Статья на тему: "Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей с ОВЗ"
статья (3 класс)

Кузнецова Наталья Мироновна

Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с ОВЗ к жизни и к труду.

Вместе с тем ввиду специфических условий работы, связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанников во вспомогательной школе не может быть использован в полном объеме опыт работы с родителями учащихся, накопленный массовой школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kl_ruk.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей с ОВЗ

Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с ОВЗ к жизни и к труду.

Вместе с тем ввиду специфических условий работы, связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанников во вспомогательной школе не может быть использован в полном объеме опыт работы с родителями учащихся, накопленный массовой школой.

Наличие разных групп родителей обуславливает дифференцированный подход к работе по пропаганде медико-педагогических знаний среди них, более активное привлечение их к воспитанию аномальных детей, предполагает оказание действенной помощи в организации семейного воспитания и улучшения бытовых условий.

По мнению С.Д. Забрамной: “Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия”.

Педагог должен хорошо представлять себе формирующуюся роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.

Для выработки единых линий коррекционно-воспитательного воздействия школы и семьи на учащихся используются различные формы работы с родителями.

В методике воспитательной работы выделяется 4 формы совместной деятельности семьи и школы:

- Индивидуальная форма работы.

- Классные родительские собрания.

- Общешкольные собрания.

- Работа с родительским активом.

Все предложенные формы связи школы и семьи можно разделить на 3 группы:

Индивидуальные формы.

1. Посещение семьи на дому.

Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка.

2. Приглашение в школу.

Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался.

Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

3. Индивидуальные консультации педагога.

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

4. Переписка.

В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

Групповые формы.

1. Родительские лектории.

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе, сообщить знания из различных разделов дефектологии, дать практические советы и рекомендации по воспитанию умственно отсталого ребенка в семье и т.д.

Такая планомерная и целенаправленная работа под руководством квалифицированных педагогов-дефектологов дает возможность родителям глубже изучить индивидуальные психофизические особенности детей, выявить источники отклонения от норм поведения, более правильно подойти к решению педагогических задач, использовать рекомендованные формы и методы для их решения.

2. Тематические консультации.

Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, школьный врач, представитель правоохранительных органов и т.д.

3. Классные детские мероприятия.

В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.).

Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.

Коллективные формы.

1. Классные родительские собрания.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть.

Главное в отношении педагога с родителями – это доброжелательность. Нельзя обвинять родителей в чем-либо, т.к. после подобного отношения к себе родители не придут на собрание.

При работе с родителями необходимо соблюдать принцип опоры на все положительное. Педагоги знают, что у любого ребенка есть что-то хорошее, поэтому нужно обращать внимание родителей на этом, и пусть оно растет, вытесняя плохое.

2. Общешкольные родительские собрания.

Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы.

3. Родительские дни.

“День открытых дверей” предлагаю проводить один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских.

Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

4.Концерты.

Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику. Раз в месяц в школе проводятся праздники, концерты общешкольного уровня.

Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий.

Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.

5. Выставки работ.

Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.

Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д.

Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.

Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета. Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решает другие вопросы. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Школа и семья как партнёры в воспитании детей»

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Такое сотруд...

Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей.

            « Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги,         получает первые уроки жизни, а потом п...

Сообщение по теме: «Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ».

Сообщение на РМО по теме: «Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ». Из опыта работы учителя начальных классов при обучении детей с ОВЗ....

Статья на тему "Взаимодействие семьи и школы"

Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы...