Отчизны верные сыны
классный час (3 класс)

Куроптева Наталья Борисовна

Классный час для учащихся 3-его класса по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa.docx48.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                                    Классный  час

                            « Отчизны верные сыны»

                           для обучающихся  3 – его класса.

                                                                             Сценарий составила

                                                              Куроптева Наталья Борисовна,

                                                             учитель начальных классов

                                                            МБОУ СОШ №6 г.о. Балашиха.

                                  «Отчизны верные сыны.»

Цели:

- формирование у обучающихся чувства патриотизма, любви к Отечеству на примере старших поколений

- формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.

- показать мужество и героизм защитников Родины.

 - воспитывать уважение к ратному подвигу русских солдат, к истории; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

- формирование у обучающихся активной гражданской позиции, ответственности за судьбу страны;

- углубление знаний о боевых подвигах во имя свободы и независимости Родины;

- формирование духовно-нравственных качеств, воспитание патриотизма и гражданственности, формирование идеи преемственности поколений;

Оборудование:   флаг России, мультимедийное оборудование : ноутбук, интерактивная доска, проектор, колонки.

Ход классного часа:

1.Вступительное слово учителя:

                                         Стоим мы на посту,

                                         повзводно и поротно.

                                         Бессмертны, как огонь.

                                        Спокойны, как гранит.

                                         Мы — армия страны.

                                         Мы — армия народа.

                                         Великий подвиг наш

                                         История хранит.

                                                                                             Р. Рождественский                                                                                                                                            

Тема защиты Отечества волновало и волнует всех и всегда. Хочется, чтобы  и вы не остались равнодушными к этому вопросу.

Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен.

Мы живём в великой стране с гордым именем Россия. Много пережила Россия за тысячелетнюю историю. Но по-прежнему она велика и прекрасна. У нас есть все: реки и горы, плодородные нивы и густые леса, полезные ископаемые. Но богата она не только своими природными ресурсами, но и своими людьми: сильными, смелыми и талантливыми.

У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше, тем светлее становятся в памяти образы героев, они, как звезды на небе, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец служения своему Отечеству и народу.

 Так уж вышло, что история России — это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько Россия.

2. Учащийся читает стихотворение «Россия начиналась не с меча» :

Россия начиналась не с меча

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И если тьмы тевтонцев иль Батыя

Нашли конец на родине моей

То нынешняя гордая Россия

Стократ еще прекрасней и сильней.

И вечно тем сильна моя страна

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча

И потому она непобедима!

(Э. Асадов)

В ходе  истории нашего государства в народе сложился  свой образ защитника родной земли: бесстрашного, горячо любящего свою родную землю воина, который готов отдать жизнь за Отечество. Этот человек совершает подвиг не ради высокого звания и наград, но по велению своего сердца. Он готов встать на защиту своего народа и биться до последнего. Он готов помочь, тем, кто слабее, кто терпит несправедливость и нуждается в помощи. Он защищает свою родину не только в битвах, но и в мирное время, стоя на страже безопасности родной земли. Сегодня мы вспомним таких героев, чтобы на примере их подвигов, понять, кто же такой настоящий защитник Отечества. В нашей стране издавна помнили и почитали своих героев, увековечивали память о них..  

Наша армия имеет древнюю и славную историю. Руссы — так в древности звали наших предков — были смелыми и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли. Особенно прославились такие русские полководцы, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, а уже в наше время маршалы Константин Жуков, Конев, Рокоссовский и др.

Отечество…

Какое однокоренное слово можете подобрать? (Отец)

Значит, отечество – это земля отцов. А каждый отец передает свои знания, опыт, умения своим детям, встает на защиту сынов и «земли отцов», приходит время – сыновья создают свой живой щит.

Сыны Отечества.

А какие можете подобрать синонимы к слову «отечество»?  (Родная земля, отчизна, земля народа, край, место, где родился, Родина)

Земля русская.

Земля русская собиралась веками. За ее целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, ее защитников. Они надеялись, жизнь станет лучше, счастливее, если не детям, то внукам – и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую – нашу Родину.

Защитники земли русской

https://zen.yandex.ru/video/watch/622929a90f7d1f6d65003e8c

В фильме «Офицеры» есть такие прекрасные слова: «Есть такая профессия – Родину защищать». Действительно, защита Отечества – священное дело. Скажите, откуда появилось такое убеждение? Перед битвами войска «освящались». Они прикасались к святым символам Отечества – иконам, знаменам, молитвам.

Священное дело, долг. Значит, кто такой защитник?  Только ли защитник земли?  А как стать настоящим защитником? (Ответы обучающихся)

3.Ученик читает  стихотворение  «Пламя ударило в небо»

Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставай на помощь»- Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Самое лучшее и дорогое – Родина.

Правда твоя – это наша правда, Родина.

Слава твоя – это наша слава, Родина.

Родина позвала на помощь, и поднялись на ее защиту славные сыны ее. И сегодня на классном  часе мы вспомним героев - защитников земли русской.

