Внеурочное занятие «Славе – не меркнуть. Традициям – жить!»
методическая разработка (4 класс)

Конспект внеурочного занятия "Славе- не меркнуть. Традициям жить!". Учащиеся знакомяься с истоией возникновения акции "Бессмертный полк", изготавливают  штендеры с фотографиями для акции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

Класс

4

Учитель ФИО

Мишарина Юлия Сергеевна

Тема:

«Славе – не меркнуть. Традициям – жить!»

Направление внеурочной деятельности:

Военно-патриотическое

Цель:

Формирование компетенций гражданственности и пропаганда правовой культуры поведения младших школьников с целью сохранения в каждой российской семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны.

Задачи:

Обучающие

1. Познакомить учеников  с историей возникновения акции «Бессмертный полк».

2. Пропагандировать социальную значимость всероссийской акции «Бессмертный полк».

3. Продолжить формировать компетенции гражданственности: гражданское сознание и самосознание обучающихся, патриотизм; популяризировать гражданско-патриотическую активность.

4. Продолжить формировать навыки правовой культуры поведения.

Развивающие

1. Развивать такие познавательные процессы, как память и внимание.

2. Продолжить развивать  творческие способности.

3. Развивать восприятие и умение следовать заданным инструкциям.

4. Стимулирование процессов популяризации поиска и обобщения данных о родственниках и земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Воспитательные

  1. Воспитание у детей уважительного отношения к истории Отечества, к их семейной истории, ветеранам войны и труженикам тыла военных лет;
  2. Обучение корректному общению и положительным взаимоотношениям со сверстниками и старшим поколением, умению сопереживать окружающим;
  3. Развитие рефлексивно-оценочных действий;
  4. Развитие чувства коллективизма и сотрудничества.

Формирование УУД:

Личностные действия

  1. Положительное отношение к учению и познавательной деятельности;
  2. Желание приобретать новые знания и умения и совершенствовать имеющиеся;
  3. Желание осваивать новые виды деятельности;
  4. Умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя цели и запреты
  5. Ориентация в человеческих качествах, осознание значимости нравственных категорий.

Регулятивные действия

  1. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
  2. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  3. Планирование реализации задач;
  4. Умение использовать инструменты;
  5. Способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные действия

  1. Поиск и выделение информации;
  2. Осознанное и произвольное построение высказываний;
  3. Установление причинно-следственных связей;
  4. Усвоение общего способа действий;
  5. Создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные действия

  1. Умение полно и ясно выражать свои мысли;
  2. Планирование учебного сотрудничества;
  3. Осуществление взаимного контроля и взаимной помощи в ходе выполнения задания;
  4. Общение со взрослыми и сверстниками с целью поиска нужной информации.

Результаты:

Личностные результаты

  1. Обладают широкоймотивационной основой деятельности, которая включает учебно-познавательные и внешние мотивы;
  2. Умеют оценивать результат своей деятельности;
  3. Обладают внутреннейпозицией на уровне положительного отношения к занятию и теме занятия.

Метапредметные результаты

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают правильность выполнения действий (в частности штандарта);

Познавательные:осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; проявляют познавательную инициативу в сотрудничестве; умеют строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных задач; стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; умеют строить понятные высказывания; умеют задавать вопросы.

Предметные результаты

  1. Умеют осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках, анализировать ее и обобщать;
  2. Овладеют представлением об акции «Бессмертный полк»
  3. Овладеютобщеучебными умениями и универсальными действиями, отражающими учебную самостоятельность и познавательные интересы;

Оснащение занятия:

Зрительный ряд

презентация

Литературный ряд

Стихотворение «Дед, вставай!!!», автор Игорь Черников (написан на основе прозы из интернета).

Музыкальный ряд

Музыкальная композиция «Бессмертный полк». Композитор О. Газманов, 2018 г

Материалы

Тексты для упражнения «Лови ошибку», чистые листы бумаги для синквейна, маркеры, двусторонний скотч, заготовки штендеров, фотографии.

