Методическая разработка познавательно-развлекательной игры "Моя малая Родина. История моего города"
методическая разработка (2 класс)

Виктория Петровна Кирилловых

Методическая разработка познавательно-развлекательной игры "Моя малая Родина. История моего города" расчитана на детей  ГПД 8-9 лет, с целью формирования чувства патриотизма, любви к своему городу и  изучения истории родного города. Главной  задачей является расширение и углубление знаний детей о достопримечательностях родного города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 276

КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга)

   

Методическая разработка  

познавательно-развлекательной игры

«Моя малая Родина. История моего города»

 

               

                      Разработала:

                               Воспитатель ГПД

                                                                 ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга

                                                         Кирилловых Виктория Петровна

                                                   

Санкт-Петербург

2022 г.

Категория: обучающиеся 8-9 лет, воспитанники группы продленного дня.  

Цель урока: Формирование чувства патриотизма и любви к родному городу.

Задачи: 

Воспитательные – закрепить, расширить и углубить знания учащихся  о достопримечательностях Санкт-Петербурга, воспитание патриотизма у детей;

Развивающие - развивать познавательную активность;

Образовательные – формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обсуждать с одноклассниками полученные сведения изучение и знакомство с родным городом.

Приемы работы: рассказ, показ, игра, викторина, загадки.

Формы работы: работа в группе, паре. 

Оснащение: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация,  в\ф  песни И. Кваши «Неповторимый Петербург».

Ход занятия.

Воспитатель: Дорогие друзья! Если вы любознательны и пытливы, часто задаете взрослым вопросы «что?», «где?», «когда?», «зачем?» и «почему?», то предлагаем вам совершить увлекательное путешествие в прошлое нашего города.

Вместе с нами вы не только интересно проведете время, но и познакомитесь поближе с родным городом.

Желаем вам счастливого пути и удачи в поисках ответов на ваши вопросы!

Россия – это наша большая Родина.

Но большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора, дома, школы, леса, речки... Здесь мы живем, работаем, учимся, здесь у каждого из нас есть родные и близкие люди, друзья. Родной город – часть Родины. От труда людей в разных городах России, от их отношения к Родине зависят ее богатство и счастье.

«Родина бывает разная, но у всех она одна...»

Ваш дом возможно находится на улице, которая носит, и совсем не случайно, чье-то имя, а ваш город имеет свою историю, культуру, традиции. Что вы знаете о них?

Просмотр фильма с целью получить информацию для ответов на вопросы.

Где расположен Санкт - Петербург?

Кем основан?

Когда?

Как выглядел первый герб нашего города?

Для любого города большое значение имеет герб, так как отражает историю, является визитной карточкой города.

Герб Санкт-Петербурга практически не менялся в сравнении с первоначальным вариантом, добавлялись некоторые атрибуты, но первоначальная идея сохранилась полностью. Первый герб Петербурга не был устойчивым в Петровскую эпоху.

           

       Старый герб                                                       Новый герб

        

Геральдическое описание малого герба:
В червленом (красном) поле золотой российский скипетр поверх двух опрокинутых серебряных якорей морского и речного, о четырех зубцах, накрест.

Первый герб города Санкт-Петербург появился в 1712 году на красных знаменах Санкт-Петербургских полков. По рисунку и описанию, приведенным в книге А.В. Висковатова "Историческое описание одежды и вооружения российских войск" (СПб. 1841 г.), он представлял собой "золотое пылающее сердце, под золотою же короною и серебряною княжескою мантией" и под ними две пальмовые ветви. В конце двадцатых годов XVIII века был составлен новый герб Санкт-Петербурга - "скипетр и два скрещенных якоря". Его создателем считают герольдмейстера Франциска Санти, приглашенного на эту должность еще Петром I. Официально герб Санкт-Петербурга утвержден 7 мая 1780 года. Скипетр указывал на то, что город является столицей Российской империи, а якоря характеризовали его как морской и речной порт. В 1780 году герб был полностью сохранен, изменилась лишь форма щита. В 1878 году был утвержден герб Санкт-Петербургской губернии с той же символикой, но со стандартным обрамлением щита, характерным для губернского города: "В червленом щите золотой императорский скипетр на серебряных, косвенно накрест положенных якоря и кошки (якорь о трех зубцах). Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою".

