Экологическая квест-игра по станциям "Юные экологи" для обучающихся 1-4 классов
классный час

Цель: создание условий для формирования у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.

Задачи:

- формировать систему знаний об экологических проблемах;

- развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде.

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

- формировать умение решать проблемные ситуации, развивать поисковую деятельность  по  подбору эффективных способов для решения задач;

- активизировать словарь (сортировать, контейнеры, макулатура, фильтрация.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx1.24 МБ
Файл kvest_igra_yunye_ekologi.docx98.38 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МОУ «Каменская основная школа»

Экологическая квест-игра

«Юные экологи»

Разработчик:

Кузнецова Анна Александровна

2021г

Цель: создание условий для формирования у детей основ ответственного отношения к окружающему миру и представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.

Задачи:

- формировать систему знаний об экологических проблемах;

- развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде.

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

- формировать умение решать проблемные ситуации, развивать поисковую деятельность  по  подбору эффективных способов для решения задач;

- активизировать словарь (сортировать, контейнеры, макулатура, фильтрация.)

Описание: данная игра будет полезна педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, ведущим объединения и кружки экологической направленности.  Игра экологической направленности,  рассчитана на участие трех команд.

Участники: 1-4 класс

Место проведения: база школы.

Форма проведения: экологическая квест-игра.

Время мероприятия: 35 минут.

Оборудование: маршрутный лист, раздаточный материал, ветки, грамоты.

Сценарий экологической квест-игры по станциям «Юные экологи»

Организационный момент проходит в игровом зале,  где собрались все команды:

(звучит музыка «Звуки природы»)

Голос за кадром на фоне слайда:

Запомните заповеди юного эколога:

  • не только смотри, а наблюдай,
  • не шуми, а слушай и понимай,
  • не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым, птицам, животным.

Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом.

Ведущий: Дорогие друзья! Наверняка вы все любите путешествовать и ходить в поход. Я приглашаю вас поучаствовать в экологическом квесте «Юные экологи». Наша игра пройдет по станциям.

Ваша задача состоит в том, чтобы пройти маршрутный лист, выполняя поочерёдно задания на каждой станции.  Вам предстоит пройти 8 станций, на вы получите определенное количество баллов. Так же вам за правильное выполнение задания будут выдаваться буквы, из которых вы в конце составите ключевое слово нашей квест-игры(ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Наше жюри подсчитает количество баллов, заработанное вами, и выявит победителя сегодняшней игры. Давайте же поприветствуем их:

ФИ__________________________________________.

Перед началом квеста вы должен своим командам дать названия и девиз. Он должен быть связан с нашим мероприятием!

Даю вам время подумать!

(Ребята дают названия командам и придумывают девиз)

Время вышло, мы готовы услышать ваше слово!

(Приветствие команд)

Итак, каждая команда сейчас получит маршрутный лист, по которым вам нужно следовать.

В нём отмечены  8 станций:

  1. Станция «Зеленая аптека»
  2. Станция «Горизонт»
  3. Станция «Костровой»
  4. Станция «Жалобная книга природы»
  5. Станция «Лесная тропа»
  6. Станция «Не спеши выкидывать»
  7. Станция  «Вред для природы»
  8. Станция «Экологический десант»

Время для прохождения каждой станции – 5 минут, потом переходите на другую станцию.

Когда пройдёте все станции подходим ко мне и сдаём путевой лист. Ждем все команды.

За путевыми листами приглашаются командиры от каждой команды.

И мы начинаем!

Желаю всем удачи!

Ход квеста:

  1. Станция «Зеленая аптека»

Чтобы выжить в лесу надо знать какие полезные свойства имеют разные растения. Сейчас я буду читать описание лекарственных растений, вам нужно отгадать их названия. За каждый правильный ответ 1 балл.

