Проект "Формирование экологической культуры школьников через внеурочную деятельность»
проект (2, 3, 4 класс)

Баженова Нина Владимировна
Объект исследования. Организация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию и образованию школьников. Предмет данного исследования - это внеурочная деятельность по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu._tezisy.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование экологической культуры школьников через внеурочную деятельность»

  1. Обоснование выбора темы проекта. Актуальность. Объект и предмет исследования.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И. Тютчев

    Постановление правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года «Школа нового поколения», в котором одно из главных направлений – экологическое воспитание школьника.

  Все мы – дети Природы, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия человека и Природы выросли в глобальную экологическую проблему.

«Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством».

Распутин Валентин Григорьевич

   Эти слова писателя – как набат. Они заставляют действовать, принимать все необходимые меры предотвращения «вселенской катастрофы» - огромной экологической проблемы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека.  И сегодня, как непреложная истина, звучат слова великого русского писателя Л.Н.Толстого о том, что любовь к Родине, невозможна без любви к природе.    Вот и                                     мы, учителя  начальных классов, убеждены, что у  младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. В этом и состоит актуальность и целесообразность данного проекта. Поэтому мы разработали данный долгосрочный  проект и представляем его вашему вниманию                                                                                    Объект исследования. Организация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию и образованию школьников.                                                                                               Предмет данного исследования  - это внеурочная деятельность по экологическому воспитанию.                                                                                                                                                      Принципы формирования экологической культуры младших школьников : открытость, адаптивность, системность, доступность.

  1. Цель данного проекта: разработать и экспериментально проверить систему внеурочной деятельности, способствующей формированию ответственного отношения младшего школьника к окружающей среде и формированию экологической культуры.

  Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1.  изучение научно-методической  литературы по исследуемой проблеме;
  2.  воспитание ценностных ориентиров личности в сфере экологии, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природной среды;
  3. выявление наиболее эффективных форм, приёмов, методов по экологическому воспитанию младших школьников во время внеурочной деятельности.

  Гипотеза – процесс формирования экологической культуры младших школьников будет эффективным, если построить внеурочную деятельность младших школьников по трем основным направлениям, закрепив ответственных. В этом состоит новизна и оригинальность проекта. Итак, три основных направления, тесно взаимосвязанных между собой:

  1. Формирование и развитие познавательной, научно – исследовательской деятельности учащихся начальных классов  через школьное научное общество учащихся  «Совенок» ( ответственный – Хальхаева Елена Александровна) 
  2. Формирование знаний о единстве природы, взаимодействии природы и общества, об экологических проблемах и способах их решения через  экологические акции, экскурсии, беседы, классные часы, конкурсы; (ответственный – Баженова  Нина Владимировна)
  3.      Формирование ответственного отношения к окружающей природе,  развитие творческих способностей учащихся  средствами декоративно – прикладного искусства через кружок «Умелые ручки ( ответственный – Юндунова Лариса Батуевна)

Участники проекта: учащиеся начальных классов МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ», руководитель школьного научного общества учащихся  начальной школы «Совенок» Е.А.Хальхаева, руководитель кружка «Художественное слово» Н.В.Баженова, руководитель кружка «Умелые ручки» Л.Б.Юндунова.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года ). Проект начат в 2020-2021 учебном году. Будет завершен в 2021 – 2022 учебном году.


III. Этапы работы над проектом.

III. 1. Подготовительный этап.

  • Проведение мониторинга: сформированности личных качеств, системы знаний у учеников и осознанного отношения школьников к природе.
  • Изучение проблемы в педагогической литературе.
  • Разработка диагностических анкет.
  • Работа над программами кружков по внеурочной деятельности с акцентом на экологическое воспитание младших школьников.
  • Утверждение тематики классных часов по теме экологии.

III.2. Этап реализации.

 III.2.а. Формирование и развитие познавательной, научно – исследовательской деятельности учащихся начальных классов  через школьное научное общество учащихся  «Совенок» ( ответственный – Хальхаева Елена Александровна)

  Исследовательская деятельность в нашей школе начинается уже с первого  класса и продолжается на всем протяжении обучения школьников. Деятельность ШНОУ связана с удовлетворением потребностей учащихся в дополнительном образовании, с возможностью школы комплексно охватить интересы ребенка в соответствии с его талантами и способностями и позволяет адекватно отслеживать и корректировать рост учащегося, направленность его интересов и будущий профессиональный выбор.      

 В работе МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» проектно-исследовательская деятельность является сегодня одним из ключевых направлений. Целенаправленная работа по развитию интеллекта снимает ряд проблем в области образования и позволяет, не увеличивая времени обучения в школе, значительно повысить успеваемость школьников, сделать учёбу интересной.   При любых нововведениях возникают сложности, которые преодолеваются со временем. И, возможно, через несколько лет в нашей школе ученик, заканчивающий начальную ступень обучения, будет испытывать гораздо меньше трудностей и больше ситуаций успеха, переходя на среднее звено обучения, ведь проектно-исследовательская деятельность научила его многому. В ходе работы над данным проектом мы получили конкретные результаты:

1.Адекватное поведение ребенка в ситуации выбора наиболее правильного решения в жизни, умение рационально пользоваться всеми предоставленными ресурсами;

2.Установление социального партнерства по решению общей проблемы  ГАУ  ДПО РБ «БРИОП», БГУ, Бурятский республиканский педагогический колледж;

3.Систематическая и последовательная работа  ШНОУ «Совенок»  МБОУ «Нижнесаянтуйской СОШ»;

4. Укрепление роли МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ», как социально активной школы;

5. Установление модели поведения учащегося, выработанной в ходе реализации образовательных задач; сформированность экологической культуры младших школьников, ответственного отношения к окружающей среде.

