программа наставничества
методическая разработка

Виноградова  Яна Андреевна

Программа наставничества– комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva_kursy.pptx245.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОГРАММА наставничества в профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ Выполнила: педагог-психолог МАОУ «СОШ с.Чапаево» Гуляева Я.А.

Слайд 2

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор – сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Слайд 3

Актуальность: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году, устанавливает, что обучающимся в образовательных учреждениях предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи. Государственные учреждения разных сфер не могут в полной мере компенсировать данную проблему, в том числе и в связи с формализованностью своей деятельности и соответствующим отношением к ним со стороны инвалидов и лиц с ОВЗ. По этой причине высокую значимость и важность приобретает сопровождение детей с ОВЗ наставниками с целью развития и поддержания их социального потенциала, навыков, стимулирования их активности в обществе, помощи в построении социальных отношений, понимания сути социальных ролей, социальных ожиданий, контактов. Высокую эффективность в этом направлении могут показать программы наставничества, так как они воздействуют на подопечных через дружбу, личный пример, чувство равенства, принятия и содействия.

Слайд 4

Получение лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Слайд 5

Программа разработана в соответствии с: Целевой моделью наставничества (Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися), в которой прописаны концептуальные обоснования наставничества, анализ лучших мировых практик, рекомендации к реализации разных форм наставничества. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации». Адаптированными основными общеобразовательными программами основного общего образования Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации;

Слайд 6

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

Слайд 7

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создать психолого-педагогические условия для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества.

Слайд 8

Задачи: раскрытие потенциала наставляемого; формирование жизненных ориентиров; повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в проектной и внеурочной деятельности; создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории; формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире создание условий для осознанного выбора профессии обучающимися и формирование потенциала для построения успешной карьеры;

Слайд 9

Основные функции профориентационной работы: информационно-просветительская (стимулирование и активизация осознанной ориентации учащихся в современном мире профессий, расширение кругозора в сфере профессиональных требований к конкретному специалисту); развивающая функция (развитие логического, критического, системного, прогностического мышления; активизация процессов самопознания, самодиагностики, а также процесса самообразования в сфере интересующих видов трудовой деятельности; создание условий для развития и саморазвития основных социально значимых и профессионально важных качеств личности); процессуально-формирующая функция (обеспечение адекватной соотнесенности индивидуальных возможностей, способностей обучающегося и требований выбранной профессии; формирование и развитие умений и навыков в области построения и реализации индивидуализированных планов своего профессионального будущего).

Слайд 10

Реализация программы наставничества разработана с опорой на следующие принципы: принцип научности принцип системности принцип стратегической целостности принцип легитимности принцип обеспечения суверенных прав личности принцип аксиологичности принцип продвижения благополучия и безопасности подростка принцип личной ответственности принцип индивидуализации и индивидуальной адекватности, принцип равенства признает, что программа наставничества реализуется людьми, имеющими разные гендерные , культурные, национальные, религиозные и другие особенности;

Слайд 11

Целевая аудитория: Обучающиеся с ОВЗ 8-9 классов Психологические особенности профессионального ориентирования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: учёт индивидуальных особенностей здоровья обучающихся; опережающая профориентационная инициатива педагогов; преодоление недоверия и пассивности в отношении профориентации; оптимальный баланс между добровольностью и обязательностью участия в профориентации; равноправное вовлечение в организацию профориентационной работы для формирования у них субъективности и активной жизненной позиции; информирование о профессиях, соотнесенное со способностями и склонностями обучающихся; учёт объективных возможностей профессиональной подготовки для людей с ограниченными возможностями здоровья; вариативность стратегического планирования профессиональной перспективы; психологическая подготовка к своевременному переходу от учебной деятельности к профессиональной; помощь в социализации.

Слайд 12

Ожидаемые результаты: достаточная информированность школьников о профессиях и путях их получения; сформированность у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности; сфрмированность у учащихся уверенности в социальной значимости труда , т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности; сформированность высокой степени самопознания школьника (изучение школьником своих профессионально важных качеств ); наличие у учащихся обоснованного профессионального плана (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей ); сформированность у школьников профессионально важных качеств, т. е. качеств, непосредственно влияющих на успех в профессиональной деятельности.

Слайд 13

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ: 1. Организационно-методическая деятельность: - Изучение психолого-педагогический литературы, эффективных пратик ; -подборка материалов и диагностических карт. 2. Работа с учащимися: - комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по профессиональному определению (по Пряжникову Н.С .; -консультации ( индивидуальные, групповые); -анкетирование; -организация и проведение экскурсий; -встречи с представителями предприятий, учебных заведений. 3. Работа с родителями -проведение родительских собраний, (общешкольных, классных, совместно с учащимися ); -индивидуальные беседы с родителями; -анкетирование родителей учащихся; - помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время; -

Слайд 14

Используемый инструментарий: Методика «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО, Е.А.КЛИМОВ ). Методика «Матрица выбора профессии» Г.В.Резапкиной . Активизирующий опросник «Как поживаешь ?» Пряжников Н.С. Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной ) Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007 . – с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества

Программа наставничества...

Программа наставничества

Программа наставничества...

Программа наставничества

Программа наставничества...

программа "Наставничество"

программа предназначена для работы с молодыми учителями педагогам- наставникам...

Программа наставничества

Программа наставничества...

Программа "Наставничество"

Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.      Задачи программы:активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации ...

Программа наставничества

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологи...