Конспект урока Сказка о золотой рыбке 2 класс УМК Школа России
план-конспект урока (2 класс)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №583 Приморского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

Конспект урока по предмету «Литературному чтению»

УМК «Школа России»

2 класс

 

 

Автор: Боцорога Жанна Валерьевна,

Учитель начальных классов

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2021

 

Дата:21.10.2021
Тема: «Сказка о Рыбаке и рыбке»

 

Цель: познакомиться с первой частью сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

 

Задачи:

а) обучающие:

- учить анализировать литературных героев сказки, оценивать их поступки на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

-формировать у детей умения выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок

б) развивающие:

-развивать умение аргументировать свою позицию при анализе текста

-развивать мыслительные операции (анализ и синтез) в работе с текстом

в) воспитывающие:

-воспитывать интерес к анализу текста и любовь к сказкам на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

 

 

Оборудование:

Для учителя — учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс 1 часть, презентация, пособия — кластер «Жизнь А. С. Пушкина» и таблица «Характеристика героев сказки»

Для учеников - учебник Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс 1 часть

 

№ этапа п/п

Этап урока

Время

I

Организационный момент

1 мин

II

Актуализация знаний

4 мин

III

Определение темы урока. Целеполагание

1 мин

IV

Основная часть

18 мин

V

Физкультминутка

1 мин

VI

Продолжение основной части

14 мин

VII

Подведение итогов. Рефлексия

5 мин

VIII

Организованный конец урока. Домашнее задание

1 мин

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

1 минута

-Здравствуйте, дети! Рада снова видеть вас. Проверьте, чтобы на вашей парте было все необходимое — сегодня вам потребуется только учебник и дневник. Если у вас все на месте, можете садиться.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, садятся за парты.

-формирование навыка самоконтроля, организации своего рабочего места

Актуализация знаний

4 минуты

Для начала давайте вспомним, о чем или о ком вы говорили на прошлом уроке?

-Что вы запомнили о жизни и творчестве Александра Сергеевича? Назовите по одному известному вам факту.

 

 

 

 

 

 

-Здорово, многое знаете. Но сегодня для нас важно то, что Александр Сергеевич писал сказки. Может, кто-нибудь назовет мне его известные сказки?

 

 

 

 

 

 

 

-об Александре Сергеевиче Пушкине

 

-родился 6 июня 1799г в Москве

-учился в Царскосельском Лицее

-любил осень

-воспитывался няней Ариной Родионовной

-друзья Иван Пущин и Вельгельм Кюхельбекер

-писал сказки

 

-Сказка о Попе и работнике его Балде

-Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

-Сказка о золотом петушке

-Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

-Сказка о рыбаке и рыбке

 

Определение темы урока. Целеполагание

-Верно! Сегодня мы познакомимся с одной из этих сказок. Откройте страницу 6 учебника и прочитайте, с какой именно.

Итак, чем мы сегодня будем заниматься?

-познакомимся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

-умение ставить цель

Основная часть

18 минут

-Сегодня мы познакомимся только с отрывком этой сказки.

-Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части. Почему?

-Верно. Сейчас я прочитаю вам отрывок сказки, а вы слушайте внимательно и следите за текстом. Возьмите в руку карандаш и по ходу чтения отмечайте непонятные слова, позже мы их разберем, ведь Александр Сергеевич писал древним, не совсем понятным для нас языком.


-Кто может назвать мне главных героев этой сказки?

Как жили старик со старухой?

Что хотел сказать автор строчкой «Ровно тридцать лет и три года»?

 

-А теперь давайте начнем читать сказку все вместе.

Читать будем по частям.

 

-В первую очередь нам необходимо разобрать все непонятные слова. Какие слова с этой части вызвали у вас затруднение?

 

 

-Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
 

Слушают чтение учителя

 

 

 

 

-Старик, старуха, золотая рыбка

-бедно, в ветхой землянке

-что так бедно они живут уже очень долго

 

Ветхая — старая

Землянка — углубление в земле, вырытое для жилья

Невод — рыболовная сеть

Тина — водоросли

Молвит — говорит

Откуп — плата, выкуп

Рассмотрите иллюстрации на странице 95. Какая из них подходит для первой части? Почему? Докажите строчками из текста.

-Какие эмоции испытал старик, когда поймал эту рыбку?
Что могло его удивило?

-Какова была реакция старика на мольбу рыбки?

-Такая черта называется бескорыстие, то есть, способность совершать добрые поступки, не ожидаю ничего взамен.

