Программа курса внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс)

Пештерян Светлана Николаевна

"Пластилиновая фантазия", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Пластилиновая фантазия, 3 класс184 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании методического объединения, протокол №1

от  «30» августа  2021 г.

руководитель  МО ____________

Принята

на Педагогическом совете    школы

протокол № 1

от «31» августа 2021г

     Утверждаю:

     Директор школы

     _____________/Е.А. Левицкая

     Приказ № 284

     от «31» августа 2021г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21имени Овсянникова-Заярского»

 

  

                                        Составитель: Пештерян Светлана Николаевна

                                        учитель начальных классов,

                                        первой квалификационной категории

 

Нижневартовск, 2021

Пояснительная записка

 Программа курса внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия» предназначена для обучающихся 3 классов МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсянникова-Заярского».  Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учетом общеинтеллектуального направления во внеурочной деятельности. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Цели курса внеурочной деятельности:

  • организация досуговой деятельности обучающихся; 
  • развитие умения быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  •  привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у обучающихся;
  • приобретение знаний, умений и навыков выполнения картин из пластилина;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.  
  • обучение выполнению сборки и оформлению работы.

Задачи курса внеурочной деятельности:  

Обучающие:

  • знакомить детей с основными видами лепки;
  • формировать умения следовать устным инструкциям;          
  • формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина;
  • реализовать творческие и эстетические способности обучающихся;
  • формировать умения работы в коллективе;
  • Развивающие:
  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
  • развивать конструктивное мышление и сообразительность;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
  • развивать фантазию, воображение, творческое мышление обучающихся;
  • создавать условия для самостоятельного творчества;
  • соблюдать правила техники безопасности;

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к декоративно-прикладному искусству;
  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • воспитывать усидчивости, аккуратности, трудолюбия;

Результаты курса внеурочной деятельности «Пластилиновая фантазия»

Личностные результаты:

  • Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности.
  • Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе
  • Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности  выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
  • Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)
  • Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»
  • Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.
  • Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  •  использовать  общие приёмы решения задач;
  •  контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  •  самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Познавательные УУД:

  •  узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
  •  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  •  моделировать;

Коммуникативные УУД:

  •  обработка информации;  
  •  оценка информации; 
  •  подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  •  установление причинно-следственных связей;
  •  обобщение;
  • построение рассуждения.        
  •  преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  •  ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  •  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
  •  определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
  •  составлять план и последовательность действий;
  •  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  •  предвосхищать результат;
  •  сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  •  использовать установленные правила в контроле способа решения;
  •  вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .
  •  определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  •  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  •  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;

Воспитательные УУД:

  •  определять общую цель и пути ее достижения;
  •  осуществлять взаимный контроль;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  задавать вопросы;
  •  строить понятные для партнёра высказывания;
  •  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
  •  разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  •  координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  •  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Содержание курса «Пластилиновая фантазия»,

с указанием формы организации и виды внеурочной деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Материалы и инструменты.

Игровой тренинг

Выработка правил поведения по организации работы в технике пластилинография: освещение, одежда, посадка, поддержание чистоты и порядка.  Правила работы с пластилином. Просмотр презентации по теме. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Знакомство с видами основ для сюжетной картинки.

Проект «Там на неведомых дорожках...». Подготовка. Подбор материала для создания панно. Изделие «Озеро».

Ролевая игра

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Изделие «Лягушки»

Комбинированное занятие

Просмотр презентации по теме. Литературные сведения о предмете изготовления. Беседа с показом образца. Рассмотрение  этапов  изготовления изделия «Лягушка». Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.        Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. Оформление мини-музея «Лягушки».

Изделия «Деревья (шишки) расцвели»

Мастерская

Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные  сведения о жанре изобразительного искусства - пейзаж. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Подготовка эскиза, основы, фона. Подбор цветового решения.  Выполнение работы

Изделия «Деревья (шишки) расцвели»

Комбинированное занятие

Выполнение некоторых деталей в пластилинографии: трава, маленькие цветы в траве, сборный цветок, листок, лапки или коготки, оформление. Информация познавательного характера.

Лепка конструктивным   способом из разных частей. Изделия «Зайцы», «Лисы», «Волки», «Медведи».

Мини-проект

Просмотр презентации по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью животных. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций с участием вылепленных животных.

Лепка конструктивным   способом из разных частей. Изделия «Зайцы», «Лисы», «Волки», «Медведи».

Мини-проект

Просмотр презентации по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью животных. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций с участием вылепленных животных.

Изделия «Шрек»

Мини-проект

Просмотр презентации по теме. Через мини-проект решать проблемные жизненных ситуаций с персонажами мультфильма. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Просмотр мультфильма (отрывков), разбор ситуаций. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью мультипликационных героев. Работа по стеклу. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций.

Изделия «Осёл».

