План-конспект классного часа 4 класс «Жить в мире с собой и другими"
классный час (4 класс)

Котова Ульяна Сергеевна

План-конспект классного часа   4  класс «Жить в мире с собой и другими"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chasa_4_klass.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект классного часа, проведенного в 4 «в» классе

20.04.2021г.

Тема: «Жить в мире с собой и другими».

Цель: знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности.

Задачи:
Образовательные:

Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающие:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал, карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование.

рма  проведения: «круглый стол» с сюжетными задачами и проблемными вопросами.

Планируемый результат:

Личностный: дети проявляют чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Метапредметный:  дети  обладают  критическим  мышлением,  навыками  групповой  работы,  умеют  вести  диалог  и

аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Предметный: демонстрируют знания о понятии « толерантность».

Планируемые результаты:

Личностные: учащиеся проявляют чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Метапредметные:  учащиеся  обладают  критическим  мышлением,  навыками  групповой  работы,  умеют  вести  диалог  и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Предметные: демонстрируют знания о понятии « толерантность».

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход занятия

I. Организационно - мотивационный.  

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, меня зовут Ульяна Сергеевна, сегодня классный час проведу у вас я.

2. Введение в тему.

У: сегодня мы начнём наш классный час с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему классного часа. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.

(слайд 2)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.

(слайд 3)

Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.


У: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
О: любовь, терпение, прощение.
У: как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?

О: о дружбе, доброте, терпении, любви, уважении.
У: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

3. Знакомство с новым понятием.

(слайд 4)

У: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
У некоторых из вас на партах карточки оранжевого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Найдите их. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек оранжевого цвета дети зачитывают:

  • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

У: что общего в этих определениях?

О: умение жить в мире и согласии со всем миром.
У: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
О: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
У: сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос: что значит быть толерантным?
У некоторых вас на партах лежат карточки зеленого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью на доске.
Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)
  • «Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)
  • «Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)
  • «Ничто притворное не может быть продолжительным».  (не лги)
  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

У: итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.
  • Любить ближнего своего.
  • Не злиться.
  • Быть добрым, терпимым.
  • Сострадать.

У: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?

О: от солнца идет тепло и свет
У: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Физкультминутка.

б) определение качеств толерантной личности;

У: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на парте лежат карточки белого цвета, на которых записаны качества характера человека. Обведите те, которые характеризуют толерантную личность.

Качества:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Конфликт
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Ложь
  • Сотрудничество
  • Уважение прав других
  • Раздражение
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть

У: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

в) решение проблемных ситуаций.

У: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? 

О: нет, ссоримся…
У: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

  • Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
О: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
У: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
                         
 Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

5. Обобщающая беседа.

У: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире? Может, вы напомните золотое правило?
О: золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

У: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными?  Терпимыми?   
О: знание и соблюдение заповедей.

6. Итог «В добрый путь».

У: ребята, у вас на партах приготовлены карточки желтого цвета в виде солнышка. Выберите два качества, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке.

Прочитайте по цепочке свои качества, обращаясь к классу.

Ребята, я желаю вам сохранить эти качества в жизни!
Мои пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.- И всё это вам поможет жить в мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Жить в мире с собой и другими"

прзентация для учащихся 4 классов...

Занятие по профилактике терроризма и экстремизма для младших школьников. «Жить в мире с собой и другими»

В данном конспекте занятия дан пример того,  как в игровой форме можно говорить с детьми на серьезные темы. В данном случае это воспитание в детях толерантного отношения к людям разных национальн...

Жить в мире с собой и другими

Мероприятие по воспитанию в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми....

Методическая разработка урока " Жить в мире с собой и другими"

Методическая разработка урока " Жить в мире с собой и другими" подрбно описывает ход проведения урока, содеоржит элементы современных методов воспитания и обучения....

неделя психологии МО педагогов – психологов, социальных педагогов, учителя – логопеда «Доброта – спасет мир» и "Жить в мире с собой и другими"

второй год в нашей школе проходит неделя психологов, социальных педагогов и логопеда.Цель - развитие представления учащихся о доброте, воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Жить в мире с собой и другими»

   Одной из важнейших задач системы образования является социализация ребёнка, в  том числе развитие личности, способной к общению, к восприятию и пониманию собственных эмоционал...

Классный час "Как жить в мире с собой и другими

Профилактика  суицидального поведенияФормирование жизнеустойчивых позицийПобуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной.Выработка умения планировать по...