Роль классного руководителя в формировании личности учащегося (Из опыта работы учителя начальной школы МБОУ СОШ № 34 г.Ставрополя Титаренко П.Я.)
статья

Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче.И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Роль классного руководителя в формировании личности учащегося  (Из опыта работы учителя начальной школы  МБОУ СОШ № 34 г.Ставрополя Титаренко П.Я.)

          Возвращаясь своё детство,  каждый из нас чаще всего вспоминает школу, события, связанные жизнью в ней. С добротой и искренностью вспоминаешь о тех учителях, с которыми или связаны радостные минуты общения: доверительный разговор, решение конфликтов  и т.д., были просто интересными личностями. Чаще всего в этой ситуации вспоминаешь классного руководителя, про которого  говорят «вторая мама». И, действительно, классный руководитель ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.                                                                                                                                    

      Руководство воспитательным процессом – это трудный,но интересный процесс познания другой личности через  познание его проблем,характера,мира увлечений; это стремление быть нужным каждому и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

        Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче.И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.   

     Мной, как классным руководителем, на протяжении последних четырех  лет решались следующие воспитательные задачи:

 -воспитание любви к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям;

 -воспитание стремления к доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности;

- воспитание  интереса  к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствование к развитию нравственного и духовного мира детей;

- воспитание  самостоятельности,  формирование умения отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.

- формирование  правосознания ученика, его  гражданской позиции.

- пропаганда здорового образа жизни, любви к физкультуре и спорту.

- организация  сотрудничества и взаимодействия обучающихся, учителей и родителей.

Основные положения моей воспитательной системы:

-Индивидуальный подход в воспитании. Создание условий для раскрытия индивидуальности личности всех субъектов образовательного процесса – главная задача развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.   В своей практике  подбираю   мероприятия разные по содержанию и направленности, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни. Дети в классе организованны, ответственны. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что  чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.

-Творческий союз. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность каждого учащегося класса. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в той или иной деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по совершенствованию и самостроительству своего «Я», которое происходит не только в школе, но и в семье. И хотя часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят, но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта.  

- Работа с родителями.Поэтому отдельным пунктом моей работы- это работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями   на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка  к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей. Работа  классного руководителя вряд ли будет успешна без поддержки других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные   действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка.  Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования.

Системность в работе. В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы   является той первичной клеточкой,  из которой   складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти  ту   форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу   различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким - то причинам. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д. Внеклассная работа должна использоваться для включения учащихся в различные формы морально-познавательной деятельности, для проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своей совокупности глубже осмыслить вопросы нравственности. В моём арсенале имеется система  классных часов, целью которых является – воспитание нравственности. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности.  Обеспечение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности осуществляется через систему спортивной и физкультурно-оздоровительной работы - участие в  различного рода   спортивных мероприятиях, участие в общешкольных Днях здоровья .

     Как же реализуется моя работа? Она  реализуется в четыре этапа.

1 этап. Проектирование воспитательной работы (1 класс).

Изучение потребностей, интересов, личностных характеристик детей, родителей; определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива:

-изучение состава семей и индивидуальных особенностей детей;

-организация родительского всеобуча;

-работа с активом класса: выбор классного актива, командира, формирование микрогрупп «Солнышко», «Огонёк», «Улыбка», анкетирование «Мое поручение», анкетирование,

выявление лидеров, социометрия.Кл. собрание «Права и обязанности школьника», «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Успехи и неудачи  школьной жизни

-праздники «Рождение коллектива», « Умники и умницы»;  «День именинника», «Прощай,первый класс!», «День матери»,«День защитника Отечества» «Дело мастера боится»,выставка поделок, сделанных руками родителей;

- традиции:

1) традиция «теплых писем»,поддержка, сочувствие, одобрение;                                                             2)  «Добрые советы»                                                                                                                                    -экскурсии, походы, посещение театров;

-участие в школьных делах («Осенний бал», спортивный праздник, «Твори добро»).

2 этап. Апробирование воспитательной работы с классом (2 класс).

Укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы», апробирование форм и методов совместной деятельности, рождение коллективных традиции и ценностей:

-диагностирование семей и учащихся класса «Удовлетворенность школьной жизнью» анкетирование «Мое поручение», анкетирование,

выявление лидеров, социометрия.;

- классные часы: « Я и мой класс», «Я познаю себя», «Обсуждаем результаты совместной деятельности»

-КТД « Чистый четверг»,  «Помоги зимующим птицам», « Письмо солдату», конкурсы, викторины;                                                                                                                                            -родительские собрания;

-классные праздники «День пожилого человека», «День здоровья», «Веселые старты»;

-дни правовых знаний, знакомство с Конституцией, правами ребенка;

-акция «Я - гражданин России»;

  1. этап. Реализация воспитательной работы с классом.

Создание условий для работы  в заданном режиме, классный коллектив выступает как часть единого школьного коллектива начальной школы , объединенного общей целью, общей деятельностью. Происходит рост самоуправления в каждой личности школьника и коллектива в целом; развитие познавательного интереса учащихся, формирование нравственной позиции, чувства гордости и любви к Родине. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива:                      -диагностирование семей и учащихся «Профессия моей мамы», «Кем я хочу стать»;

-классные часы, направленные на  воспитание  интереса  к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствование к развитию нравственного и духовного мира детей;

- внеклассные мероприятия «Интеллектуальное шоу», «День именинника»;

-защита социального проекта «Дети России»;

-дни правовых знаний, знакомство с Конституцией, правами ребенка;

-акция «Я - гражданин России»;

  1. этап. Обобщающий  (4 класс).Соотношение результатов реализации программы с по

ставленными целью и задачами;определение перспектив и путей дальнейшего развития учащихся, работы классного коллектива;нацеливание классного коллектива на поиск новых идей, способов обновления жизнедеятельности; создание условий для самоконтроля, саморазвития, самореализации. 

      Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Я стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.

Классное руководство стало для меня потребностью, порой трудоемкой и тяжелой, но оно наполнило мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми!

Литература

1.Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. и др. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск»,1999

2.Белик Н.Н., СидоркинаС.Л., Евдокимова Н.Р., Кузьминова М.П. Сб. Самый, самый, самый классный. Нижний Новгород, 2003

3.Закон  Российской Федерации «Об образовании». М., Издательство Приор, 2004

4.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л., Соколова Е.И. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Москва, 1997

5.Классный руководитель. Научно-методический журнал. 2003-2008

6.Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., образовательный центр «Педагогический поиск», 1999

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Материалы МО. "Роль классного руководителя в формировании у учащихся навыков здорового образа жизни"

Материалы МО. "Роль классного руководителя в формировании  у учащихся навыков здорового образа жизни"...

Роль классного руководителя в формировании личности младшего школьника коррекционной школы 8 вида.

Роль классного руководителя  в развитии личности младшего школьника посредством   постоянного изменения содержания и форм работы с детьми, планирования содержания работы детского коллек...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Роль классного руководителя в становлении личности (из опыта работы)

Анализ работы классного руководителя в рамках реализации ФГОС...

"Современные методы и приёмы формирования творческой личности". Из опыта работы учителя начальных классов.

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтения. Современные методы и приёмы формирования творческой личности...