Мини-проект

Просмотр презентации по теме. Через мини-проект решать проблемные жизненных ситуаций с персонажами мультфильма. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Просмотр мультфильма (отрывков), разбор ситуаций. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью мультипликационных героев. Работа по стеклу. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций.

Изделие «Фиона», «Кот», «Говорящий пряник». Коллективная работа. Композиция по теме.

Мини-проект

Просмотр презентации по теме. Через мини-проект решать проблемные жизненных ситуаций с персонажами мультфильма. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Просмотр мультфильма (отрывков), разбор ситуаций. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью мультипликационных героев. Работа по стеклу. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций.

Изделие  «Дом Шрека». Коллективная работа.

Комбинированное занятие

Просмотр презентации по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Просмотр мультфильма (отрывков), разбор ситуаций. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью мультипликационных героев. Работа по стеклу. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций.

Лепка из целого куска вытягиванием. Композиция к сказке «Любопытный слонёнок»

Комбинированное занятие

Презентация по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления. Обобщить представления детей о слонах. Разобрать особенности внешнего вида слона. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

Презентация изделий пластилином  на стекле. Знакомство с технологией работы. Выбор темы.

Беседа с показом образца

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других (самостоятельная  деятельность детей)

Изделия «Тюльпан» и  «Кувшинка». Композиция по теме.

Беседа с показом образца

Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные  сведения о жанре изобразительного искусства - пейзаж. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения цветов посредством пластилинографии. Подготовка эскиза, основы, фона. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности, изображаемым объектам. Подбор цветового решения.  Заполнение рисунка пластилином.

Изделие «Сказка на стекле»

Беседа с показом образца

Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой.

Изделие «Сказка на стекле»

Комбинированное занятие

Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой.

Изделие «Снегурочка».

Коллективная работа. Композиция по теме.

Творческая мастерская

Презентация по теме. Учить детей приему обратного рисования пластилином на прозрачных поверхностях. Совершенствовать технические навыки работы с пластилином.

Закрепить технику создания изображения на плоскости  в полуобъёме при помощи пластилина.

Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей.

Пластика на стеклянной банке

Изделия «Аквариум». Изделия «Рыбки»

Комбинированное занятие

Презентация по теме. Трафаретные технологии пластилиновой живописи. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии.

Выполнение сложных изделий. Фантастические существа.  Лепка по желанию

Комбинированное занятие

Презентация по теме. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других (самостоятельная  деятельность детей)

«Фантастическая страна»

Изделия «Человечки с других планет»

Игра, практикум

Презентация по теме. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других (самостоятельная  деятельность детей)

Изделие «Летающая тарелка и инопланетяне».

Коллективная работа. Композиция по теме.

Мини-проект

Просмотр презентации по теме. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления.

Беседа и проигрывание ситуаций с образцом изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью животных. Выполнение поделок. Разыгрывание различных ситуаций с участием вылепленных животных.

«Пасха». Изделие «Кулич». Коллективная работа. Композиция по теме.

Творческая мастерская

Рассказ «Исторические сведения о Пасхе». Просмотр презентации по теме. Познакомить  детей с новой методикой изображения – «рисование пластилином», а именно научить приемам декорирования с последующим глянцеванием. Самостоятельное изготовление изделия «Пасхальный кулич». Работа над композицией. Отчет о проделанной работе. Оформление коллективной  композиции «Пасхальный кулич»

«Пасха». Изделие «Пасхальное яйцо». Коллективная работа. Композиция по теме.

Творческая мастерская

Рассказ «Исторические сведения о Пасхе». Просмотр презентации по теме. Познакомить  детей с новой методикой изображения – «рисование пластилином», а именно научить приемам декорирования с последующим глянцеванием. Самостоятельное изготовление изделия «Пасхальное яйцо». Работа над композицией. Отчет о проделанной работе. Оформление коллективной  композиции «Пасхальное яйцо»

«Птичий двор». Изделие «Курица с цыплятами»

Беседа с показом образца

Презентация по теме. Обобщить представления детей о домашних птицах. Разобрать особенности внешнего вида курицы и цыплят. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

«Птичий двор». Изделия «Петушок».

Беседа с показом образца

Презентация по теме. Обобщить представления детей о домашних птицах. Разобрать особенности внешнего вида петуха. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

«Птичий двор». Изделия  «Индюк». Композиция по теме.

Беседа с показом образца

Презентация по теме. Обобщить представления детей о домашних птицах. Разобрать особенности внешнего вида индюка. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

Пластика на стекле. Звёздное небо»        . Изделия «Луна и звёзды».

Комбинированное занятие

Просмотр презентации по теме. Энциклопедические и литературные сведения о предмете. Рассматривание образца. Рассмотрение технологической схемы изготовления изделия. Формирование композиционных навыков. Подбор цветового решения. Работа по образцу над композицией. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Оформление мини выставки «Звездное небо».