  • В древности соком этого растения лечили глазные болезни. Было даже такое поверье, что ласточки собирают сок этого ядовитого растения и им лечат глаза детям, которые родились слепыми. А чтобы вывести бородавку, надо смазывать её соком этого растения 2 раза в день. И поступать так до её исчезновения. Назовите это растение. (чистотел)
  • О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Это растение используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно эффективно при лечении авитаминозов, атеросклерозов, малокровия. Считают, что оно способно снижать содержание сахара в крови. Очень полезно похлестать себя веничком при приступах радикулита, заболеваниях суставов. Назовите это растение. (крапива)
  • Это дерево не лишено целебных свойств. Настой из коры этого дерева есть лучшее средство против простуды, ломоты и лихорадки. Молодые листочки лечат заболевания суставов, они легко снимают боль. Являются противовоспалительным средством при ожогах и опухолях. Назовите это дерево. (осина)
  • Эта ягода растёт на моховых болотах, её плоды содержат аскрбиновую, лимонную и яблочную кислоты. В народной медицине используются все части растения. Их используют при гастритах, заболеваниях почек. Плоды хороши при кашле, высокой температуре, почечно-каменной болезни. Они обладают мочегонным, противолихорадочным действием. Назовите эту ягоду. (морошка)
  • Какой кустарничек, с одного края нарастая, с другого отмирая – живёт 100 лет? Ягоды этого растения можно хранить очень долго в свежем виде или их просто замачивают водой. Имеют целебную силу и ягоды, и листья кустарничка. Они обладают бактерицидным действием, т. е. способны уничтожать микробы. Растение понижает кровяное давление, им лечат болезни печени, почек. Ягоды полезны при гастритах с пониженной кислотностью желудочного сока, при язве желудка. (брусника)

  • Ещё древнегреческий врач Гиппократ указывал на лекарственные свойства плодов этого кустарника. В 16 – 17 веках плоды данного растения заготавливали для военного ведомства. В то время лучших средств для лечения раненых воинов не было. Назовите этот кустарник. (шиповник)
  • Ягоды этого растения обладают кроветворной способностью, стимулируют пищеварение, лечат болезни почек, органов дыхания. Сок или растёртые плоды широко применяют наружно для лечения лишаев, экземы, ими сводят веснушки и пигментные пятна. Листья, цветки и плоды уничтожают болезнетворные микроорганизмы. Назовите эту ягоду. (земляника)
  • Эта ягода растёт на моховых болотах, её плоды содержат аскорбиновую, лимонную и яблочную кислоты. В народной медицине используются все части растения. Их используют при гастритах, заболеваниях почек. Плоды хороши при кашле, высокой температуре, почечно-каменной болезни. Они обладают мочегонным, противолихорадочным действием. Назовите эту ягоду (Клюква).
  • Ещё в самые стародавние времена — это дерево называли деревом четырёх дел: 1 дело – мир освещать, 2 дело – крик утишать, 3 – чистоту соблюдать, 4 – больных исцелять. Назовите это дерево (Берёза). 
  • Это -  удивительное дерево. Всё в нём полезно. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветёт, и огромное количество пыльцы попадает в реки, её поедают мальки и маленькие рыбёшки. Отвар хвои этого дерева считается высоковитаминным. Хвою клюют лесные птицы, глухарь, например. Назовите это дерево (Сосна). 
  • Из настоя этих цветов в древности готовили «золотую воду» - эликсир против головных болей и сердцебиения. Ягоды этого цветка ядовиты. Цветок занесён в Красную книгу (Ландыш).  
  • Есть примета: если пчёлы роем гудят на этом цветущем дереве – завтра будет ясный день, так как цветки этого дерева выделяют нектар только в сухую погоду. Мёд, собранный с цветков этого дерева, красноватого цвета, очень ароматный, при засахаривании становится крупнозернистым и высоко ценится. Назовите это дерево. (рябина)

  1. Станция «Горизонт»

Юному путешественнику никак не обойтись без знаний ориентировки на местности без компаса. Ваша задача перечислить способы определения сторон горизонта и кратко их описать. За каждый способ дается по 1 баллу. Если отряд затрудняется ответить, вы имеете право на подсказки, но за 0,5 балла.

  • Муравейники с северной стороны более крутые, а с южной – пологие.
  • Мох на камнях и деревьях растет с северной стороны.
  • По направлению тени, когда солнце находится в наивысшей точке (в зените), оно показывает строго на юг.
  • По луне:

В первую 1/4 Луна ориентировочно расположена:

  • 19:00 – юг;
  • 1:00 – запад;

В полнолуние Луна ориентировочно расположена:

  • 19:00 – восток;
  • 1:00 – юг;
  • 7:00 – запад.