4. Учащийся :

Навсегда оставался в памяти народной князь , о котором говорили так: нет князя, ему равного, это враг опасный, сильный, умный… Так говорили о Александре Невском.                            

В Новгороде княжил сын Ярослава Мудрого – Александр, который прославился своими  победами над шведами и немцами. В 1240 году шведы собрали огромное войско и  под начальством Бюргера пришли в Неву, к устью Ижоры, думая взять Ладогу, затем и Новгород.

Мужественный Александр, не успевший собрать подкрепление  из Новгорода, помолился усердно Богу в храме Св.Софии и с небольшим войском поспешил отразить сильного неприятеля.

Александр быстро напал на шведов и, сражаясь сам, как простой воин, собственным копьём «положил печать» на лицо шведского полководца Бюргера.

За эту победу на берегах Невы и прозвали Александра Невским.

Победил Александр и немцев, напавших на Псковскую землю, и много перебил их на льду Чудского озера. Смирил он и литовцев, которые потом даже имени его боялись.

 https://www.youtube.com/watch?v=GXiDW_dOQfA

5. Учащийся :

  Дмитрия Донского стали именовать в документах князем великим «всея Руси», царем русским. Он решил встретить врага в поле. Его действия получили поддержку церкви. Сергей Радонежский благословил его и отправил с русскими полками двух своих иноков – Пересвета и Ослябю.                                                              

           https://www.youtube.com/watch?v=JVyiw1fYQdQ                   

В истории каждого народа, каждого государства есть такие моменты, когда под вопрос ставится само их существование. Таким переломным моментом для русичей была Куликовская битва.

Битва была жестокой. Сам Дмитрий сражался в первых рядах. Вскоре русские начали теснить татар к реке и спереди, и с  боков, крепче сжимая живое полукольцо. Татары защищались отчаянно, но не выдержали и бросились к берегу, давя друг друга, надеясь спастись за рекой.

Под русскими мечами и стрелами страшная переправа продолжалась до темноты. Тысячи татар полегли на берегу Вожи, но еще больше в ней утонуло. Преданье гласит, что к концу побоища реку было можно перейти, не замочив ног, по плотине, образовавшейся из человеческих и конских трупов.

Спустившаяся ночная тьма позволили остаткам татар уйти, "На другой день, - как писал историк Н.М.Карамзин, - Великий князь уже тщетно искал бегущего неприятеля' нашел только разбросанные в степях шатры, юрты, кибитки и телеги, наполненные всякими товарами."

Победа Дмитрия была полной. Это было первое в истории большое сражение, выигранное русскими у татар. Оно разрушило миф о непобедимости Орды, показало русским, что у них есть вождь, способный бороться и побеждать, укрепило уверенность в своих силах.

6.Учащийся:

Михаил Илларионович Кутузов начал военную службу с 15 лет. Воевал против турков, татар, поляков, французов. Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом России. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учрежден Орден трех степеней.

https://ok.ru/video/1932420321712

Вo главе русской армии в решающий период войны 1812 г. был старый боевой русский генерал Михаил Илларионович Кутузов. Свыше пятидесяти лет прослужил Кутузов в русской армии.

https://www.youtube.com/watch?v=YeQ-e71gjJ8

Он прошел всю служебную лестницу — от младшего офицера пехотной роты до главнокомандующего армией. Кутузов был участником многих войн, в которых проявил себя не только выдающимся военачальником, но и исключительным храбрецом. В 1764 г. Кутузов в должности ротного командира участвовал в походе в Польшу. В русско-турецкую войну участвовал в штурме крепости Измаил.

Наполеон знал высокие полководческие качества Кутузова, а за хитрость называл его «старой лисицей Севера». Да и сам Кутузов придавал своей хитрости боевое значение. Рассказывают, что когда в августе 1812 г. он уезжал в действующую армию и прощался с родными в Петербурге, молодой племянник спросил его: «Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?» — «Разбить? Нет, не надеюсь разбить! А обмануть — надеюсь!».

Страшное было сражение на поле Бородина. Враги бросали оружие,  дрались руками, трупы покрыли всё поле битвы. Только тёмная ночь остановила бой. Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений было под Москвою; здесь я увидел, что русские непобедимы».

7.Учащийся : 

  Александр Васильевич Суворов в 12 лет был зачислен в лейб – гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Блестяще воевал с турками, французами. Разработал солдатский учебник «Наука побеждать». Сущность его тактики – глазомер, быстрота, натиск. Его воспитанники: Кутузов,Багратион, Раевский.

Среди многих славных русских имен - имя Александра Васильевича Суворова стоит особо. Высшим знаком отличия русского солдата стало названия - суворовец. Один из высших орденов - орден Суворова.

  Национальный герой России, патриот своей отчизны, храбрый воин, искусный военачальник, один из основоположников русского военного искусства.

https://www.youtube.com/watch?v=sxfCtpaUJEw

Юношей он начал военную службу и не прерывал ее до самой своей смерти. Он участвовал во многих походах и войнах и всегда побеждал. Он провел шестьдесят три сражения и не знал ни одного поражения. „Воюют не числом, а умением"—говаривал Суворов. Сам он воевал именно так и нередко побеждал сильнейшего противника. В чем же была сила Суворова? В том, что он никогда не переставал учиться, совершенствовать свое воинское мастерство.

