Игровая деятельность в ГПД. Из опыта работы (Статья) .
статья (2 класс)

Ерофеева Татьяна Аркадьевна

Автор этой статьи не ставит своей целью рассмотреть все аспекты игровой деятельности в жизни ребенка, а именно младшего школьника. А только осмыслить и поделиться опытом применения игровой деятельности в период нахождения детей младшего школьного возраста в группе подленного дня.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность в ГПД. Из опыта работы.

Статья для ресурса www.nsportal.ru                          Автор : Ерофеева Татьяна Аркадьевна

г.Санкт-Петербург                                                                                2022 год

«Отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию»,- так в своем труде «Психология развития ребенка» устанавливает место игры и игровой деятельности в жизни ребенка выдающийся отечественный ученый Лев Семенович Выготский. Он же утверждает, что «игра – источник развития и создает зону ближайшего развития».

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определённого набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребёнка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребёнка найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

В своей практической работе воспитателя ГПД я, изучив и проанализировав возможности использования игровой деятельности в процессе раскрытия и развития потенциала младших школьников, пришла к выводу о том, что  в настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологией. К таким технологиям можно отнести игровую технологию.

Игра может быть включена в любой вид деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра - не только развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра - это средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

У детских игр есть психологические особенности. В литературе игра рассматривается как:

1. Особое отношение личности к окружающему миру.

2. Особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная реальность.

3. Социально заданный ребёнку и усвоенный им вид деятельности.

4. Деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребёнка.

5. Социально-педагогическая форма организации детской жизни.

Проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский,  П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн,  Д.Б.Эльконин, в зарубежной педагогике и психологии – .Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта. Ребёнок, мало играющий, теряет в своём развитии, так как в игре, по выражению Л.С. Выготского, “ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя”

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания воспитателем функций и классификации педагогических игр. Г. К. Селевко предлагает следующую классификацию педагогических игр:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

3. Согласно Селевко по характеру игровой методики  педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения

Автор этой статьи не ставит своей целью рассмотреть все аспекты игровой деятельности в жизни ребенка, а именно младшего школьника. А только осмыслить и поделиться опытом применения игровой деятельности в период нахождения детей младшего школьного возраста в группе подленного дня.

Как известно, в группе продленного дня существует режим. Главными режимными моментами, в которых уместно использование игровой деятельности , являются прогулка на свежем воздухе и досуговая деятельность в школе.

Использование игры во время прогулки необходимо, т.к. именно здесь дети нуждаются в организации своей подвижной деятельности.

Существует огромное количество игр, которые я первоначально разучиваю с детьми ( в начале учебного года).  Впоследствии  дети могут самостоятельно, под наблюдением педагога, играть. Назову эти игры: «Выше ноги от земли», «Пуговица», «Болтающийся вагон», «Охотники и утки», «Монах в синих штанах», «Третий лишний», «Удочка», «Самый гибкий», «Цвет», «Копия памятника». Это веселые, активные игры, развивающие выносливость и физическкую силу играющих. Это динамичные игры, способствующие развитию реакции и координации движений. Среди них большинство – командные, групповые.

Отдельной строкой следует отметить игры-кричалки, такие как «Как чихает слон» или «Итальянские болельщики». Более уместно проводить такие игры  во время прогулки.

Игра должна быть доступна детям. В свободное досуговое время у ребенка должен быть выбор занятия игровой деятельностью. Будь то настольные развивающие игры, коллективная игра в классе или на прогулке.

В повседневной жизни дети не очень-то следуют правилам. Они не всегда им понятны, почему в той или иной ситуации необходимо действовать так, а не иначе, почему происходят те или иные события, и чем взрослые руководствуются в своих действиях. Но в игре все меняется. Игра всегда идет по правилам. Их может установить взрослый, организующий игру, или правила сами возникают в сознании детей. В игре «по правилам» жизненная ситуация становится понятной и очевидной для детей. Если девочки играют в «дочки-матери», они начинают действовать по правилам «мамы», ведут себя, как «мама»

И в этой ситуации можно проследить первый парадокс в игре на который указывает Л. С. Выготский : «ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, то есть он делает то, что ему больше всего хочется, так как игра связана с удовольствием. В то же время научается действовать по линии наибольшего сопротивления: подчиняясь правилам, дети отказываются от того, что им хочется, так как подчинение правилам и отказ от действия по непосредственному импульсу в игре есть путь к максимальному удовольствию».