№ п/п

Этап занятия[1]

Цель

Деятельность учителя

(Содержание материала)

Деятельность учащихся

I. Вводная часть

1

Организация начала занятия

Акцентировать внимание на занятии, настроить детей на плодотворную работу и вовлечь учеников в образовательный процесс.

Приготовлена и проверена для воспроизведения презентация, приготовлено музыкальное оборудование, раздаточный материал. Столы объединены по три и разделены на две группы.

Учитель: Дед, вставай!

Посмотри, как мало осталось «твоих»

в этом честном строю!

Дед, вставай!

Через десять годков, что за лица

увидят мои дети 9 мая?

Кем будут гордиться?

Ты не встанешь, я знаю!

Но я пронесу твою честь!

Ведь я твоя кровь!

 Ведь я твоя память!

Дед я знаю, ты видишь, мы  в строю!

Здесь твой правнук с красавицей дочкой,

 и когда я уйду, встанут внуки его,

 потому что так надо и точка.

Занимают места за партами. Кладут на парты, заранее приготовленные,штендеры и фотографии родственников, участвовавших в Великой Отечественной  войне.

2

Проверка знаний, полученных на предыдущем занятии

Активизировать мыслительные операции и познавательные процессы, на базе которых будут усваиваться новые знания, выявить уровень усвоения предыдущего материала.

Учитель: Здравствуйте ребята! Наверное, вы уже догадались из моего выступления, что сегодня мы продолжим занятия, посвященные Дню Победы. Но о чем именно мы будем говорить, мы узнаем чуть позже. А пока предлагаю для вас занимательное упражнение «Лови ошибку».

Учитель раздает каждой группе тексты с содержанием материала предыдущего занятия.

Учитель:Ваша задача внимательно прослушать текст, затем прочитать его самим. И найти в тексте ошибочную информацию.

Учитель (читает вслух текст на карточках):

«Великая Отечественная война была самой жестокой и самой кровопролитной войной в истории России. 22 июля вдоль всех западных границ Советского Союза взвились ракеты и взревели залпы артиллерийских орудий. Великая Отечественная война- это шесть лет кровопролитных боёв. Но закончилась она для советского народа победой над главным врагом - французами. И день этой победы мы отмечаем 12 мая. А в память о павших войнах в 2018 году Сергеем Ивановым была организована акция «Бессмертный полк», которая собирает миллионы участников по всему миру».

- Приступайте к работе. Вспомните все то, с чем мы с вами знакомились на прошлом занятии нашего кружка, когда посещали наш школьный музей. А несоответствия в тексте подчеркните. Как закончите выполнять задание, мы с вами проверим и сверим количество найденных вами ошибок в обеих группах.

- Здравствуйте!

Ученики получают по одному тексту на группу.

Читают текст внимательно в группах. Начинается совместное обсуждение.

-Первое несоответствие- это продолжительность войны. Не шесть лет, четыре года. Выделяем.

-Я точно знаю, что мы победили не французов, а немцев. Это тожеошибочная информация.

-И День Победы мы отмечаем не 12 мая, а 9 мая.

-Ребята, мне кажется, мы не заметили еще один факт. Война началась не 22 июля, а 22 июня.

-А что вы знаете о «Бессмертном полку»?

-Однако нам этого еще не рассказывали. Давайте поставим знак вопроса над этой информацией.

-Выделяем тогда лишь 4 ошибки.

3

Актуализация знаний

Актуализировать знания, необходимые для работы над новым материалом.

Учитель:Ну что, сколько ошибок вы нашли?

-Правильно, их 4.

Учитель: Все верно. Молодцы что это заметили. Это так называемая скрытая ошибка. Установить ее мы можем, только изучив новый материал. Поэтому в конце занятия мы еще вернемся к нашим текстам, а пока отложите их в сторону.

-4 (зачитывают их).

-Но у нас возник вопрос. Мы не знаем, когда возник «Бессмертный полк».

