Роль психолого - педагогической диагностики в развитии личностных и профессиональных качеств обучающихся
статья (4 класс)

Белогривцева Ольга Ивановна

Жизнь современного человека не стоит на месте и динамично меняет ситуацию в профессиональной деятельности. В связи с этим общество ждёт компетентного специалиста, не только отличающегося критическим мышлением, мобильностью, конструктивностью, творческим отношением к делу, стремлением к постоянному обновлению знаний, но и положительно мотивированного на успешную профессиональную деятельность.

Поэтому в нашей школе постоянно ведётся работа по выявлению у обучающихся, начиная уже с дошкольного возраста такого отношения к выбираемой специальности, при котором профессиональный труд рассматривается не только как средство решения материальных проблем, но и как основная жизненная ценность, как средство социальной самореализации, самораскрытия, самоутверждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rol_psihologo_pedagogicheskoy_diagnostiki.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Белогривцева О.И., Спиридонова Н.Г.

Роль психолого - педагогической диагностики в развитии личностных и профессиональных качеств обучающихся

Жизнь современного человека не стоит на месте и динамично меняет ситуацию в профессиональной деятельности. В связи с этим общество ждёт компетентного специалиста, не только отличающегося критическим мышлением, мобильностью, конструктивностью, творческим отношением к делу, стремлением к постоянному обновлению знаний, но и положительно мотивированного на успешную профессиональную деятельность.

Поэтому в нашей школе постоянно ведётся работа по выявлению у обучающихся, начиная уже с дошкольного возраста такого отношения к выбираемой специальности, при котором профессиональный труд рассматривается не только как средство решения материальных проблем, но и как основная жизненная ценность, как средство социальной самореализации, самораскрытия, самоутверждения.

В связи с этим наши квалифицированные специалисты, педагоги и воспитатели уделяют особое внимание проблеме формирования правильной положительной профессиональной мотивации у обучающихся. Данная проблема рассматривается как один из аспектов мотивации деятельности человека в контексте теории мотивации и мотивов.

В школе в течение всего года проводятся различные психолого -педагогические исследования, помогающие выявить значимые для педагогов характеристики личностных и поведенческих особенностей, мотивацию, интеллектуальное развитие обучающихся и т.д.

В данном случае психолого - педагогическая диагностика обучающихся является своеобразным инструментом в выявлении качеств, способствующих в дальнейшем  развитию специалистов высокого класса, так как вовремя выявляются проблемные моменты и неблагоприятные варианты развития личности обучающихся, которые затем как показывает практика решаются с помощью методических приёмов, подобранных индивидуально. С целью оптимизации деятельности на уроке и заинтересованности в выбранной профессии, на основе интерпретации диагностических исследований учащиеся объединяются по заинтересованности  в будущей профессии, а педагоги получают методические рекомендации : по организации работы с учащимися, учитывая разные характеристики обучающихся, по работе с разными психофизиологическими типами личности, по работе с различными каналами восприятия, по работе с учащимися которые не могут определиться с профессиональными предпочтениями.

Важную роль в процессе формирования профессиональной мотивации играет самоформирование профессиональной мотивации – осознанная, целенаправленная, активная деятельность обучающего по формированию у себя профессиональных побуждений к учебной деятельности, постановке профессиональных целей, развитию качеств личности, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к компетентному специалисту в наиболее подходящей области каждого ученика.

Для успешной педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, педагог знал своего воспитанника и чтобы,  во-вторых, между педагогом и обучающимся существовало полное доверие. Отношение учителя к ученику является основным критерием его профессиональности. Чем лучше педагог знает ученика, тем легче увидеть его возможности, что и подтверждают наши постоянные диагностические исследования. Знание ученика сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, это умение понять и принять обучающегося таким, каков он есть, помочь ему раскрыться. Поэтому, проводя различные психолого - педагогические исследования, в первую очередь мы ставим следующие цели:

- изучить личность обучающихся, их склонности, интересы, способности, направленность на профессиональную деятельность, в целях оказания помощи в развитии и самоопределении;

- знать своих учеников, наблюдать, фиксировать, помнить и учитывать изменения, которые с ними происходят.

Обычно работа с классом начинается с психолого - педагогических исследований. В начале проводятся методы начальной диагностики, это - опрос, анкетирование. Анкета позволяет изучить индивидуальные  и личностные особенности, получить информацию о ценностных ориентирах учеников. Информация, полученная в результате диагностики, помогает быстро, точно и с минимумом ошибок строить свою работу, совершенствовать стиль отношений с обучающимися. С помощью диагностики мы выявляем природные задатки обучающихся, которые лучше всего будут развиваться в дальнейшем в профессиональные способности, а также находим способы помощи молодым людям для того, чтобы они могли обрести социально - ценные, нравственные отношения к окружающим людям, к себе.