Что еще можно сказать о характере старика?

Как вы думаете, почему старик отпустил рыбку, ведь это он остался без еды?

 

Давайте читать дальше.

Какая иллюстрация походит к этой части?

 

Бранить- ругать

Простофиля — глупый, несообразительный человек

 

Что означает выражение «великое чудо»? Почему старик говорит о рыбке именно так?

 

Такие необыкновенные, волшебные, необычные для реальной жизни являются основным элементом для сказок.

 

Почему старуха начала ругать старика?

 

 

 

-Нужно прочитать дальше, чтобы узнать, решился все-таки старик попросить у рыбки корыто.

 

Надобно — нужно

Смилуйся — прояви милосердие, сжалься, не ругайся

 

Найдите иллюстрацию к этой части. Вернитесь на страницу 95, посмотрите на иллюстрацию к первой части, присмотритесь к ним, сравните, можно ли увидеть что-то необычное? Найдите строчку об этом в тексте.

О чем это говорит?

 

-Как обращается старик к рыбке? Почему?

 

-Последняя часть, которую мы прочитаем сегодня.

 

Пуще — сильнее

Корысть — выгода

 

Как отреагировала старуха на новое корыто?

Была ли она благодарна?

Чего она захотела дальше?

-Слева, тк на ней изображено, как старик вытаскивает невод с золотой рыбкой

-страх, испуг

-то, что рыбка говорила

-он отпустил ее без выкупа

 

 

-добрый, милосердный, великодушный

-из-за того, что она говорила, он отнесся к ней, как к человеку

 

 

-справа, на ней старуха ругает старика.

 

 

 

-Великое чудо — то-то нереальное, невозможное. Потому что рыбка умела разговаривать, а это необыкновенно.

 

 

 

-потому что он отпустил рыбку, ничего не попросив, хотя во многом нуждался. С помощью рыбки он мог улучшить свою жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

-На первой иллюстрации небо чистое, море спокойное, а на второй — небо синее, на море — сильные волны.

 

-происходит что-то неладное, какое-то недовольство

- «Государыня Рыбка», он относится к ней с уважением.

 

 

 

 

-снова начала ругать старика

-нет, наоборот

-попросить новую избу

Физминутка

Море очень широко,
Море очень глубоко.
Рыбки там живут, друзья,
А вот воду пить — нельзя.

широко разводят руки в сторону.

Нагибаются, коснувшись руками пола

выполняют движение «Рыбка»

разводят руки в сторону

 

Продолжение основной части

Что можно сказать о характере старухи, какая она?

 

А какой старик?

 

 

-Давайте заполним таблицу с характером старика и старухи. Один человек — одна характеристика любого из героев.
(Старик: добрый, бескорыстный, покорный; старуха: жадная, сварливая, злая).

 

Эта таблица нам сейчас очень пригодится. Предлагаю прочитать сказку выразительно по ролям, с помощью интонации передавая характер своего героя.

-злая, жадная, сварливая, только ругается, ищет везде выгоду

-добрый, покорный (выполняет все ее просьбы), бескорыстный, милосердный, уважает живых существ.

 

 

 

 

 

 

 

Чтение сказки по ролям у доски

 

Подведение итогов. Рефлексия

Наш урок подходит к концу, пора подводить итоге.

С творчеством какого автора мы сегодня знакомились?

Какую сказку начали читать?

Кто является главными героями этой сказки?

Очень кратко перескажите сюжет прочитанных отрывков.

Какие новые слова узнали? Что они обозначают?

Назовите мне основную особенность всех сказок.

 

Какой волшебный элемент в этой сказке?

 

Что вы можете сказать о характере главных героев?

 

-А.С. Пушкин

-Сказка о рыбаке м рыбке

-Старик, старуха, рыбка

 

 

-Волшебное, необычное для реальной жизни

-Говорящая рыбка, способная исполнять желания

 

Организованный конец урока. Домашнее задание

-Я помню, что вы любите рисовать и часто это делаете, поэтому, ваше домашнее задание — выбрать любую из прочитанных частей и нарисовать в тетради к ней свою собственную иллюстрацию.

