Воспитательное занятие "Что такое доброта?"
методическая разработка (1, 2, 3 класс)

Зубарева Юлия Анатольевна

Воспитательное занятие для обучающихся начальной школы. Ход занятия: история и традиции празднования Дня доброты, обсуждение притчи о доброте, тематические игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota.docx257.46 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА                                                                                                      ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

«ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?»                                                                                                                  

                                                           

                                                                Подготовила и провела занятие

                                                              педагог дополнительного образования

                                                              Зубарева Юлия Анатольевна

                      17.02.2022

Целевая аудитория:                                                                                                                         воспитанники творческого объединения «Фантазия» и «Кукольная страна»

Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном нравственном качестве человека и необходимости для прогресса общества

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить обучающихся с понятием «добро», «добрый человек», «вежливость», с основными чертами доброго человека, закреплять знания о вежливых словах, развивать познавательную активность учащихся, расширять понятийный словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание);

Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять); развивать логическое мышление, память, связную речь, умение цивилизованно общаться друг с другом, развивать умение анализировать и формулировать

Воспитательные: пробуждать у детей стремление совершать добрые дела; способствовать формированию доброго и уважительного отношения к людям, умения видеть в каждом человека. Формировать понимание необходимости уважения личности каждого; навыки поведения, соответствующие принятым в обществе нормами поведения. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми                                                                                                        

Ожидаемые результаты:                                                                                                   -расширение и систематизация знаний  обучающихся о нравственной категории «доброта»                                                                                                                                        -приобретение практических навыков проявления доброты в делах и общении                                                                                                                                                    -достижение эмоциональной отзывчивости и развитие рефлексивных действий

 Предварительная работа: обучающимся было дано задание- найти заголовки статей в новостных лентах о добрых поступках

Музыкальное сопровождение-детская песенка «Что такое доброта» («Лёлик и Барбарики»)

                 План занятия:                                                                                                  

           Приветствие, объявление темы

1. Беседа                                                                                                             2. Игра «Вежливые слова2                                                                                                                                3. Задание-игра «Найди синонимы»                                                                                                4. Упражнение «Рассказ о хорошем человеке»                                                                     5. «Хорошие новости» (домашнее задание)

6. История и традиции праздника «День доброты»                                                                                           7. Заключение. Рефлексия                                                                                           8. Творческое задание

                                                                                   

1.Беседа                                                                                                                                        

Притча:

«Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.                                                                                                      — Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.                        — Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — темный. Понимаешь?                                                                                                                — Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?                                                                                                             Старый индеец едва заметно улыбнулся:                                                                                            — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

ОБСУЖДЕНИЕ

Слово педагога:

-Нас с детства учат доброте. Нам читают о ней сказки. Помните Теремок"? В него пускали всех, кто просил. Было тесно, но никому не отказали, разрешив разделить кров.                                                                                                                      -Как вы понимаете, что такое доброта? Ответить на вопрос вам помогут  стихи:

Что такое доброта?

Вымыть миску у кота,

Напоить водой цветок

Он ужасно одинок,

Починить сестре игрушку,

Пропустить вперёд старушку,

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме,

А девчонке незнакомой,

Донести портфель до дома.

От тепла и доброты,

Распускаются цветы,

Согревает всех она,

Словно лучик из окна.

(И. Полюшко)

Ответы детей:

-помогать другим                                                                                                                               -не оставлять в беде                                                                                                                              -делать добрые дела

Слово педагога:

Верно! Она проявляется                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           -в семейных отношениях,                                                                                                          -отношениях с друзьями,                                                                                                         -одноклассниками,                                                                                                      -в отношениях с природой  (растениями, животными...)                                                                  -в отношениях с соседями..

            В ОТНОШЕНИЯХ СО ВСЕМ МИРОМ!

А делать добро необходимо чтобы получить похвалу, благодарность, поощрение или подарок?

Ответы детей:

-не нужно ничего ждать взамен                                                                                                    -добро нужно делать просто так, по желанию…

Слово педагога:

Правильно! Доброта- это хорошие поступки, которые совершаются бескорыстно. И часто спонтанно, самопроизвольно. Просто у человека возникает в этом потребность, желание.

Доброту вы дарите,

От души и спонтанно,                  

И пусть этот поступок

Не покажется странным!

Ты делай добро

И не требуй наград –

И будет тебе

Каждый встреченный рад,

Ведь ласка приятна

И кошке, и львице,

К тебе же добро

Возвратится сторицей!

                     В. Хромова

Слово педагога:

-Проявлять своё доброе отношение нужно и словами, только искренними словами! Думаю, такие слова вам всем известны. Их ещё называют "вежливыми словами". Давайте поиграем с этими совами

2. Игра “Вежливые слова”

Педагог начинает фразу, а дети продолжают:

– Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)

– Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)

- Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)

– В разных странах на прощанье говорят … (До свидания.)

– В лесу зазеленеет даже старый пень, когда услышит … (Добрый день.)

