Опыт реализации рабочей программы внеурочной деятельности "Сто дорог - одна моя"
статья

Васильева Лариса Александровна

В статье представлен опыт работы по реализации программы курса внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя», на занятиях которых учащиеся знакомятся с инженерными профессиями. В статье рассматриваются основные этапы и приёмы работы, которые позволяют достичь необходимых результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт реализации рабочей программы внеурочной деятельности

«Сто дорог – одна моя»

Васильева Л.А., Луценко И.В.,

 учителя начальных классов

МБОУ «Гимназия № 12»

г. Ленинск-Кузнецкий

Аннотация. В статье представлен опыт работы по реализации программы курса внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя», на занятиях которых учащиеся знакомятся с инженерными профессиями. В статье рассматриваются основные этапы и приёмы работы, которые позволяют достичь необходимых результатов.

Ключевые слова. Инженерное мышление, внеурочная деятельность, программа, инновация, инженер.

В последние годы изменились социальные требования общества к знаниям, навыкам, личностным качествам и компетенциям, которыми должны овладеть выпускники общеобразовательных школ. Стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Такой человек обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Поэтому сейчас как никогда актуальна проблема формирования инженерного мышления у школьников. Она обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики, новыми требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, концепцией развития инженерного образования в Кузбассе. Формирование инженерного мышления – процесс длительный, а основа, являющаяся предпосылкой для его развития, закладывается еще в младшем школьном возрасте.

А как же формировать инженерное мышление у учащихся младшего школьного возраста?  Посредством чего?

Инженерное мышление можно формировать на уроках русского языка, математики, окружающего мира, технологии. И большие возможности дают занятия внеурочной деятельности.

В 2020 году МБОУ «Гимназия №12» получила статус региональной инновационной площадки «Формирование инженерного мышления обучающихся в процессе проектной и исследовательской деятельности в образовательной школе».

С первых дней работы перед нами возникла проблема: «Где взять методический материал для занятий?», «Что рассказать ученикам о профессии инженер, если сам еще плохо владеешь информацией по данной теме?» За помощью обратились к ученикам гимназии, чьи родители работают инженерами на предприятиях города. В результате были подготовлены индивидуальные проекты «Мой папа - инженер», а у нас появился материал о профессии, так необходимый для занятий.

Взяв за основу профориентационный проект «Сто дорог – одна моя», мы разработали свою рабочую программу внеурочной деятельности, наполнив ее новым содержанием, которое направлено на изучение инженерных специальностей нашего города.

Цель программы: формирование у учащихся знаний о профессии инженер.

Задачи программы:

  • познакомить учащихся с разнообразием мира профессий, в том числе с профессией инженер;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности;
  • воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Содержание программы разбито на блоки. Каждый блок знакомит учащихся с определенной специализацией профессии.  Так, в первый год обучения происходит знакомство с такими специальностями, как инженер связи, инженер технолог, горный инженер. Во второй год обучения учащиеся знакомятся с профессией инженер по охране труда, инженер по пожарной безопасности, инженер по производству, инженер эколог.

В каждом блоке знакомство с профессией осуществляется по следующему алгоритму:

  • знакомство с профессией (историей возникновения, содержанием труда, качествами, которыми должен обладать человек данной профессии, плюсами и минусами профессии);
  • экскурсии;
  • встречи с представителем профессии;
  • творческая мастерская «Рисуем инженерную специальность»;
  • сбор материала и защита проекта;
  • викторина «Что мы узнали об инженерной специальности?»

«Знакомство с профессией». На этом этапе учащиеся получают первоначальные знания об инженерных специальностях через лекции, презентации, просмотр видеороликов, беседы на основе отрывка из произведений.  В результате учащиеся получают общие представления о профессии, узнают историю возникновения профессии, качества, которыми должен обладать представитель данной профессии, особенности профессии, чем занимается, обязанности, образование, профессиональные компетенции, анализируют плюсы и минусы профессии. 

 Экскурсии. С целью расширения знаний об инженерной специальности проводятся виртуальные экскурсии (например, при знакомстве с профессией инженер связи была организована виртуальная экскурсия в компанию Ростелеком) и экскурсии на предприятия (например, при знакомстве с профессией оператор связи была организована экскурсия на Главпочтамт города).

Каждая экскурсия строится по определенному плану:

  1. Подготовка (составляется план экскурсии, продумывается содержание, время. подбираются вопросы).
  2. Проведение экскурсии.
  3. Заключительная беседа. Подведение итогов.

Встречи с представителями профессии. Такие встречи нацелены на погружение в профессию через общение с представителями конкретной профессии. Для проведения встреч с представителями инженерных специальностей желательно использовать анкету гостя, которая состоит из следующих вопросов:

1. Кто или что повлияло на Ваш выбор профессии?

2. Мечтали ли Вы о своей профессии с детства?

3. Какой предмет Вы любили в школе и почему?

4. Когда Ваша профессия стала реальностью?

5. Где получили образование? Где его еще можно получить?

6. Какие учебные предметы надо хорошо знать, чтобы стать профессионалом?

7. Какие предъявляются требования к здоровью?

8. Какие льготы имеются?

9. Каковы возможности карьерного роста на предприятии?

10.В чем романтика и сложность Вашей работы?

11.Какими, по Вашему мнению, качествами характера должен обладать настоящий профессионал?

12.Какие советы Вы можете дать тем ребятам, кто выберет для себя Вашу профессию?

С помощью вопросов учим учащихся как получить новую информацию, уточнить уже имеющуюся информацию, узнать мнение, позицию собеседника.

Творческая мастерская «Рисуем инженерную специальность». На этом этапе учащиеся распределяются на команды. Каждая команда получает задание «Изобразить человека данной профессии». Перед началом работы обговариваются обязательные критерии: на рисунке должен быть нарисован человек, не менее 3-4 предметов труда и правила работы в команде. Таким образом, мы приучаем учащихся работать по критериям.

«Сбор материала и защита проекта». Перед началом работы над командным проектом учащиеся составляют паспорт проекта, (Приложение 2) заполняя пункты №1 - 6.

Командам предлагается собрать материал о профессии, поработать с Интернет-источниками, оформить интервью, которое было получено при встрече с представителем данной профессии, обработка информации, оформить собранный материал в виде проекта, приготовить презентацию.

Итогом такой работы становится защита проектов.

Викторина «Что мы узнали об инженерной специальности».  Это заключительное занятие в блоке, на котором подводятся итоги знакомства с инженерной специальностью.  Вопросы для викторины можно взять из проектов команд.

К проведению занятий можно привлекать родителей. Они могут являться участниками мероприятий вместе с учащимися, проводить мастер-классы, выступать в роли членов жюри в конкурсах и викторинах, помогать в организации экскурсий на предприятия.

Так же рекомендуем родителям посетить с детьми Киндер Ленд в городе Кемерово. Это отличное подспорье для реализации нашей программы, так как здесь учащиеся могут попробовать себя в роли профессионалов в различных сферах.

Выстроенная таким образом работа, приучает детей к системности работы над изучением определенной темы, дает цельное представление об инженерной специальности, способствует выработке навыков задавать вопросы, формирует умения работать в команде, способствует развитию пространственного и инженерного мышления, умению логически мыслить, а как следствие способствует повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорогою добра"

Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеучебных занятий с учащимися (1час в неделю), так и возможно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.

Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогою добра»

Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дороги добра"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Дорог добра" 1-2 класс...

рабочая программа внеурочной деятельности "Сто дорог - одна моя"

рабочая программа НОО "Сто дорог - одна моя"...