-Спасибо за урок, вы все большие молодцы! До свидания!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literaturnomu_chteniyu.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №583 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по предмету «Литературному чтению»

УМК «Школа России»

2 класс

Автор: Боцорога Жанна Валерьевна,

Учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2021

Дата:21.10.2021
Тема:
 «Сказка о Рыбаке и рыбке»

Цель: познакомиться с первой частью сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Задачи:

а) обучающие:

- учить анализировать литературных героев сказки, оценивать их поступки на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

-формировать у детей умения выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок

б) развивающие:

-развивать умение аргументировать свою позицию при анализе текста

-развивать мыслительные операции (анализ и синтез) в работе с текстом

в) воспитывающие:

-воспитывать интерес к анализу текста и любовь к сказкам на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Оборудование:

Для учителя — учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс 1 часть, презентация, пособия — кластер «Жизнь А. С. Пушкина» и таблица «Характеристика героев сказки»

Для учеников - учебник Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 класс 1 часть

№ этапа п/п

Этап урока

Время

I

Организационный момент

1 мин

II

Актуализация знаний

4 мин

III

Определение темы урока. Целеполагание

1 мин

IV

Основная часть

18 мин

V

Физкультминутка

1 мин

VI

Продолжение основной части

14 мин

VII

Подведение итогов. Рефлексия

5 мин

VIII

Организованный конец урока. Домашнее задание

1 мин

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

1 минута

-Здравствуйте, дети! Рада снова видеть вас. Проверьте, чтобы на вашей парте было все необходимое — сегодня вам потребуется только учебник и дневник. Если у вас все на месте, можете садиться.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, садятся за парты.

-формирование навыка самоконтроля, организации своего рабочего места

Актуализация знаний

4 минуты

Для начала давайте вспомним, о чем или о ком вы говорили на прошлом уроке?

-Что вы запомнили о жизни и творчестве Александра Сергеевича? Назовите по одному известному вам факту.

-Здорово, многое знаете. Но сегодня для нас важно то, что Александр Сергеевич писал сказки. Может, кто-нибудь назовет мне его известные сказки?

-об Александре Сергеевиче Пушкине

-родился 6 июня 1799г в Москве

-учился в Царскосельском Лицее

-любил осень

-воспитывался няней Ариной Родионовной

-друзья Иван Пущин и Вельгельм Кюхельбекер

-писал сказки

-Сказка о Попе и работнике его Балде

-Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

-Сказка о золотом петушке

-Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

-Сказка о рыбаке и рыбке

Определение темы урока. Целеполагание

-Верно! Сегодня мы познакомимся с одной из этих сказок. Откройте страницу 6 учебника и прочитайте, с какой именно.

Итак, чем мы сегодня будем заниматься?

-познакомимся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

-умение ставить цель

Основная часть

18 минут

-Сегодня мы познакомимся только с отрывком этой сказки.

-Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части. Почему?

-Верно. Сейчас я прочитаю вам отрывок сказки, а вы слушайте внимательно и следите за текстом. Возьмите в руку карандаш и по ходу чтения отмечайте непонятные слова, позже мы их разберем, ведь Александр Сергеевич писал древним, не совсем понятным для нас языком.


-Кто может назвать мне главных героев этой сказки?

Как жили старик со старухой?

Что хотел сказать автор строчкой «Ровно тридцать лет и три года»?

-А теперь давайте начнем читать сказку все вместе.

Читать будем по частям. 

-В первую очередь нам необходимо разобрать все непонятные слова. Какие слова с этой части вызвали у вас затруднение?

-Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Слушают чтение учителя

-Старик, старуха, золотая рыбка

-бедно, в ветхой землянке

-что так бедно они живут уже очень долго

Ветхая — старая

Землянка — углубление в земле, вырытое для жилья

Невод — рыболовная сеть

Тина — водоросли

Молвит — говорит

Откуп — плата, выкуп

Рассмотрите иллюстрации на странице 95. Какая из них подходит для первой части? Почему? Докажите строчками из текста.

-Какие эмоции испытал старик, когда поймал эту рыбку?
Что могло его удивило?

-Какова была реакция старика на мольбу рыбки?

-Такая черта называется бескорыстие, то есть, способность совершать добрые поступки, не ожидаю ничего взамен.

Что еще можно сказать о характере старика?

Как вы думаете, почему старик отпустил рыбку, ведь это он остался без еды?

Давайте читать дальше.

Какая иллюстрация походит к этой части?

Бранить- ругать

Простофиля — глупый, несообразительный человек

Что означает выражение «великое чудо»? Почему старик говорит о рыбке именно так?

Такие необыкновенные, волшебные, необычные для реальной жизни являются основным элементом для сказок.

Почему старуха начала ругать старика?