Викторина «Знаешь ли ты свой город?

Вопросы 1 команде:

1.Назовите основателя нашего города. ( Петр I )

2.Почему на гербе города изображены 2 якоря? ( Санкт-Петербург — морской и речной порт)

3.Как петербуржцы узнают, что наступил полдень? ( По выстрелу пушки Петропавловской крепости)

4.Назовите первый музей нашего города. (Кунсткамера)

5.Когда мы отмечаем День снятия блокады Ленинграда?(27 января)

6.Какую роль играет ангел на шпиле Петропавловского собора? (Флюгер)

7.Как называется Петербургский аэропорт? (Пулково)

8.Самый лучший друг Петра I, которому был построен дворец раньше, чем самому царю. Этот дворец царь использовал для приема послов. (Меншиков)

9.В каком музее можно узнать все о животном мире? (В Зоологическом)

10.В каком году разбили первый сад города? (1704 год)

Вопросы 2 команде:

1.Как называется главная река нашего города? (Нева)

2.Что украшает Александровскую колонну? (Ангел)

3.Какой дом является ровесником города? (Домик Петра I)

4.Кому установлен памятник в Летнем саду? (Баснописцу И.А. Крылову)

5.Сколько раз менялось имя нашего города? (3 раза)

6.Как называлась Петропавловская крепость изначально? (Санкт-Петербург)

7.Что находилось на стрелке Васильевского острова раньше? (Порт)

8.Какой мост украшен грифонами с золотыми крыльями?(Банковский мост)

9.Где в Санкт-Петербурге можно увидеть царство растений? (В Ботаническом саду)

10.В каком году была снята блокада Ленинграда? (В 1944)

Вопросы 3 команде:

1.В честь кого назван Санкт-Петербург? (В честь апостола Петра — небесного покровителя Петра первого)

2.На какой площади стоит Александровская колонна? (На Дворцовой площади)

3.Сколько лет в этом году исполняется нашему городу? (310 лет)

4.Как называется главная улица города? (Невский проспект)

5.Для чего разводят мосты? (Чтобы могли пройти большие корабли)

6.Кто был первым архитектором Санкт-Петербурга? (Доменико Трезини)

7.Как называлась первая площадь города? (Троицкая площадь)

8.Какой корабль российского флота стал музеем? (Крейсер «Аврора»)

9.Назовите самый большой музей русского искусства в Санкт-Петербурге. (Русский музей)

10.Сколько лет строили Исаакиевский собор? (40 лет)

Вопросы 4 команде:

1.Какой самый большой дворец в нашем городе? (Зимний дворец)

2.Самый большой собор Санкт-Петербурга? (Исаакиевский собор)

3.Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)

4.Что является центром ансамбля стрелки Васильевского острова? (Здание Биржи)

5.Что венчает шпиль Адмиралтейства? (Кораблик)

6.Откуда берет начало река Нева? (Из Ладожского озера)

7.На каком острове находится Петропавловская крепость? (На Заячьем острове)

8.Почему ростральные колонны так названы? (Ростр — значит нос корабля, а колонны украшены рострами)

9.Где хранятся ключи от города? (В Петропавловской крепости — в специальном ларце, на бархатной подушечке)

10.Сколько было построено Исаакиевских соборов? (4)

Вопросы 5 команде:

1.Сколько у Невы рукавов? (5 рукавов: Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Малая Невка, Средняя Невка)

2.Какой остров в городе самый большой? (Васильевский)