4

Определение темы и цели занятия

Создать проблемную ситуацию с целью формулирования темы и цели занятия.

Учитель:Предлагаю вам прослушать отрывок музыкального произведения, и потом попробуем вместе ответить на вопросы.

Звучит песня О. Газманова «Бессмертный полк».

Учитель:Ребята, может быть, вы уже догадались какая сегодня тема нашего занятия?

Учитель:Вы совершенно правы. Поговорим сегодня об акции «Бессмертный полк» и о совсем новой традиции ходить с фотографиями своих родных войнов-победителей на шествие. Ведь не случайно тема нашего занятия сегодня «Славе - не меркнуть! Традициям - жить!!!».

Учитель: А для чего нам нужно это знать? Как вы думаете ребята?

Учитель: Да, все верно. Наша главная с вами цель- это развитие чувства гражданственности, патриотизма и сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны.

Ребята слушают внимательно отрывок произведения.

-Наверное, День Победы.

- Или парад Победы.

- Это шествие в День Победы под названием «Бессмертный полк».

-Чтобы помнить,кто сражался за нашу страну.

-Чтобы чтить память своих предков, которые участвовали в боях.

II. Основная часть

5

Усвоение новых знаний и способов действий

Создать содержательные и организационные условия для осмысления и первичного запоминания изучаемого материала.

Учитель:Акция «Бессмертный полк», посвященная Великой Отечественной войне, впервые прошла в Томске в 2012 году. Ее создателем считают Томского журналиста Сергея Лапенкова. В 2013 году на парадах в России, Казахстане и Украине портреты фронтовиков несли уже около 200 тысяч человек. А в 2019 году участников в России было около 10 млн.

«Бессмертный полк» - это гражданская инициатива. Участие в «Бессмертном полку» подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего деда, прадеда выйдет на парад 9 мая с фотографией солдата, чтобы принять участие в колонне «Бессмертного полка», либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся фотографию к вечному огню, либо иному памятному месту.

 Ключевая задача акции – чтобы дети знали историю своей семьи и сохраняли и передавали память о подвиге ветеранов своим детям и внукам.

Важно, чтобы люди увидели лица солдат Великой Отечественной. Участвовать в акции надо целой семьёй.

Для нашей школы акция «Бессмертный полк»- не просто слова.

Внимательно слушают

6

Первичная проверка понимания

Выявить уровень понимания нового материала

Учитель:А теперь предлагаю вам такой метод нашей работы, как синквейн.

Учитель:Синквейн- это пятистишие, в которое вы вкладываете самое основное из прослушанного только что материала.

1 строка - существительное;

2 строка – два прилагательных к нему;

3 строка – три глагола;

4 строка –фраза;

5 строка – синоним ключевого слова.

Ну что ребята, попробуем?

        

-Ну что, готовы ответить? Пожалуйста, первая группа.

- Молодцы ребята. А что скажет вторая группа.

-А что такое синквейн?

Работают в группах. Время работы 1-2 мин.

- Полк

Бессмертный и ежегодный

Проходит, идут, помнят

Наша семья участвует

Акция

-шествие

Памятное и добровольное

Помним, гордимся, идем

Ничто не забыто, никто не забыт

Парад

7

Закрепление знаний и способов действий

Выполнение продуктивных заданий с целью повышения уровня осмысления изученного материала.

- Все верно вы сказали, но мне кажется, мы забыли про один очень важный атрибут «Бессмертного полка».

- Да. Заготовки для них вы уже изготовили на уроке технологии. Сегодня нам осталось приклеить фотографии. Фото к штендеру крепим двусторонним скотчем. Под фото указываем фамилию, имя, отчество родственника, его звание и годы жизни.

- Это транспаранты или штендеры с фотографиями героев.

Ребята берут свои заготовки для штендера. Клеят принесенные фотографии: у кого-то отсканированные, у кого-то распечатанные, у кого-то портрет со стены. Если фотографии нет, просто делают надпись маркерами (7-8 мин.).