-Нужно прочитать дальше, чтобы узнать, решился все-таки старик попросить у рыбки корыто.

Надобно — нужно

Смилуйся — прояви милосердие, сжалься, не ругайся

Найдите иллюстрацию к этой части. Вернитесь на страницу 95, посмотрите на иллюстрацию к первой части, присмотритесь к ним, сравните, можно ли увидеть что-то необычное? Найдите строчку об этом в тексте.

О чем это говорит?

-Как обращается старик к рыбке? Почему?

-Последняя часть, которую мы прочитаем сегодня.

Пуще — сильнее

Корысть — выгода

Как отреагировала старуха на новое корыто?

Была ли она благодарна?

Чего она захотела дальше?

-Слева, тк на ней изображено, как старик вытаскивает невод с золотой рыбкой

-страх, испуг

-то, что рыбка говорила

-он отпустил ее без выкупа

-добрый, милосердный, великодушный

-из-за того, что она говорила, он отнесся к ней, как к человеку

-справа, на ней старуха ругает старика.

-Великое чудо — то-то нереальное, невозможное. Потому что рыбка умела разговаривать, а это необыкновенно.

-потому что он отпустил рыбку, ничего не попросив, хотя во многом нуждался. С помощью рыбки он мог улучшить свою жизнь.

-На первой иллюстрации небо чистое, море спокойное, а на второй — небо синее, на море — сильные волны.

-происходит что-то неладное, какое-то недовольство

- «Государыня Рыбка», он относится к ней с уважением.

-снова начала ругать старика

-нет, наоборот

-попросить новую избу

Физминутка

Море очень широко,
Море очень глубоко.
Рыбки там живут, друзья,
А вот воду пить — нельзя.

широко разводят руки в сторону.

Нагибаются, коснувшись руками пола

выполняют движение «Рыбка»

разводят руки в сторону

Продолжение основной части

Что можно сказать о характере старухи, какая она?

А какой старик?

-Давайте заполним таблицу с характером старика и старухи. Один человек — одна характеристика любого из героев.
(Старик: добрый, бескорыстный, покорный; старуха: жадная, сварливая, злая).

Эта таблица нам сейчас очень пригодится. Предлагаю прочитать сказку выразительно по ролям, с помощью интонации передавая характер своего героя.

-злая, жадная, сварливая, только ругается, ищет везде выгоду

-добрый, покорный (выполняет все ее просьбы), бескорыстный, милосердный, уважает живых существ.

Чтение сказки по ролям у доски

Подведение итогов. Рефлексия

Наш урок подходит к концу, пора подводить итоге.

С творчеством какого автора мы сегодня знакомились?

Какую сказку начали читать?

Кто является главными героями этой сказки?

Очень кратко перескажите сюжет прочитанных отрывков.

Какие новые слова узнали? Что они обозначают?

Назовите мне основную особенность всех сказок.

Какой волшебный элемент в этой сказке?

Что вы можете сказать о характере главных героев?

-А.С. Пушкин

-Сказка о рыбаке м рыбке

-Старик, старуха, рыбка

-Волшебное, необычное для реальной жизни

-Говорящая рыбка, способная исполнять желания

Организованный конец урока. Домашнее задание

-Я помню, что вы любите рисовать и часто это делаете, поэтому, ваше домашнее задание — выбрать любую из прочитанных частей и нарисовать в тетради к ней свою собственную иллюстрацию.

-Спасибо за урок, вы все большие молодцы! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по математике во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Прямой угол.

План-конспект урока по математике во 2 классе (Программа «Школа России»).Тема урока: Прямой угол (урок-путешествие).На уроке учащиеся знакомятся с прямым углом, закрепляют вычислительные навыки, разви...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока: В. Гаршин «Лягушка- путешественница»

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. Тема урока: В. Гаршин "Лягушка- путешественница". УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России "Имя прилагательное как часть речи " (вводный урок).

Имя прилагательное как часть речи (вводный урок)для 2 класса по УМК "Школа России" по ФГОС.Педагогическая задача: способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, уг...

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Умножение числа 2 и на 2 (урок 1)

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Умножение числа 2 и на 2...

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Умножение числа 2 и на 2. (урок 2. продолжение)

Конспект урока по математике во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Умножение числа 2 и на 2. (урок 2. продолжение)...

Конспект урока по музыке во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Сказка-опера «Три медведя»

Конспект урока по музыке во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Сказка-опера «Три медведя»...