«Формирование читательских интересов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
материал

Мантур Марина Валерьевна

В материале представлен опыт работы по фомированию читательских интересов у младших школьников с нарушением интеллекта. Описаны приемы повышения познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование читательских интересов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Учитель начальных классов: Мантур М.В

2022г.

Одним из способов улучшения качества жизни ребёнка с интеллектуальными нарушениями  является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определённом объёме знаний об обществе и умение достойно жить в нём. Усвоение ребёнком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Чтение помогает решать ряд задач, которые стоят перед специальной (коррекционной) школой. Ведь чтение, общение с книгой, которая является источником информации, способствует успешной адаптации таких детей в социуме. Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с нарушением умственного развития. Во-первых, чтение – это средство повышения уровня общего развития учащегося. Во-вторых, чтение влияет на развитие речи учащихся: они обогащают свой лексический запас новыми словами и оборотами речи, познают многообразие значений слова, его оттенков, чтение способствует развитию навыка монологической речи, обогащению ее элементами литературного языка. В-третьих, чтение оказывает и воспитательное воздействие: при чтении специально подобранной литературы у детей развиваются положительные нравственные качества, психика обогащается различными  переживаниями.

 У ребенка  с нарушением интеллекта   в силу своих психофизиологических особенностей интерес к  чтению, к познанию нового не возникает сам по себе. Чтение для них трудный и не всегда любимый вид деятельности. Сложности, с которыми сталкиваются дети при чтении, не делают этот процесс популярным. Чтение для детей с интеллектуальной недостаточностью - занятие трудное, во-первых, потому, что при этом требуется напряжение, во-вторых, потому, что при небогатом запасе слов и знаний им многое непонятно, в-третьих, потому, что интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, руководящие чтением, у них слабы. Они больше любят слушать и количество детей, которые доходят до самостоятельного пользования книгой, очень незначительно.

У детей моего класса наблюдался низкий интерес к чтению, слабая познавательная активность на уроках чтения, скудный словарный запас, отсутствие желания знакомиться с произведением, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного.

В процессе работы по повышению  интереса к чтению у учащихся  я использую различные формы, приемы и виды работ:

При знакомстве с художественным произведением дети с нарушением интеллекта не умеют получать удовольствие от интересной сказки или истории, не могут эмоционально реагировать на действия литературных персонажей и сопереживать им. Поэтому первичное чтение учителем любого произведения должно быть эмоциональным, грамотным, желательно театрализованным с помощью голоса.

Одним из популярных приемов повышения познавательной активности детей с нарушением интеллекта является использование видеоматериалов, мультфильмов по  произведениям, которые выбраны для чтения. После просмотра фильма, когда в процесс включается зрительское восприятие, детям легче понять внутренние связи между персонажами. Этот интерес поддерживается с помощью беседы и совместного обсуждения  увиденного и прочитанного.

     В нашем классе большой популярностью пользуются рисунки, которые дети стремятся нарисовать сразу после прочтения того или иного произведения. Этот вид  работы позволяет им вернуться к прочитанному, осмыслить полученную информацию, пережить вновь те события, которые они отобразили в рисунке. Дети с удовольствием  пересказывают отрывок из произведения, к которому нарисовали рисунок.

Использование игровых технологий на уроках позволяет сделать урок интересным для учащихся. Дети с большим удовольствием принимают в них участие. Например:
«Собери и расскажи сказку» Игра знакомит с сюжетами русских народных сказок. Учит детей  из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учит последовательно рассказывать сказку, развивает речь, обогащает словарный запас.

“Собери предложение”. Дети составляют предложения из слов. Затем находят это предложение в изученном тексте.
Использование настольных игр и пазлов по прочитанным произведениям.
Организация подобных игр и соревнований на уроках свидетельствует о том, что они стимулируют интерес учащихся к содержательной и языковой
стороне текстов, пробуждают с большей ответственностью относиться к
чтению.

   С целью совершенствования навыка самостоятельного чтения проводятся индивидуальные беседы с родителями о том, как лучше организовать чтение литературы дома каждому из учеников исходя из его индивидуальных возможностей. Каждому ребенку  подбираются книги для чтения дома в каникулы. Прочитанную литературу дети приносят в класс и составляют из книг тематическую выставку.

 Использование во внеурочной деятельности таких приемов как, драматизация художественного произведения, чтения по ролям, работа с иллюстрациями, придумывание продолжения к истории повышают уровень развития интереса к чтению у школьников. В ходе создания подобных игровых ситуаций на уроках, дети учатся выражать свое отношение к произведению и формулировать собственные выводы.

В классе был оформлен  уголок внеклассного чтения, где дети с легкостью находят интересующую их книгу.

Роль библиотеки в жизни детей с нарушениями развития переоценить невозможно. В первую очередь, это создание благоприятных условий для социализации, атмосферы доброты и внимания; «общение» с хорошей книгой способствует интеллектуальному и нравственному развитию.

Первое знакомство со школьной библиотекой происходит на экскурсии. Для детей здесь все необычно, ведь они попали в «книжное царство – мудрое государство». С этого момента педагог старается проявить интерес к каждому ребенку, следит, чтобы дети не уставали, не теряли радости от чтения, чтобы чтение не становилось еще одним заданием сверх уроков. Старается наладить с ними в дальнейшем тесный контакт, прививает любовь к книге. Это одна из самых сложных задач работы библиотекаря.

Большую роль в социализации ребенка с УО играют различные мероприятия, проводимые в библиотеках.  Это  беседы, библиотечные уроки.

Все вышеперечисленные приёмы  способствуют повышению  интереса к чтению  детей с интеллектуальными нарушениями, а педагог должен стремиться к тому, чтобы слушание и чтение художественного произведения стало для ребёнка радостью, удовольствием, игрой, учить любить читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль уроков внеклассного чтения для формирования читательской активности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

В данной методической разработке представлен материал по проведению уроков внеклассного чтения в 3-4 классах специальных (корекционных) школ VIII вида....

"Формирование читательских интересов у обучающихся с ОВЗ"

   Одним из способов улучшения качества жизни ребёнка с ОВЗ  является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определённом объёме знаний об ...

Формирование базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями на логопедических занятиях с использованием лингводидактического комплекса

Современные подходы к повышению эффективности обучения предпола­гают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жиз...

Картотека игр направленных на развитие познавательного интереса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

игры направлены на формирование познавательного интереса у обучающихся с нарушением интеллекта...

Дидактическая игра как средство формирования временных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

laquo;Дидактическая игра как средство формирования временных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»ВведениеВ современном обществе всё построено на точном расчёте времени. ...

«Особенности формирования сенсорных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Сенсорное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в целом, отстает по срокам формирования и проходит неравномерно....