III.2.б. Формирование знаний о единстве природы, взаимодействии природы и общества, об экологических проблемах и способах их решения через  экологические акции, экскурсии, беседы, классные часы, конкурсы; (ответственный – Баженова  Нина Владимировна)

 В нашей школе разработана система воспитательной работы по формированию экологической культуры у младших школьников, где основными видами внеурочной деятельности являются: игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные), экологические акции и др.;

Вовлечение детей в совместную деятельность, путём применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной;

Участие в экологических конкурсах различного уровня.

Проведение промежуточной диагностики по выявлению у обучающихся системы знаний и осознанного ценностного отношения к природе и коррекционная работа с детьми. Мы практикуем такие формы работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию как:

- праздник;

- экологические акции;

- озеленение и благоустройство школы, школьного двора;

- экологические субботники;

- посадочные работы;

- классные часы;

- конкурсы;

- экскурсии;

- походы;

- экологические праздники;

- беседа;

- доклад;

- выпуски газет, плакатов;

- экологические игры;

- исследовательские экологические проекты;

- участие в конференциях, олимпиадах, викторинах;

- кружок;

-ток-шоу;

- экологические спектакли;

- ролевые игры;

- экологическая тропа.

  1. III.2.в.     Формирование ответственного отношения к окружающей природе,  развитие творческих способностей учащихся  средствами декоративно – прикладного искусства через кружок «Умелые ручки ( ответственный – Юндунова Лариса Батуевна)

Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные  трудности, активность во всех делах и в первую очередь -  в познании. Ведь кружок «Умелые ручки» - это творческая работа, которая учит многому.

    Во-первых, надо четко знать и понимать поставленную цель.                                                                               Во-вторых, быть уверенным в себе, но не переоценивать свои силы.                                                    В-третьих, быть упорным и трудолюбивым.                                                                                                                                                     Ведь развитие творческих способностей учащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Это также способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизненной позиции.  Воспитание экологической культуры младших школьников через призму прекрасного, через научно исследовательскую деятельность младших школьников неизменно приводят к  высокой результативности и успеху.

  1. Заключительный этап. Обобщение и предъявление результатов.

Ожидаемые конечные результаты

Реализация проекта по экологическому воспитанию учащихся школы позволит:

- осознавать учащимся важность роли экологии в решении глобальных проблем современности;

- повысить общую экологическую культуру учащихся, учителей и родителей;

- улучшить экологическую ситуацию вокруг школы и в деревне;

- превратить школу в центр экологического просвещения и воспитания.

Мониторинг. Банк результативности наших учащихся за последние 2 учебных года.

Предлагаемые материалы помогут в определении уровня результативности данного проекта.

Результаты проекта (фотоотчет)

  • повышение интереса учащихся к экологической работе;
  • участие в различных конкурсах и занятие призовых мест;
  • освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
  • развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности;
  • развитие креативных способностей учащихся;
  • развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде:
  • развитие лидерских качеств;
  • развитие информационной культуры участников проекта;
  • изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе;
  • повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой);
  • формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей Малой Родины;
  • укрепление и оздоровление детского организма, приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
  • практическое участие школьников в решении экологических проблем своего села, формирование социализации, мотивации к активному участию в общественной жизни;
  • Дальнейшее развитие проекта
  • В дальнейшем планируется:
  • - продолжить работу по проектной деятельности экологической направленности;
  • - распространять опыт по созданию экологического пространства;
  • - дальнейшее сотрудничество с отделами по охране природы;
  • - организация совместных экологических десантов с другими организациями;
  • - продолжение исследования экологического состояния нашей малой Родины.


v. Оценка результативности проекта. Заключение.

Показателями результативности проекта могут служить:

  • Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ ( за последние 2 года 23 научно –исследовательских работы, 14 призовых мест на республиканских конференциях «Первые шаги», «Моя Бурятия, «На великом чайном пути», «Я – исследователь», «Секреты Мастеров»).
  • Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах ?
  • Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах?
  • Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы ( 70 % от общего числа школьников).
  • Мониторинг (входящий, ежегодный и итоговый в течение года)
  • Рейтинговая система
  • Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)

Наличие продукта интеллектуальной собственности.

Это сборники исследовательских работ и поделки, картины и работы по декоративно – прикладному искусству.

  В. А. Сухомлинский утверждал, что сама по себе природа не развивает и не воспитывает. Сознательное и бережное отношение каждого человека к природе возможно только при наличии экологической культуры, широких экологических знаний, которые должны формироваться, начиная с детства. Знание экологических норм, закономерностей развития природы, знакомства с загадочным миром животных, растений дадут возможность каждому почувствовать личную ответственность за будущее природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тваря...

Формирование экологической культуры школьников во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность младшего школьника - это деятельность, которая учитывает особенности обучающихся, направления на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учен...

Доклад на педагогическим совете: Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность.

Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность....

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

обобщение опыта работы по экологии через внеурочную деятельность...

«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».

В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"....