8

Обобщение и систематизация знаний

Усвоение ведущих и основных идей занятия на основе определения отношения к героям и событиям.

 Учитель:Все молодцы. Все справились с задачей. А сейчас, скажите, пожалуйста, свое отношение к всероссийской акции «Бессмертный полк».

 

- Участие в акции означает, что каждый из нас помнит свою историю и своих предков.

- Мы ходим в колонне, чтобы почтить их память и показать хороший пример окружающим.

- мне кажется, что эта акция вызывает одновременно много чувств – и радость, и гордость, и грусть.

9

Контроль и самопроверка знаний

Обеспечить развитие у учащихся способности к оценочным действиям.

Учитель:В начале занятия мы проводили упражнение «Лови ошибку». Возьмите сейчас в руки ваши карточки с текстом и постарайтесь найти еще неточности.

-Кто готов ответить? Что нашли?

Читают текст заново в группе.

- Первая неточность – это год создания акции. Правильно написать 2012, а не 2018.

- А еще неправильно указан основатель акции «Бессмертный полк». Им был не Сергей Иванов, а Сергей Лапенков, Томский журналист.

III. Заключительная часть

10

Подведение итогов занятия

Подвести итоги работы групп в частности и работы класса в целом, дать оценку проведенного урока.

Учитель:Ребята, я хочу продемонстрировать вам мой штендер, изготовленный для памятного шествия. Давайте сравним его с вашими.

- Да, а это значит, что вы все прекрасно справились с практическим заданием. А еще хочу поблагодарить вас за хорошую работу на занятии. Все молодцы!!!

- Вашничем не отличается от наших работ.

11

Рефлексия

Самооценка учащимися результатов своей деятельности.

Учитель:Ребята, предлагаю вам напоследок закончить начатые предложения и озвучить свой вариант.

На доске представлены предложения:

«Сегодня я узнал……»

«Сегодня я научился…..»

«Сегодня я познакомился ……»

« Сегодня я повторил……»

Учитель: Спасибо вам за внимание. До скорых встреч.

- Сегодня я узнала о существовании акции «Бессмертный полк».

- Сегодня я научился делать штендеры для окончательного варианта.

- Сегодня я познакомился с новыми фактами об акции «Бессмертный полк».

- Сегодня я повторил факты из истории Великой Отечественной войны.


[1] В планировании и при проведении внеурочного занятия могут быть представлены не все указанные в таблице этапы. Это зависит от цели и задач, которые ставятся на данном занятии. Этапы 1, 3, 4, 5, 6, 7,10,11 обязательны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»

Мастер-клас по теме  «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в урочное и внеурочное время на основе православных традиций»...

открытое занятие "Слава героям войны"

Каждый год в нашей стране отмечается праздник Великой Победы. И с каждым годом все меньше и меньше остаются ветеранов,  способных пройти по Красной площади и центральным улицам городов и сел нест...

открытое занятие "Слава героям войны"

Каждый год в нашей стране отмечается праздник Великой Победы. И с каждым годом все меньше и меньше остаются ветеранов,  способных пройти по Красной площади и центральным улицам городов и сел нест...

Технологическая карта внеурочного занятия по теме «Русские традиции».Направление: духовно - нравственное

Внеурочное занятие –фолклорный  праздник,  целью которого является - познакомить учащихся с традициями подготовки и проведения праздников «Сороки», «Пасха»; разучить народные игры «Дударь», ...

К Дню освобождения Успенского района от немецко- фашистских захватчиков. " Славе Кубани не меркнуть- традициям жить!" "По местам воинской славы села Успенского Заочная экскурсия.

   -С первых дней войны тысячи кубанцев обратились в военкоматы с просьбой направить их на фронт. Из добровольцев было создано 90 истребительских батальонов и три казачьих соединения:...

классный час: «Славе Кубани не меркнуть - традициям жить»

Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа Цели:-Знакомство учащ...