-А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)

3.Задание-игра «Найди синонимы»

Подумайте и запишите синонимы к слову "доброта".                                                        Читаем ответы: понимание, любовь, отзывчивость, забота, оказание помощи...

Слово педагога:                                                                                                                                        Я дополню ваши ответы: сострадание, милосердие, великодушие... А какие конкретные поступки по проявлению доброты вы совершаете?

Ответы детей:                                                                                                            по выходным готовлю завтрак- делаю бутерброды для мамы и папы, наливаю чай; помогаю в уборке дома и двора; мою посуду; выношу мусор; к праздникам готовлю сюрпризы; присматриваю за младшей сестрёнкой; помогаю бабушке и дедушке сажать и поливать огород; радую всех хорошими оценками; кормлю кошку; гуляю с собакой...

Слово педагога:                                                                                                                Молодцы! Думаю, не перечесть всех ваших добрых дел. Добрые люди- это люди счастливые. С добрым приятно общаться, с ним хочется дружить. В каждом ли человеке есть доброта? Конечно! В каждом из нас в той или иной степени развито чувство доброты. Что вы можете сказать доброго и хорошего о членах нашего творческого объединения?

 4.Упражнение «Рассказ о хорошем человеке»

 У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться к рассказу. Вы самостоятельно выбираете человека из группы. Ваш рассказ должен быть кратким и конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что вы цените в человеке, о котором рассказываете.

 Итоги упражнения:                                                                                                                                             Каково чувствовать себя в роли слушателя? Что было самым сложным?              Каково чувствовать себя в роли рассказчика? Как вы себя чувствовали, когда человек говорил о вас?                                                                                                                          А теперь о хороших новостях.

5. Проверка и обсуждение с обучающимися домашнего задания.

Примеры найденных детьми заголовков статей о проявлениях доброты:

- В Омске таксист подставил под удар свою машину, чтобы спасти пешеходов                                                                                                                               -Петербургские экологи вернули пойманного в центре города зайца-русака лес                                                                                                                               -Неравнодушные жители Челябинска спасли детей, которые провалились под лед                                                                                                                               -Жители Ижмы вытащили из заснеженного болота увязшего по шею оленя (Республика Коми)                                                                                                                              -Петербургские автомобилисты спасли щенка из-под колес машин                                                                                                                             -Волонтёры нашли костыли сломавшему ногу мальчику в Вологде

Слово педагога:                                                                                                     Трудно ли было найти "хорошие" новости?

Ответы детей: "Очень трудно!", "В основном новости о преступлениях", " Много рекламы о продаже каких-либо изделий", "Много сообщений о пандемии, госпитализации и смертности от Covid-19"...

6. История и традиции праздника «День доброты»

Слово педагога:                                                                                                                           -Вы правы. Наше общество, всё человечество остро нуждается в доброте. Даже учреждён праздник-День доброты. Он был введен в 1998 году Всемирным движением доброты, организациями разных стран. Цель празднования — делать добрые дела и пропагандировать доброту, бескорыстно помогать людям. Столь важный праздник нужен народу: это повод проявить милосердие и сострадание, запомниться другим и оставить приятный след в их сердце.                                                                                                                                            Расскажу об истории и традициях праздника. В 1997 году волонтеры объединились и стали именовать себя «Всемирное движение доброты». Добровольцы стали основой организации, и 13 ноября 1998 года провели первое собрание в Токио. Участники были из разных стран: Японии, Австралии, Великобритании, США, Сингапура, Канады, Таиланда. Несмотря на разные культуры, они все были объединены одной целью — творить добро на всей Земле. Позже к празднованию Дня доброты присоединились другие страны. А в 2000 году участники этого движения выступили с предложением проводить праздник доброты. Инициатива была принята и поддержана. Праздник имеет свой символ — открытое сердечко. По словам ученых, добрые люди живут дольше, реже болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями и даже ощущают себя лучше, а свою жизнь считают полезнее.                                                           В России праздник был впервые проведен  в 2009 году. Все желающие могли написать записки с пожеланиями пожилым людям, живущим в интернатах, перечислить деньги в фонды, помочь детям из детских домов или родителям, чьи дети тяжело больны и нуждаются в дорогостоящем лекарстве. Таким образом они совершили добрый поступок, помогли нуждающимся людям, сделали шаг к улучшению мира.                                                                               К 2022 году у праздника сложились и закрепились определенные традиции. Ежегодно отряды волонтеров приглашают добровольцев, желающих присоединиться к движению. Люди собирают маленькие или уже ненужные вещи и отдают их в детские дома и нуждающимся. Проводятся благотворительные вечера, марафоны и собрания. Мастера и мастерицы проводят мастер-классы и рынки, на которых собирают деньги для благотворительных фондов. Для тяжелобольных детей, жизнь которых зависит от дорогостоящих лекарств или операции, в этот день собирают пожертвования. В городских центрах и парках проводят аукционы и концерты в помощь людям. В поликлиниках проводят мероприятия по сбору крови для переливания. Некоторые организации открывают бесплатные столовые для бездомных и малоимущих, предоставляют места для ночлега и помогают с поиском работы или подработки. Нередко творческие люди (музыканты, актеры, артисты и аниматоры) посещают детские дома, общаются с детьми, дарят им подарки, развлекают, поют и показывают спектакли. Все желающие собираются в этот день и делают благородные и полезные для общества и природы поступки. Например, собирают мусор во дворах, в лесах, возле водоемов. Занимаются сбором макулатуры, после чего относят ее в пункты переработки бумаги, чем спасают несколько тысяч деревьев или даже целые леса.                                                                                               А сегодня, 17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Это международный праздник. Это праздник не столько про благотворительные организации, сколько про личный вклад. Небольшое доброе дело по силам каждому.                                                                                                                  Как провести этот день?                                                                                               Если вы не знаете, чем заняться в этот день, прочтите список добрых дел:                                                                                                      -организуйте субботник- уборку улицы или хотя бы подъезда                                                 -окажите помощь пожилым людям: навестите соседей в возрасте, предложите им свои услуги                                                                                                                                                   -окажите помощь бездомным или малоимущим, такие есть в каждом регионе                                                   -возьмите на передержку или приютите животное, маленьких щенков и брошенных котят на улице огромное количество                                                                                    -спросите у работников церкви, куда можно направить помощь                                                           -поделитесь постами людей, требующих помощи, на своих страницах в социальных сетях                                                                                                                                                                              -самое простое —расскажите на своих страницах социальных сетей о празднике и призовите виртуальных друзей присоединиться, таким образом Вы будете пропагандировать праздник и увеличивать объём совершаемых добрых дел.                                                                                                                    