«Подводное царство»

Изделия «Рыбка» и Морской конёк».

Беседа с показом образца

Презентация по теме. Обобщить представления детей о животных водоемов. Разобрать особенности внешнего вида рыб и морского конька. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

«Подводное царство» Изделия «Крабы и морские звёзды». Композиция по теме.

Беседа с показом образца

Презентация по теме. Обобщить представления детей о животных водоемов. Разобрать особенности внешнего вида краба и морской звезды. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

«Джунгли». Изделие «Слон». Изделие «Черепаха». Изделие «Пальма».

Коллективная работа. Композиция по теме.

Беседа с показом образца

Презентация по теме. Обобщить представления детей о животных и растениях джунглей. Разобрать особенности внешнего вида слона и черепахи, особенности строения пальмы. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

Мастерская

Подготовка к участию в городских, районных конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

Мастерская

Подготовка к участию в городских, районных конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

Мастерская

Подготовка к участию в городских, районных конкурсах. Изучение положений. Зарисовка эскизов работ. Выполнение работ.

Итоговое занятие «Вот что я умею»

Конкурс

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других (самостоятельная  деятельность детей)

Тематическое планирование

№ п/п

По факту

Тема занятия

Количество

часов

 1

Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Материалы и инструменты.

1

2

Изделие «Озеро».

1

3

Изделие «Лягушки»

1

4

Изделия «Деревья (шишки) расцвели»

1

5

Изделия «Деревья (шишки) расцвели»

1

6

Изделия «Зайцы», «Лисы», «Волки», «Медведи».

1

7

Изделия «Зайцы», «Лисы», «Волки», «Медведи».

1

8

Изделия «Шрек»

1

9

Изделия «Осёл».

1

10

Изделие «Фиона», «Кот», «Говорящий пряник».

1

11

Изделие  «Дом Шрека». Коллективная работа.

1

12

Композиция к сказке «Любопытный слонёнок»

1

13

Презентация изделий пластилином  на стекле.

1

14

Изделия «Тюльпан» и  «Кувшинка».

1

15

Изделие «Сказка на стекле»

1

16

Изделие «Сказка на стекле»

1

17

Изделие «Снегурочка».

1

18

Изделия «Аквариум». Изделия «Рыбки»

1

19

Выполнение сложных изделий. Фантастические существа.  Лепка по желанию

1

20

Изделия «Человечки с других планет»

1

21

Изделие «Летающая тарелка и инопланетяне».

1

22

«Пасха». Изделие «Кулич».

1

23

«Пасха». Изделие «Пасхальное яйцо».

1

24

«Птичий двор». Изделие «Курица с цыплятами»

1

25

«Птичий двор». Изделия «Петушок».

1

26

«Птичий двор». Изделия  «Индюк».

1

27

 Изделия «Луна и звёзды».

1

28

«Подводное царство». Изделия «Рыбка» и Морской конёк».

1

29

«Подводное царство» Изделия «Крабы и морские звёзды».

1

30

«Джунгли». Изделие «Слон». Изделие «Черепаха». Изделие «Пальма».

1

31

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

1

32

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

1

33

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

1

34

Итоговое занятие «Вот что я умею»

1


Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Больгерт, Н. Больгерт Сергей «Мультстудия. Пластилин. Лепим из пластилина и

снимаем мультфильмы своими руками». М. – РОБИНС, 2012г.

  1. Волкова, Н. «Разноцветный пластилин»: М. -2011г.
  2. М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения: М. - ИД

«ВЛАДИС», 2008г.

  1. Уроки лепки из пластилина: практическое пособие/Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. -
  2. Ростов н/Д: Феникс, 2012
  3. Сказочный пластилин/ Н.Д. Диденко. -М.: Суфлер; Ростов н/Д: Феникс,2013г.
  4. Багрянцева А., Зоопарк из пластилина – М.: Эксмо,2013г.
  5. Лесовская С., Зверушки из пластилина. – М.: Эксмо, 2013г.

Материально-техническое обеспечение

Учебное оборудование:

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой.
  3. Компьютерный стол.
  4. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
  5. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
  6. Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
  7. Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Компьютерная техника:

  1. Документ-камера
  2. Компьютер
  3. Интерактивная доска
  4. Проектор
  5. Принтер, сканер

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Аудиозаписи в соответствии с программой внеурочной деятельности
  2. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Образовательные Интернет-ресурсы:

  1. Сайт. Всё для детей http://allforchildren.ru
  2. Сайт. Страна Мастеров http://stranamasterov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ. « Работаем и играем в ПервоЛого.»

Программа курса внеурочной деятельностиПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.« Работаем и играем в ПервоЛого.»...

ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий...

Программа курса внеурочной деятельности "Исследовательская деятельности"

Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.Главная цель:   выявление наиболее сп...

Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»

Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»...