3.Как река Фонтанка получила свое название? (Из нее поступала вода для фонтанов Летнего сада)

4.Какую роль играли ростральные колонны раньше? (Они были маяками)

5.Где в Петербурге улицы называют линиями? (На Васильевском острове)

6.Куда впадает Нева? (В Финский залив Балтийского моря)

7.Что украшает Аничков мост? (4 скульптуры «Укротители коней»)

8.Самое высокое архитектурное сооружение города? (Петропавловский собор — 122,5 м)

9.Какой музей находится в здании Биржи на стрелке Васильевского острова? (Военно-Морской музей)

10.Сколько мостов через Неву в нашем городе? (9)

Вопросы 6 команде:

1.На скольких островах стоит наш город? (На 42 островах)

2.Где жили первые строители Петропавловской крепости? (В шалашах и землянках)

3.На шпиле какого собора вознесся ангел? (На шпиле Петропавловского собора)

4.Сколько дней и ночей наш город был в блокадном кольце? (900 дней)

5.Из какой страны были привезены сфинксы, украшающие набережные города? (Из Египта)

6.На каком острове был построен Домик Петра первого? (На Березовом острове)

7.На шпиле какого здания можно увидеть кораблик? (На шпиле Адмиралтейства)

8.Раньше этот сад называли зверинцем, а сейчас? (Зоопарк)

9.Какой музей занимает 5 зданий? (Эрмитаж)

10.Дата основания нашего города. (27 мая 1703 года)

Вопросы для капитанов:

1.Верно ли, что Екатерина вторая — дочь Петра первого? (Нет)

2.Верно ли, что Домик Петра первого находится в Летнем саду? (Нет)

3.Верно ли, что Русский музей находится в Михайловском дворце? (Да)

4.Верно ли, что сына Екатерины второй убили в собственном замке? (Да)

5.Верно ли, что Невский проспект — самый протяженный проспект города? (Нет)

6.Верно ли, что Михайловский дворец и Михайловский замок — одно и то же здание? (Нет)

 

Воспитатель: А теперь, друзья, давайте с Вами по разгадываем загадки про наш любимый город:

1. «ЭРМИТАЖ»

На площади Дворцовой

Стоит он много лет…

Все им восхищаются,

Равнодушных нет.

Из разных стран художники

Картины привезли,

Чтоб их полотна дивные

Увидеть все могли.

И чего здесь только нету:

Знаменитостей портреты,

Удивительные вазы,

Украшения в алмазах…

Раньше был он для царей,

А теперь тут стал музей.

Это наш, это наш

Петербургский…

2.  «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

Памятник из бронзы: честь царю, хвала!

Мчится, словно ветер, конь, тянет удила.

На коне сидит герой, он красивый, молодой.

Это – память в честь Петра,

Много сделал он добра.

Скачет воин в будни, в праздник,

А зовётся…

3.  «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

Есть удивительный город, а в нём

Жители ходят ночами, как днём.

Белые ночи! Светлые очень!

Кто пропустить это чудо захочет?

Летнее чудо! Как же тут спать?

Праздником надо те ночи назвать.

Можно читать, можно играть,

Можно совсем не ложиться в кровать…

Если ты знаешь тот город, мой друг,

Мне подскажи – это…

4. «ПЁТР 1»

Жил давно в России царь,

Очень мудрый государь,

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым,

Он и плотник, и кузнец,

Кто был царь тот удалец?

5. «ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ»

В полдень выстрелит хлопушка

За стеной сторожевой.

Словно детская игрушка

Эта крепость над Невой.

6. «ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ»

Площадь эта главная, площадь эта славная.

Побывать на ней мы рады,

Тут проводятся парады,

Проходят демонстранты,

Играют оркестранты,

Бывают здесь гулянья,

На лошадях катания,

Хотя она и старая,

Но выглядит, как новая,

Площадь наша главная

По имени…

7. «ФОНТАНКА»

Много лет тому назад

Появился Летний сад.

