана на основе:

-основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;

- программы: Волкова Е.И., Прудникова Е.А.    Программа  для 1-4 классов общеобразовательных организаций  «ШАХМАТЫ ШКОЛЕ»; М., 2016, 35с.,

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты освоения – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.

Это: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

 - формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

-  формирование основ шахматной культуры;

 - понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

 - готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;  

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

 - умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим

Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; - овладение способом структурирования шахматных знаний; - овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий; - овладение способом поиска необходимой информации; - умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; - овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач; - умение строить логические цепи рассуждений; - умение анализировать результат своих действий; - умение воспроизводить по память информацию; - умение устанавливать причинно – следственные связи; - умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД: - находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;  - умение донести свою позицию до других; - умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Шахматы школе». B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести: - знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека; - знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала; - навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры

   В результате освоения Программы обучающиеся начального общего образования общеобразовательных организаций должны: знать /понимать: - правила техники безопасности во время занятий;

 - историю возникновения и развития шахматной игры;

- чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира;

- вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

 - историю возникновения   шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества   шахматиста - спортсмена;

  - историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

 – использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.            

Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки.

К концу третьего учебного года (третьего класса) обучающиеся должны: овладеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

 понимать основы разыгрывания дебют и правильно выводить фигуры в начале партии;

 знать способы атаки на рокировавшегося и не рокировавшегося короля;

 уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

 принимать участие в шахматных соревнованиях.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры. История шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе, цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение. История зарождения и развития шахматной игры, их роль в современном обществе. Чемпионы Мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.  

Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий, понятие о травмах и их предупреждении. Правила проведения шахматистов. Шахматные соревнования и правила поведения спортсменов.   Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии., основы дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико -  соревновательная деятельность: конкурсы решения задач, спаррингК, соревнования, шахматные праздники.

  1. Тематическое  планирование в 3 б классе

Тема

дата

факт

примечание

1

История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.

01.09

01.09

2

Матование одинокого короля разными  фигурами.  Повторение.

08.09

08.09

3

Тактические приемы. Повторение.

15.09

15.09

4

Тактические приемы. Повторение.

22.09

22.09

5

Конкурс решения позиций «Как бы вы сыграли?»

29.09

29.09

6

Тактический прием: завлечение

06.10

06.10

7

Тактический прием: отвлечение

13.10

13.10

8

Тактический прием:  уничтожение защиты

20.10

20.10

9

«Спёртый мат»

10.11

10.11

10

Сочетание тактических приемов.

17.11

17.11

11

Конкурс решения позиций:  «Как бы вы сыграли?»

24.11

24.11

12

Борьба за инициативу

01.12

01.12

13

Основы дебюты: атака на не рокировавшегося короля

08.12

08.12

14

Атака на рокировавшегося короля

15.12

15.12

15

Конкурс решения позиций:  «Как бы вы сыграли?

22.12

22.12

16

Шахматный турнир

29.12

29.12

17

Шахматный турнир

12.01

12.01

18

Шахматный турнир

19.01

19.01

19

Шахматный турнир

26.01

26.01

20

Основы анализа шахматной партии. «Выбери ход и найди план»

02.02

02.02

21

Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата        

09.02

09.02

22

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом»

16.02

16.02

23

Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля

02.03

02.03

24

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля и пешки

09.03

09.03

25

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило «блуждающего квадрата»

16.03

16.03

26

Теоретические позиции пешечного эндшпиля. Ферзь против пешки

30.03

30.03

27

Конкурс решения позиций «Как бы вы сыграли?».

06.04

06.04

28

Сыграй как чемпион мира

13.04

13.04

29

Сыграй как чемпион мира

20.04

20.04

30

Шахматный турнир

27.04

27.04

31

Шахматный турнир

04.05

04.05

32

Шахматный турнир

11.05

11.05

33

Шахматный турнир

18.05

18.05

34

Шахматный праздник

25.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...