В последнюю 1/4 Луна ориентировочно расположена:

  • 1:00 – восток;
  • 7:00 – юг.
  • В Северном полушарии Полярная звезда всегда пребывает над северной точкой горизонта.
  • Если присмотреться к деревьям, то можно увидеть, что листьев с южной стороны больше и они более густые, на северной же стороне листьев меньше. 
  • С северной стороны древесная кора более темная и грубая. Лучше всего это наблюдается у сосны, лиственницы, березы, осины.
  • Обычно после дождя сосновые стволы темнеют с северной стороны дерева, что обуславливается вторичной коркой, быстрее нарастающей именно с северной стороны.
  • Грибы на деревьях чаще вырастают с северной стороны стволов.

  1. Станция «Костровой»

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/11/s_5df0d9574da9b/1287102_1.jpeg 

Чтобы сварить покушать и согреться путешественнику нужно знать, как развести костер, чтобы он не потух и горел как можно более эффективно. Сейчас вам надо построить из веточек разные виды костров, которые вы знаете и назвать его название. За каждый вид костра дается 1 балл.

  1. Станция «Жалобная книга природы»

Когда мы отправляемся в поход, мы не всегда думаем о природе, о том, как ей не навредить. И природа создала свою книгу жалоб, я прочту некоторые жалобы, а вам нужно догадаться кто их автор. За каждого угаданного автора 1 балл.

  • «Шестьдесят лет прожила я на свете, но прошлой весной подошёл ко мне юный турист и на стволе у меня вырезал слово: «Лёня» и мой сок вытек. Летом дачник подошёл и вырезал «Ваня», теперь под кору залезают разные вредные насекомые, и я погибаю». (береза)

  • «Сама знаю, что не красавица, живу я на болоте. Песни громко распеваю и комариков глотаю. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая». (жаба)

  • «Я – самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день я уничтожаю до 300.000 вредных насекомых. Но дети часто топчут меня ногами, разрушают моё жилище палками, а ведь мне больно. Пожалейте меня, я ведь приношу много пользы.» (муравей)

  • «Я – цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время: раскрываюсь ровно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера. Люди безжалостно рвут меня за красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в Красную книгу». (белая кувшинка)

  • «Я – представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направление своего бега. За это прозвали меня прыткой. Мальчишки часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится сидеть в банке. Если я хочу убежать от врагов, я отбрасываю свой хвост.» (ящерица)

  • «Я ни жив, ни мертв стою. До того запуган – шелестеть боюсь. Кидают в меня чем попало, палки и камни так и свистят. Это ребята жёлуди сшибают. Не могут дождаться, пока они сами на землю упадут. Весь я в царапинах и трещинах, все ветки мне повыкручивали, а сучки поломали». (дуб)

  • Мы самые красивые насекомые в мире. Не приносим никакого вреда. А из-за своей красоты страдаем. Очень часто люди видят что-то красивое и говорят: мне бы такое! Как хочется иметь такую красоту! Люди, остановитесь! Поймав нас, вы нарушаете закон. Ведь некоторые из нас очень редкие и занесены в Красную книгу. Не убивайте нас! (бабочка)

  • «Ох, не любят же меня люди. Голос, видите ли, им не нравятся и глаза, говорят у меня не красивые! Считают, что я беду приношу. А я всю ночь летаю - мышей добываю. А станет светло, спать лечу в дупло». (сова)

  • На земном шаре нет, пожалуй, такова существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (летучая мышь)

  • А нам как плохо живется – хуже некуда, хоть и не видно нас почти, а только слышно тонкий голосок. Каждый норовит нас обидеть. А ведь мы пользу приносим. Нашими личинками, которые мы откладываем в воде, питаются рыбы и разная водная живность. Но от нас все отмахиваются, пытаются убить. Хоть мы не кусаемся, а просто прокалываем кожу человека хоботком, чтобы выпить капельку крови, которая необходима самке. Только после этого она сможет отложить яички, из которых наши дети выводятся. (комары)

  • Ох, а мне как порой несладко приходится. Все меня обходят стороной, обижают меня. Говорят, что я злая и жгучая, сорняком обзывают. А из меня ведь и суп можно сварить, и салат приготовить. И как лекарственное средство я незаменима для того, чтобы волосы густыми да красивыми были, а отвар из меня- хорошего средства от кашля и полезен для желудка. (крапива)

  • Я очень быстрая и ловкая. Но и мне приходится нелегко в лесу. Часто бывает, что не хватает кормов и нам приходится уходить с обжитых мест. По дороге очень многие погибают от зубов хищников и от рук человека. Нас убивают из-за красивого меха. А сколько моих сородичей гибнет в лесных пожарах! (белка)

  1. Станция «Лесная тропа»

По лесу гулять пойдём -  листьев, шишек  наберём.