7.Заключение. Рефлексия                                                                                                    Слово педагога:                                                                                                                                Мы говорим о доброте. Как вы думаете, кто счастливей, человек добрый или злой? (Ответы детей)                                                                                                             Доброта-это ценнейшее качество. Её проявление- добрые дела, поступки и даже чувства делают человека счастливей. Мы говорили, как важна наша доброта в нашем близком окружении. А важно ли доброта для целого общества? (Ответы детей) Если в обществе, например, в нашем государстве, будет царить доброта, взаимопомощь, бескорыстие, искренность- шансы на выживание, развитие и прогресс будут выше. Давайте представим, если бы каждый на Земле стал бы чуточку добрее...                                                                       Ответы детей:                                                                                                                                       -не было бы нищих и бомжей                                                                                                            -больных людей было меньше, а здоровых больше                                                                       -не было бы войн...

8.Творческое задание:                                                                                                                                                        сделайте и подарите друг другу бумажные сердечки с пожеланиями.                       Творите добрые дела и делайте мир лучше!

         

ИСТОЧНИКИ:

-https://rosuchebnik.ru/material/konspekt-zanyatiya-dobrota-zhivyet-povsyudu-dlya-detey-starshey-gruppy--16585/

-https://www.b17.ru/blog/278365/

- https://tsvetyzhizni.ru/shkatulka_sokrovisch/detskie-stixi/dorogoyu-dobra-dobrye-stixi-i-pesni.html

- https://vk.com/wall-189917397_7104

- https://poembook.ru/contest/1501-chitayut-deti/poem/122269-chto-takoe-dobrota%3F

https://yandex.ru/video/preview/?text=детская%20песенка%20что%20такое%20доброта%20лелик%20и%20барбарики&path=yandex_search&parent-reqid=1648119258622672-10982254424274499032-vla1-3705-vla-l7-balancer-8080-BAL-8680&from_type=vast&filmId=14827101624993985484


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное занятие Что такое хорошо и что такое плохо?

Воспитательное занятие предназначено для младших классов .Цели: раскрыть понятия  "хорошо" и" плохо";воспитывать положительные черты характера....

Воспитательное мероприятие " Что такое милосердие"

Воспитательное мероприятие " Что такое милосердие" в форме круглого стола....

Конспект воспитательного мероприятия "Что такое дружба"

Формирование понятие "дружба",развитие навыков межличностного общения...

Сценарий воспитательного мероприятия. Игровая программа к 23 февраля "Есть такая профессия..."

Содержание игровой программы направлено на расширение знаний и представлений детей о самой почетной и уважаемой профессии настоящих мужчин - профессии военного -  защитника своей Родины; Дети узн...

Воспитательный проект "Мы такие разные"

ull;Формирование у детей младшего школьного возраста нравственных ориентиров на основе  национальных традиций и  толерантного отношения к людям разных национальностей....

Воспитательное занятие - практикум «Что такое милосердие?» 2 класс

Конспект воспитательного занятия разработан для 2 класса.  Советую использовать как материал для классного часа,  занятия по внеурочной деятельности или воспитательного занятия во время прод...

Воспитательный час: "Что такое хорошо и что такое плохо"

Воспитательный час: "Что такое хорошо и что такое плохо"...