Доклад на педсовете «Адаптация первоклассников к условиям обучения и воспитания в школе-интернате»
статья (1 класс)

Сергиенко Татьяна Александровна

Адаптация первоклассников к условиям обучения и воспитания в школе-интернате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация первоклассников16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Пензенской области

Государственное казенное образовательное учреждение Пензенской области «Нижнеломовская школа – интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

(ГКОУ «Нижнеломовская школа – интернат»)

Доклад

на педагогическом совете по теме: 

«Адаптация первоклассников к условиям обучения и воспитания в школе-интернате»

Подготовила воспитатель:

Сергиенко Т.А.

г. Н – Ломов, 2019 г.

Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Целью адаптационного периода является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам.

Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к педагогам и их требованиям, к одноклассникам).

Поступление в школу-интернат вносит большие перемены в жизнь ребенка. Практически все дети, поступающие в 1 класс, хотят хорошо учиться. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки большинство детей старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности.

В этот период первоклассники отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неустойчивостью внимания, быстрой утомляемостью. Возникающие психологические затруднения чаще всего являются реакцией на новую, непривычную обстановку.

Первый год обучения в школе является одним из самых сложных этапов в жизни ребенка. Именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе. Педагогу надо уметь подмечать прогресс в усвоении новых знаний, выделять проблемные стороны обучения и воспитания, искать возможности их преодоления.

Необходимо отметить, что поступившие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую моторику, неадекватные эмоции и т.д.. Дети  слабо осознают позицию педагога и ученика.  Все ребята с плохо сформированной эмоционально-волевой сферой, поэтому отвлекаются на занятиях, что мешает учебно-воспитательному процессу. В школе им обеспечивают щадящий режим (дифференциация заданий, видов работ, дополнительные минутки отдыха, прогулки и спортивные часы  на свежем воздухе и др.).

С целью профилактики утомления, нарушения осанки во время самоподготовки провожу физминутки, динамические паузы, пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз при обучении письму, чтению, математики. А также слежу за осанкой. На каждом занятии проговариваются правила посадки: расстояние от груди до стола должно быть с кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.

Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.

           Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что педагог одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им. Это ученики, которые требуют повышенного внимания.

Адаптация первоклашек к условиям жизни в интернате осложняется физическими и интеллектуальными нагрузками. Так как это строго регламентированный режим не только в учебной деятельности, но и в режиме питания, сна, досуга и т.п.

 В общеобразовательной школе ребенок после уроков идет домой, у него больше самостоятельности в своих решениях. В интернате после уроков ребенок строго по распорядку выполняет все указания воспитателя.  

Поэтому мы ведем планомерную работу по воспитанию и обучению наших малышей. Учим правила поведения в школе, классе, столовой, спальне. Учим имя и отчество воспитателя, имена детей в группе. На занятиях «Мойдодыра» знакомимся с правилами гигиены, учимся, как сохранить своё здоровье. Также учимся организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды и обуви к завтрашнему дню и т.п.).

В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы. Поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка); - хвалить исполнителя, критиковать только исполнение; - не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.

Конечно, первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.

Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны. Приспособление ребeнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации – 1,5–2 месяца. Но некоторые проходят сложный период дольше – 3–4 месяца, а то и до конца учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания

Короткая статья о видах и сроках адаптации 1-классников...

Адаптация первоклассников к школьному обучению в условиях ФГОС.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значен...

Памятка для воспитателей «Особенности адаптации первоклассников к условиям школы-интерната»

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Не все дети,...

Доклад на педсовет "Адаптация первоклассников к школе"

Доклад на педсовет "Адаптация первоклассников к школе"...

Малый семейный совет "Адаптация первоклассников к условиям школы- интерната"

   Первый год учебы для первоклассников является годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом своих маленьких успехов и познания неизвестного.  Родители и...

Процесс адаптации первоклассников к новым условиям обучения и воспитания.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя, не месяц требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, который связан ...

Доклад на педсовет "Адаптация первоклассников" 2023

Всем известно, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. именно о нем сегодня пойдет речь...