Люди знатные хотели,

Чтоб фонтаны в нём звенели.

Где же взять на них воды?

Кто спасёт нас от беды?

Протекая недалёко,

Не велика, не мала,

Той воды не пожалела

Речка добрая дала.

-Мне воды совсем не жалко, -

Говорит река…

8. «ДОМИК ПЕТРА 1»

Высоких не любил хором

Царь Пётр. И первый царский дом

Велел построить по росту.

В нём по-солдатски просто

Он жил, работал и мечтал...

Был царь велик, а домик мал

(Под крышей черепичной,

Раскрашен под кирпичный).

Прошли года, стал домик стар,

В огромный убран был футляр.

Он память о Петре хранит,

И в нём история царит!

9. «ИСААКИЕВКИЙ СОБОР»

Собору огромному равного нет.

Его воздвигали почти сорок лет.

Какой многотрудной должна быть работа,

Чтоб стали вокруг 120 колонн

И купол в лучах засверкал золотой.

Но кто ж архитектор? Известен всем он.

Построил в столице собор-великан

Зодчий великий Огюст Монферран.

10. «АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА»

На площади столпотворение! 
Вот начался подъём столпа. 
Пришли канаты в натяжение 
Скрипят колёса… В напряжении 
Притихла горожан толпа. 
А вдруг неправильный расчёт? 
Махина рухнет, упадёт! 
Глаза рукою прикрыла дама… 
Но нет! Колонна встала прямо! 
Исполнен грандиозный план. 
В веках прославлен Монферран.

11. «НЕВА»

Мы встали очень рано,
Со мною папа с мамой,
Мы едем нынче всей семьей
Увидеть Петербург родной.
И будем долго мы гулять,
За теплоходом наблюдать,
По набережной вдоль реки,
Что отражает огоньки.
Что за река у нас течет,
Где видим белый теплоход?

12. «ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ»

Там где Фонтанка из Невы
Берет свое начало,
На берегу среди листвы
Царя усадьба встала.
Архитектуры образец
Суровых тех времен – 
Петра Великого дворец,
Красив и скромен он.

13. «КУНСТКАМЕРА»

Пётр диковинки любил,
Собирал их и копил.
Из причуды царской сей
Первый создан был музей.

14. «РОСТРАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ»

Цвета спелого томата
Кожура у тех колонн.
Это выдумка Тома де
По фамилии Томон.

15. «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»

Красивый, просторный
Широкий и большой
Идет он от Дворцовой,
Встречается с Невой.
Мост Александра Невского
Задерживает путь,
По главному проспекту.
А как его зовут?

Воспитатель: Дорогие ребята! Наше путешествие в историческое прошлое нашего города подошло к концу. Надеюсь, что вместе мы не зря провели время и получили ответы на многие свои вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее занятие кружка "Краеведение" по теме "История моей семьи в истории моего города".

Работаю над разработкой программы и учебно-методического комплекса по краеведению. Хочу поделиться конспектом одного занятия.Это занятие было итоговым в ходе работы над проектом "Судьба моей семь...

Методическая разработка урока "Кубань-моя малая родина"

Представленная методическая разработка по кубановедению для учащихся 3 класса...

Методическая разработка. Внеурочное мероприятие "Моя малая Родина"

Разработка внеурочного мероприятия по формированию нравственности и патриотизма у младших школьников. Знакомство с достопримечательностями родного края....

Исследовательская работа обучающегося "История моего города в истории моей страны"

Данная исследовательская работа знакомит с историей города Ртищево....

"Вклад моего прадеда в историю моего города". (исследовательский реферат)

Я уверена, что для каждого человека самая близкая история – это жизнь его семьи. У каждой семьи своя собственная история. Вот и в моей семье была история, из которой я узнала о жизни моего праде...

методическая разработка классного часа "Моя малая Родина"

методическая разработка классного часа по патриотическому воспитанию...