Внеурочное занятие «Международный день родного языка (21 февраля 2022)» (3 класс)
классный час (3 класс)

Варга Виктория Дмитриевна

Цель занятия: создавать систему знаний у обучающихся о русском языке, о его ценностях, а также культуре.

Задачи:

- познакомить с праздником, посвященный родному языку;

- совершенствовать мышление детей;

- воспитывать бережный подход к русскому языку.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки «Я – знаю!», карточки «Найди слова».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка конспекта внеурочного занятия «Международный день родного языка (21 февраля 2022)» (3 класс)

Дата проведения: 21 февраля 2022

Цель занятия: создавать систему знаний у обучающихся о русском языке, о его ценностях, а также культуре.

Задачи:

- познакомить с праздником, посвященный родному языку;

- совершенствовать мышление детей;

- воспитывать бережный подход к русскому языку.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки «Я – знаю!», карточки «Найди слова».

Организационная структура занятия

I. Мотивационное начало занятия. Эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята! Сегодня классный час посвящен «Международному дню родного языка».

- А какой язык является для нас родным?

(Ответы детей)

- Именно о русском языке, мы и поговорим сегодня с вами. Международный день родного языка отмечается ежегодно 21 февраля. Он был учрежден в 1999 году, празднуется с 2000 года.

II. Самоопределение к деятельности. Определение темы. Постановка целей и задач.

Русский советский писатель, поэт и журналист, специальный корреспондент- Виктор Васильевич Полторацкий написал стихотворение «Слово о словах», послушайте.

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые.

То льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение

И слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные

Лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные,

А есть бесстыдно – грязные,

Одни помогут выпрямить,

Другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая,

Есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести

И самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено

Засеять душу зёрнами.

Так сей же не иначе, как

Чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми,

А добрыми, правдивыми.

Чтоб хлеб добросердечности

Давала нива вечности.

- О чем говорит Владимир Полторацкий в стихотворении?

(Ответы детей)

В стихотворении говорится о многообразии слов русского языка:

 «Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые.

То льстивые, фальшивые.»

Также необходимо правильно употреблять слова в речи, и н в коем случае никого не оскорблять, ведь «Слово – не воробей, вылетит не поймаешь».

III. Основная часть.

Турнир «Мальчишки и девчонки»

Итак, а теперь проверим мальчиков и девочек на знание русского языка в турнире «Мальчишки и девчонки». Разделитесь на 2 команды.

Турнир будет состоять из 3 этапов:

1 этап - «Я знаю!»

За один правильный ответ на вопрос вы будете получать по 1 баллу.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв? (10)

3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета?  (глагол)

4. Сколько гласных звуков в русском алфавите? (6)

5. Первый звук в слове ЯБЛОКО? (й)

6. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы

ЧТО? или     КТО?   (подлежащее)

7.  Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)

8.  Сколько слогов в слове ОКЕАН? (3)

9.  Какая часть речи обозначает действие предмета? (глагол)

10.  Первый звук в слове МЕЛ? (м)

11.  Какие буквы в русском алфавите не «дают» звуков? (Ъ и Ь)

12.  Как  называется  главный  член  предложения,  отвечающий  на  вопросы

ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? (сказуемое)

13. Слова какой части речи обозначают количество, счет предметов?

(числительные)

14. Первый звук в слове ШИШКА? (ш)

15. Как в предложении подчёркивается подлежащее? (одной чертой)

2 этап – «Загадки»

За каждую отгаданную загадку 1 балл.

  1. Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю... (Алфавит)

2. Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется... (Глагол)

3. Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Палочкой обозначаем

Сверху... (Ударение)

4. Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда?

Все просто... После слов тех — ... (Знак вопроса)

5. «Иван Родил Девчонку,

Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай,

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи.

Конечно, это... (Падежи)

6. А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно ... (Орфограммы)

7. Прочитали мы рассказ,

Попросил учитель нас

Проявить старание —

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок —

Вмиг придумал ... (Заголовок)

8. Такие буквы нелегко произнести,

Преграда — зубы и язык на их пути.

Их в алфавите 20 штук.

Они все разные,

А называются они ... (Согласные)

9. Если действие прошло,

То «прошедшее» оно.

Если действие сейчас,

«Настоящее» у нас.

Ну а если вдруг настанет,

«Будущим» оно вмиг станет. (Время)

10. Тридцать три буквы,

Сорок два звука,

 И этот язык,

Великий, могучий! (Русский язык)

3 Этап – «Найди слова»

Перед вами картинки. У двух команд разные картинки, в них вам нужно найти словарные слова, каждое найденное слово – 1 балл.

IV. Подведение итогов, обобщение и систематизация знаний.

Подсчитываются баллы, определяется победитель.

- Дорогие ребята! Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

V. Итог занятия. Рефлексия.

- Закончить мне хочется словами  русского писателя и переводчика

А.И. Куприна «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».