Работая воспитателем, убедилась, что ролевые игры, такие как «Мафия», «Дедушка», «Я Татьяна была пьяна…», Садовник» позволяют детям в большой степени социализироваться, в них очень высокий уровень коммуникации, развитие творческого потенциала.

Именно ролевые игры  востребованы и пользуются популярностью у младших школьников.

По моим наблюдениям, особое место в современной игровой деятельности обучающихся в начальной школе занимает игра-фэнтези. Это ролевая игра, имеющая сходный сюжет с известной детям  игрой компьютерной на сюжет известных совеременных детских мультфильмов. Дети сами распределяют роли, выбирают по необходимости водящего. Следят за тем, чтобы все соблюдали правила игры.

Конечно же, на прогулке уместны и чисто спортивные игры, такие как футбол, волейбол, забрасывание мяча в баскетбольное кольцо. А также  с портивные игры соревновательного характера.

Использую в своей практике игры на внимание: «Азбука», «Шишки, желуди, орехи», «Брито-стрижено» ,»Камень, колодец, полотно, ножницы», «Суша-вода», «Птица, рыба зверь», «Да и нет не говорить», «Нос – пол – потолок» и многие другие. Эти развивающие игры способствуют тренировке зрительной памяти, развивают внимание. Игра «Сочиняем стишата» развивает творческое мышление, чувство рифмы и ритма, «Слова на заданную тему» - развивает память и мышление.

Несомненно, высока роль в воспитательной программе  педагога-воспитателя ГПД интеллектуально-развивающих игр.

Это и литературные игры,  драматические инсценировки известных литературных произведений или сказок, басен. Они  формируют интерес к чтению у учащихся. Цель таких игр - формирование познавательного интереса у детей, развитие индивидуальных способностей, освоение навыков коллективной деятельности.

Игры на комбинирование: это такие игры, как танграм,  игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и другие - предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять отдельные предметы

К интеллектуально-развивающим играм также относятся КВНы, викторины, аттракционы, конкурсы и т.д.

Важно, проводя такие игры, особенно конкурсы, КВНы обязательно рефлексировать: проводить награждение команды-победителя, оценивать игру и команды, и отдельных игроков. 

Использование накопленного опыта и постоянное обновление арсенала игровой деятельности поможет мне способствовать развитию творческой активности и интереса школьников к познанию, чему уделяется особое внимание в свете модернизации образования по новому ФГОСу.

Резюмирую. Огромно значение игр во внеурочной деятельности. Игровая деятельность помогает сплотить детский коллектив. Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, учатся справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Использование игр как средства воспитания стимулирует познавательный интерес ребёнка.

Таким образом, игра - это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения и воспитания. Организовывая и вовлекая детей в различные виды игровой деятельности, мы всесторонне развиваем детей не так, как нам удобно преподносить материал, а как детям удобно и естественно его взять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы:статья-выступление" Использование здоровье-сберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения"

Выступление на пед.совете  " Использование здоровье-сберегающих технологий  в процессе обучения свнедрением ФГОС нового поколения"...

Формирование УУД через проектно исследовательскую деятельность младших школьников (из опыта работы)

В данной статье описывается работа по формированию универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников....

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....

Статья на тему "Игровая деятельность учащихся как вид самостоятельной работы на уроках"

Статья на тему "Игровая деятельность учащихся как вид самостоятельной работы на уроках"...

Выступления на педсовете: Тема: «Формирование оценочной деятельности младших школьников» ( из опыта работы)

ФГОС  устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным ...

Статья "Развитие речевой деятельности младших школьников (из опыта работы)"

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека. В этой работе представлены некоторые формы и виды работ, которые будут способствовать ...