Он говорил так: „Война самый строгий учитель, и она ставит хорошие оценки только усердным и умелым".

„Тяжело в учении — в походе легко, легко в учении — тяжело в походе", - так поучал великий полководец. Воспитанные им солдаты, умелые, дисциплинированные, сознательные, бравые „чудо-богатыри", как называл их Суворов, не боялись трудностей войны.

8. Обобщение

Учитель:

А.Невский, Д.Донской, Суворов, Кутузов, Жуков… В трудные минуты, под тяжестью огромной ответственности за судьбу Отечества, за судьбу миллионов людей, обращавших на них с надеждой свои взоры, они не малодушничали, не унывали, не сгибались. А сколько безымянных героев поднималось на борьбу с врагом, сколько их полегло на полях русской славы. О всех ли защитниках Отечества мы поговорили? Конечно, нет. Их миллионы. А кто всегда, во все времена стоит на страже Отечества? Простой русский солдат. Ему посвящается стихотворение.

9.Учащийся читает  стих  «Солдату»

Что же такое «мы»?

Мы - из лесов прибрежных.

Мы -  из блокадной тьмы.

Мы -  из стихов сгоревших,

Из невысоких изб песенного всесилья.

Мы – из бессмертья, из плоти твоей, Россия!

Мы от свинцовых розг падали в снег с разбега.

Но поднимались в рост, звонкие, как победа!

Как продолжения дня, шли тяжко и мощно.

Можно убить меня. Нас убить невозможно!

Что же такое «мы»? Веруя в пробужденье,

Взяв у земли взаймы силу в момент рожденья,

Мы ей вернем сполна все, что она давала.

Только б была она! Лишь бы существовала!

Мы проросли в нее, будто трава степная…

Гибнет в печи смолье, солнце напоминая…

Глядя в лицо огня, я говорю тревожно:

Можно убить меня. Нас убить невозможно!

10.Заключение

Учитель:

Очень часто вспыхивают пожары войн, где необходимо присутствие российского солдата. Живая память, именно живая, потому, что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих» точках. Живая, потому, что память о погибших свято хранят товарищи по оружию, их семьи, их близкие. Мы в большом долгу перед теми, кто с достоинством и честью, порой ценой своей жизни выполнял приказ Родины за пределами ее территории. Мы гордимся тем, что на страже Российского государства стоят настоящие патриоты своего Отечества, готовые представлять интересы страны там, где потребуют обстоятельства, – в боевом строю или на гражданском поприще.

Действительно, когда мы вместе, мы – великая сила.

Одна у нас земля – просторная, обильная, богатством природы одаренная. Каждому место на ней найдется, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить ее единой и сильной, научимся беречь и будем готовы защищать ее. Тогда поверят все народы в то, что нечего им делить единую, вечную, благословенную Русскую землю. Пусть же для каждого сына Отечества, защитника земли русской заветом станут слова: «О. храбрые, мужественные сыновья русские! Постарайтесь сохранить свое Отечество, русскую землю…»

11. Ученик читает стих :

Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины,

Над ширью пашен и полей,

И у берез, и тополей,

Спросите вы у тех солдат,

Что под березами лежат,

И вам ответят их сыны

Хотят ли русские войны.

Да, мы умеем воевать

Но не хотим, чтобы опять

Солдаты падали в бою

На землю грустную свою.

Спросите вы у матерей

Спросите у жены моей

И вы тогда понять должны

Хотят ли русские войны.

12. Учитель: 

И в завершении нашего классного часа предлагаю вам спеть песню о нашей армии.

Ученики поют песню:

https://youtu.be/sL31g3we7ko

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий внеклассного мероприятия "России верные сыны", посвященный Дню народного единства

Цель: познакомить с историческими фактами «смутного» времени; развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма....

Классный час «Отчизны верные сыны» (Памятники великим людям во Владимире).

Воспитание патриотических чувств, гордость за свой город, свою страну, свой народ-таковы цели этого классного часа....

Литературно – музыкальная композиция «Отчизны верные сыны!»

Литературно - музыкальная композиция "Отчизны верные сыны" с элементами театрализации разработана к 70-летию Великой Победы. Сюжетная линия композиции построена от начала горестных дней Великой Отечес...

Урок Мужества «Отчизны верные сыны»

. В ходе  истории нашего государства в народе сложился  свой образ защитника родной земли: бесстрашного, горячо любящего свою родную землю воина, который готов отдать жизнь за Отечество. Это...

Внеклассное мероприятие "Отчизны верные сыны" Князь Александр Невский

Данную презентацию можно использовать для проведения внеклассного мероприятия в начальной школе....

Классный час "Отчизны славные сыны"

На примере героических судеб соотечественников создать в представлении учащихся исторически сложившийся образ защитника Отечества, достойный памяти и уважения потомков....