Рабочая программа кружка "Живое слово"
рабочая программа (4 класс)

Яхонтова Елена Павловна

Программа кружка "Живое слово" на 34 часа для 4класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoe_slovo.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                               «Основная общеобразовательная школа с.Полевое»

      СОГЛАСОВАНА                                                                                           УТВЕРЖДЕНА

     Зам. директора по ВР                                                                      Приказ директора школы

______Л.В. Таратыгина                                                                   «___»__2021 г .№ __            

«__»____2021 г.                                                        

Программа внеурочной деятельности

«Живое слово»

для учащихся 4 класса

на 2021-2022учебный год

Составитель:

 Яхонтова Е.П. – учитель начальных классов.

с. Полевое, 2021 г

Пояснительная записка

        Рабочая  программа внеурочной деятельности «Живое слово»  была разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения / под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2011).  Рабочая программа составлена  с учетом следующих нормативных, инструктивных и методических документов, обеспечивающих организацию образовательного процесса:

  • "Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).
  • "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  • "О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  • "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях" / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  • "Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
  •  Письма  Комитета образования ЕАО от 25.06.2020 №14-2163"Об организации образовательной деятельности в 2020-2021 учебном году"
  • Приказ МКОУ "ООШ с.Полевое" от 25.06.2020 г №130 "Об утверждении ООП на 2021-2022 учебный год"

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Кружок «Живое слово» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковые занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа рассчитана на проведение занятий во внеучебной деятельности в 4  классе  - 1 час в неделю, всего 34 часа в год. В связи с праздничными днями и неполными рабочими неделями произошло уплотнение материала: объединены занятия №23 и №24 «Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.» и «Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой.»; №25 и №26 «Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.» и Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.; №30 и  №31  «Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».» и «Детские газеты и журналы»;№33 и №34 «Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.» и «Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользованием библиотекой».

        Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус,  формировать культуру чувств, общения, создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг, расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов, формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений

Задачи программы -  развивать у детей сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• развивать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, поэтический художественный слух детей,

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

 • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике,

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно развивать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

Ценностные ориентиры содержания кружка.

Содержание программы кружка «Живое слово» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик- читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа кружка — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Планируемые результаты:

           

Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественные.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения            программы кружка.

 В результате освоения программы кружка «Как хорошо уметь читать» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

 — осознавать значимость чтения для личного развития;

 — формировать потребность в систематическом чтении;

 —использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

 — уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

—уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

 — уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

 — прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); — составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; — пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения: 

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

 — оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

 — высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

 — участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

 - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. 

Универсальные учебные действия: 

находить книгу в открытом библиотечном фонде;

— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

 —сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

 — формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

 — характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

 — сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

— слушать и читать книгу, понимать  прочитанное;

— пользоваться аппаратом книги;

— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

 — систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке

Содержание программы

Страницы старины седой (4 ч)

Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.

Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.

Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».

Крупицы народной мудрости (4 ч)

Сборники произведений фольклора.

Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».

Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.

Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).

Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».

Мифы народов мира (2 ч)

Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.

Работа с системным каталогом.

Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Русские писатели-сказочники (3 ч)

Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение. А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).

Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).

«Книги, книги, книги» (4 ч)

Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.

Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».

Книги о детях и для детей (3 ч)

Дети - герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.

Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.

Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».

Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

 Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)

«Хранители слов» - словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».

Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

Родные поэты (3 ч)

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».

Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.

Мир книг (4 ч)

Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.

Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк А.Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».

Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги».

Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

Тематическое планирование

№ п.п.

Название раздела

Количество часов

1

Страницы старины седой

4

2

Крупицы народной мудрости

4

3

Мифы народов мира

2

4

Русские писатели-сказочники

3

5

«Книги, книги, книги…»

4

6

Книги о детях и для детей

3

7

Словари, справочники, энциклопедии

3

8

Родные поэты

3

9

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

4

10

Мир книг

4

Итого:

34

                  Календарно-тематическое планирование

Название темы

Дата

По плану

По факту

1

Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.

7.09

2

Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.

14.09

3

Библия. Библейские предания.

21.09

4

Творческая работа: история книги.

28.09

5

Героические песни о героях России. Песня-слава.

5.10

6

Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове.

12.10

7

Русь великая в произведениях фольклора.

19.10

8

День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.

02.11

9

Мифы народов мира. Книги-сборники.

09.11

10

Мифологические герои.

16.11

11

Мир сказок: сказки народные и авторские.

23.11

12

Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок».

30.11

13

Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

07.12

14

Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники.

14.12

15

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

21.12

16

Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользованием библиотекой

11.01

17

Книги, типы книг. Справочный аппарат книг.

18.01

18

Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы»

25.01

19

Дети — герои книг писателей XIX века.

01.02

20

Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др.

08.02

21

Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков.

15.02

22

«Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

22.02

23

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.

01.03

24

Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой.

25

Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.

15.03

26

Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.

27

Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

05.04

28

Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.

12.04

29

Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге.

19.04

30

Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».

26.04

31

Детские газеты и журналы.

32

Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.

10.05

33

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

17.05

34

Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользованием библиотекой

Методическое обеспечение:

1. Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2010

2.Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родное слово"

Рабочая программа рассчитана для 2 класса.  Требования новых стандартов соблюдены....

рабочая программа по литературному чтению для 3 класс "Живое слово З.И.Романовская

Материал представляет собой поурочно-тематическое планирование по литерутурному чтению к учебнику З.И.Романовской "Живое слово" 3 класс...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...

Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2 классе "Превращение слов" 2 класс

Рабочая программа факультатива "Превращение слов" соответствует требованиям ФГОС. Она предназначена для учащихся 2 класса, но может быть использована и для3-4 классов. Программа расчитана на 1 год. В ...

Рабочая программа "Доброе слово" по дополнительному образованию

Актуальность данной программы заключается в том, что духовно-нравственное воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека. Нравственные чувства детей играют огромную роль в их ж...