Огромное значение при работе с учащимися при выборе профессиональной направленности имеет профориентационная работа. В основе её лежит глубокое изучение личности обучающегося, его ориентаций, мотивов, следовательно – самопонимания. Благодаря самопониманию, учащихся можно подвести к правильному выбору. Для получения информации, при помощи которой обучающийся начинает понимать себя, можно провести анкету «Ориентир», разработанную А.Н. Степановым и М.А. Бендюковым.

Также проводится диагностическое исследование по методике Дж. Холланда «Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности», которая позволяет изучить мотивы профессиональной деятельности обучающихся и сопоставить их с определенным типом личности.

Согласно типологии различают шесть психологических типов людей: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определёнными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определённому психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь определённых успехов. Как показала наша практика, с помощью профессионализма наших педагогов и специалистов и применения ими различных методических подходов к деятельности обучающихся можно мотивировать к успешной будущей профессиональной деятельности. Это подтверждают наши диагностические исследования, так как профессиональная направленность соответствующая интересам и личностным особенностям  учащихся    на начало года составила 52%, а в конце учебного года после кропотливой профориентационной работы заметна динамика и шкала сформированной профессиональной направленности уже составила  73%.

Психолого - педагогическая диагностика позволяет индивидуально работать с каждым учеником, дать совет по профессиональному самовоспитанию, по необходимости – поработать с родителями. Соответствующие диагностические данные дают информацию, которая необходима в планировании учебной и воспитательной работы в классах. Обучающимся результаты исследования помогают осознанно, объективно оценить себя и найти эффективные формы самосовершенствования.. С помощью диагностических методик мы определили круг реальных учебных возможностей учеников, изучили особенности учебной деятельности в целом. На основе исследования учебной мотивации и отношения к учебным предметам совместно с педагогами были определены методы, примы и формы индивидуальной работы с обучающимися, организована консультативная помощь семье в данном направлении.

Наша задача – показать ученикам, что развитое умение учиться – сложная, но доступная неврожденная способность, надо только очень стараться развивать волевые качества, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.Также мы проводим диагностику и последующую коррекцию в воспитании обучающихся через методику изучения воспитанности, «Какие качества я в себе вырастил» Н.И. Дереклеевой, изучаем индивидуально -психологические особенности обучающихся, ведь зная их преподавателю легче проектировать урок, а также применяем ряд различных методик.

Хочется сказать, что диагностика осуществляет обратную связь, показывает насколько удачно, развивается учебный и воспитательный процесс, какие нужны изменения, коррективы.

Ученики любят, когда им доверяют самостоятельно что-то сделать, а тем более отвечать за какой – то вид деятельности. Доверие повышает их самоуважение. Они гордятся новым как очевидным показателем приближения к статусу самостоятельного взрослого человека, делающего свой профессиональный выбор осознанно, основываясь на свои интересы.

Таким образом, личность обучающегося, мотивация на профессиональную направленность формируется по воздействием многочисленных факторов: среда образовательного учреждения, воспитание, семья, социально -культорологическая среда и т.д., а помогает нам в этом психолого -педагогическая диагностика.

Библиографический список

 Алмазова О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] :учеб.пособие / О. В. Алмазова.  - Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. – 227с.

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.: учеб.пособие/- М.. ПЕР СЭ, 2001-511с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на б...

Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с РАС

В выступлении раскрыты особенности процедуры обследования детей с РАС...

Педагогический совет по теме «Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития обучающихся в образовательной среде школы»

Повестка:«Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития обучающихся в образовательной среде школы»...

Психолого–педагогическая диагностика одарённости как условие учёта особых образовательных потребностей обучающихся

Работа с одаренными детьми является одной из приоритетных задач современной системы образования. Создание условий для выявления и развития одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей...

Пакет психолого-педагогических диагностик, по которым определяется достижения воспитательных результатов и отслеживается развитие личностных УУД

СодержаниеДиагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 1 – 2 классов (методика Н.П. Капустина)Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 3 – 4 к...

Пакет психолого-педагогических диагностик для определения воспитательных результатов и отслеживания развития личностных УУД

СодержаниеДиагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 1 – 2 классов (методика Н.П. Капустина)Диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся 3 – 4 к...