Соберите из элементов лист (шишку)  и соедините с названием дерева.  (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

  1. Станция «Не спеши выкидывать»

Наверняка, вы знаете, что есть вторичная переработка мусора. Но так же можно нашему мусору дать вторую жизнь. Ваша задача придумать различные способы использования мусора в быту. Другими словам «Дать мусору вторую жизнь». Например : Коробка из-под молока - использовать для выращивания рассады, сделать кормушку для птиц. Пластиковая бутылка - сделать воронку, поделку. (Дети вытягивают листочек :пустая консервная банка; лампочка, одноразовый стаканчик). За каждый ответ вы получаете 1 балл.

  1. Станция «Вред для природы»

Послушайте высказывание и ответьте на вопрос: «Что приносит вред  природе?». За каждый правильный ответ вы получите балл.

  1. Из неё получается много мусора. Её изобрели китайцы. У нас её получают из древесины. Она легко горит. На ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./
  2. Её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать. Предметы, сделанные из неё мало весят. Из неё производят  очень много игрушек; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым. /Пластмасса./
  3. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается;/Стекло./
  4. Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./
  5. Его много в городе, но мало в деревне; особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин; от него люди болеют, нервничают, громко кричат и его становится всё больше; его издают разные приборы и машины; он вызывает загрязнение окружающей среды. /Шум./

  1. Станция «Экологический десант»

Что бы идти дальше, я должна быть уверена, что вы умеете правильно вести себя в лесу.

Задание 1. Отвечайте «Да» или «Нет». За каждый правильный ответ вы получите балл.  

  1. Если мы придём в лесок, мы сорвём в лесу цветок. (Нет)        
  2.  Если съели пирожок, выбросим бумажку. (Нет)                
  3. Мусор дружно соберём и с собою унесём. (Да)                        
  4. Разведем в лесу костер, а тушить не станем. (Нет)                
  5. Очень сильно насорили и убрать забыли. (Нет)                        
  6. Кто-то ветку надломил – мы её подвяжем (Да)                        
  7. Громко музыку включать мы в лесу не станем (Да)                

Некоторые люди  после пикника в лесу оставляют за собой много мусора.

Во многих цивилизованных странах – существует раздельный способ сбора мусора. На улицах стоят мусорные контейнеры разных цветов. В них складывают соответствующий мусор. Ваша задача – рассортировать мусор.

Задание 2: Перед вами 4 контейнера разного цвета. Рассортируйте мусор.

БУМАГА

ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ

СТЕКЛО

ПЛАСТИК

МЕТАЛЛ

ОПАСНЫЕ

ОТХОДЫ

1.Синий  – бумага, газеты, журналы, картон.

2. 3еленый – пищевые отходы.

3. Желтый – банки, бутылки, пластик, металл.

4. Серый – опасные отходы (батарейки, лампочки, сломанные телефоны.)

Мусор (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Заключение:

Вы все молодцы, прошли все станции, сейчас у вас соберут маршрутные листы и подсчитав баллы мы с вами узнаем, какой отряд является победителем нашей экологической игры.

Подведение итогов, награждение команд.

Ведущий:

Друзья!

Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значить охранять Родину»

Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.

“ Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский.

Вот и подошёл финал нашей квест – игре, и мы жюри готовы объявить результаты!

Для вручения грамоты за 1,2,3 место приглашаются______________.

Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест–игра по правилам дорожного движения для учащихся 1 классов

  Занятие направлено на закрепление и пополнение у ребят знаний правил дорожного движения; формирование представления у младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижени...

Квест-игра "День великого сказочника Г. Х. Андерсена", 3 класс

Квест-игра "День великого сказочника Г. Х. Андерсена", 3 класс...

Экологическая квест- игра

Квест предназначен для учащихся начальных классов,проводится в форме соревнования между классами по параллелям....

Экологический квест-игра по станциям

Экологический квест-игра по станциям...

Открытое занятие квест-игра "Путешествие в космос" для учащихся 1-2 классов

Внеклассное занятие разработано для детей с нарушением слуха младшего школьного возраста ко дню космонавтики....

Статья "Экологическая квест-игра «В школьном дворе»"

Экологическая квест-игра «В школьном дворе»...

Квест-игра «Река Кама – главная река нашего края» (4 класс).

Знакомство с реками (с растениями и животными)   Пермского края. Углубление  и уточнение представления о родном крае....