"Дымковская игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста"
статья (1 класс)

Соболева Татьяна Евгеньевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина».

Родина, для каждого человека, воплощается в своих личных и дорогих сердцу образах: территории и природе, традициях, обрядах и просто в привычках народа, особенностях языка и быта, народно-прикладном искусстве и фольклоре.

Источником таких ярких образов для детей дошкольного и младшего школьного возраста является приобщение их к культуре своей страны.

В культуре каждого народа, как известно, есть игрушки, которые сопровождают ребенка на протяжении всего детства - это народные игрушки.

Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей.  Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей.

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста занимались: Н. Вершинина, Г. Л. Дайн, Е. А. Коссаковская, Н. Мироседина, Н. Мухотина, Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина, В. Б. Шапкина, Т. Шершнева и др. Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для патриотического воспитания детей. 

Детство – это время игры и нет ничего целесообразнее, как использовать народную игрушку в игровой деятельности детей для ознакомления с историей и культурой русского народа.

Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине.

Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство.

Блестящую художественную и педагогическую функцию в истории русского народного творчества представляет Дымковская глиняная игрушка.

В век научно-технического прогресса, информационных технологий и электроники народная игрушка стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка.

Я предлагаю в рамках клубного часа познакомить детей с русским народным творчеством и проведение мастер-класса по созданию Дымковской игрушки. В виду отсутствия глины и возможности обжига, мы будем делать Дымковскую барышню, используя подручные материалы-пластиковую бутылку и пластилин. С ходом проведения занятия можно ознакомиться в презентации.

Данное занятие дает возможность познакомить детей с историей возникновения Дымковской игрушки, с особенностью росписи, ее отличительными особенностями.

 Изготовление игрушки способствует развитию творческих способностей и коммуникативных навыков. Но самое важное, что народная игрушка способствует формированию патриотических чувств.

 Литература:

  1. Абраменкова, В. В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребёнок в игровой цивилизации. - М.: АСТ, 2001. - 148 с.
  2. В.И. Даль «Толковый словарь живого великого русского языка». – М.: Русский язык, 1978 г., 700с, Т. 2.1997г.
  3. Т.С. Комарова, «Народное искусство в воспитании детей». – М.: Педагогическое общество России, 2000 г., 256с.
  4. Ожегов С.И. «Словарь русского языка». – М.: Русский язык, 1989 г., 797с.
  5. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». – Киев: «Радянська школа», 1974г., 288с.
  6. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду». – М.: Просвещение, 1999 г.,79 с.
  7. Флерина Е.А., «Игра игрушка» - М .: Просвещение, 1974 г., 48 стр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дымковская игрушка1.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кофточки цветные, Юбки расписные, Шляпы трехэтажные – Статные и важные. ЗАГАДКА Дымковские барышни

Слайд 2

Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу. Это древний промысел, зародившийся еще 16 веке в слободе Дымково вблизи Вятки. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках игрушки-свистульки. История Дымковской игрушки

Слайд 3

Изначально д ымковцы изготавливали только фигурки животных – Медведей, лошадок, баранов, петухов. Они верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов.

Слайд 4

Для дымковской игрушки использовали цвета: желтый зеленый синий оранжевый розовый черный Роспись представляет собой броский, контрастный орнамент. О н состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек, клетки.

Слайд 5

Дымковская игрушка из пластилина и пластиковой бутылки

Слайд 6

Нам потребуется: 1. Горлышко пластиковой бутылки 2. Пластилин 3. Стек для пластилина

Слайд 7

Этапы работы: 1. Делаем юбку барышни 2. Делаем тело и руки 3. Делаем голову и кокошник барышни

Слайд 8

Вот такие барышни-модницы из пластилина и пластиковой бутылки можно сделать. Воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 547 Соболева Т.Е.

Слайд 9

Использовано : https://razvivashka.online/poznavatelnoe/istoriya-pro-dymkovskuyu-igrushku https://vk.com/wall-115417173_65269


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Представляемая   модель  развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...

Средства и методы преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Статья об опыте преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

Игра как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста

Важнейшая задача состоит в том, чтобы, формируя новые ценные для творчества качества, шлифуя навыки, не погубить прошлые приобретения: творческую активность,  нешаблонность восприятия, ассоциатив...

Игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Роль игрушки в воспитании детей дошкольного возраста....