«Управление здоровьем школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса» 2019 г.
материал

Шачнева Наталья Ивановна

«Управление здоровьем школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса»

 2019 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Тема: «Управление здоровьем школьников через здоровьесберегающую организацию педагогического процесса»

 

Цель: Обеспечение младшим школьникам возможности сохранения и укрепления здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Задачи:

- Выяснить значимость здоровьесберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни обучающихся

в процессе учебной деятельности.

- Способствовать сохранению и укреплению здоровья младших школьников, созданию благоприятной обстановки в классе.

- Обобщить здоровьесберегающие условия проведения образовательного процесса.

На своих уроках использую следующие средства здоровьесберегающих технологий:

С первых минут урока, с приветствия, я создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Он  проводится в форме диалога которое настраивает школьников на работу. Урок можно начать словами учителя: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза». Под тихую музыку дети повторяют за учителем: « Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я буду внимателен на уроке. У меня хорошее настроение. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю! Мы внимательны. Все будет хорошо. Мы успеем все сделать». Фразы произносятся 1-2 раза с улыбкой хором или мысленно. Каждый раз учитель импровизирует, придумывает новые варианты «установочных» фраз. После установки на мобилизацию восприятия, памяти, мышления работа на уроке проходит в быстром темпе. Можно провести в форме прочтения стихотворения, которое настраивает школьников на работу. Вот некоторые из них:

Громко прозвенел звонок — Начинается урок.

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка? Беритесь, ребята,
Скорей за работу. Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёта.

Долгожданный дан звонок –Начинается урок.
Каждый день–всегда, везде. На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я
провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

Упражнения для снятия общего или локального утомления;

Упражнения для кистей рук;

Гимнастика для глаз;

Гимнастика для слуха;

Упражнения, корректирующие осанку;

Дыхательная гимнастика.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

      Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока я не допускаю однообразия работы. На уроке происходит от 4 до 7 смен видов деятельности на уроке, что соответствует СанПин.

В первом классе провожу две физкультминутки продолжительностью по две минуты. Во втором - четвертом классах наблюдаю за детьми и устанавливаю количество и время проведения таких минуток непосредственно на уроке. Когда у детей возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц, учу детей расслаблять мышцы. Это делаю в игровой форме.

Кричалка: Дождик, дождик, лейся пуще! Пусть растет пшеница гуще!

Лейся, лейся как река! Будет белая мука!

Дети во время произношения кричалки встряхивают кистями рук.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.

Для младших школьников важно развитие мелкой мускулатуры кистей рук. Перед работой в тетрадях можно проводить небольшой массаж пальцев.

Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:

Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопают в ладоши.)Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик — самый сильный, (Поочередный массаж пальцев.)

Самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик — самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик — безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал!

Дети интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхивают их. При этом пальцы хорошо разогреваются, и ребята с удовольствием приступают к работе. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, помогают через нервные окончания эмоционально воздействовать на кору головного мозга и положительно влиять на работу внутренних органов:

Чок, чок, чок, чок, разомну я кулачок!

Буду пальчики считать: раз, два, три, четыре, пять!

Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик — хочет спать. Этот пальчик — бух в кровать.

Этот пальчик — уж уснул. Этот — рядом прикорнул.

Этот пальчик — спит давно. Все спят. Пальчики проснулись!

Каждый пальчик хочет спать. Этот пальчик — лег в кровать.

Этот пальчик — чуть вздремнул. Этот пальчик — уж уснул.

Этот — ляжет на бочок. Получился кулачок.

Встали пальчики. Ура! Всем играть опять пора!

Одни из самых популярных и полезных физкультминуток — это двигательно-речевые. Они способствуют развитию громкой речи, тренируют память, снимают утомление, рифма стихов развивает слуховое восприятие детей. Дети произносят стихотворный текст и в соответствии с ним выполняют движения.

Упражнения для развития координации речи с движением:

«Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Деревцо все выше, выше, а ребята – тише, тише»

«Раз, два – выше голова три, четыре – руки шире

Пять, шесть – всем присесть семь, восемь – встать попросим

Девять, десять – тихо сесть

Необходимо научить ребенка следить за осанкой. От нее зависит не только стройность фигуры, но и здоровье. При хорошей осанке внутренние органы находятся в правильном положении, что является одним из важных условий их нормальной работы. Для профилактики нарушений осанки можно использовать комплекс упражнений в речитативах:

Начинаем подготовку! Выходи на тренировку! В путь пойдем мы спозаранку

Не забудем про осанку. Три, четыре, раз, два. Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу, Никуда я не спешу. Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два. Я могу и поклониться, И присесть, и наклониться,

Повернусь туда-сюда! Ох, прямешенька спина!Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два!

Актуальной проблемой в наше время является охрана зрения школьников.

Необходимо переключать фокус зрения, смотреть в даль, хотя бы 2 минуты, потом следует закрыть глаза на 1-2 минуты, дать им отдохнуть. Это простое упражнение снимает усталость, временно расслабляет мышцы глаз. Ежедневная гимнастика для глаз служит не только профилактикой нарушения зрения, но и оказывает благоприятное воздействие на организм.

Вот некоторые упр., которые я включаю ежедневно в учебный процесс.

1. Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

3. Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Рисование носом. Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

5. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Ах, как долго мы писали. Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. {Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко. {Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

В 1-2 классах я часто применяю сказкотерапию, где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением, которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий

Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий...

Cохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п...

Повышение мотивации обучения младших школьников через здоровьесберегающие и игровые технологии

Изменения, происходящие в стране, в обществе, конкретным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики.Сегодня перед учителем сто...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «Организация   исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»...

Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"

В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового)  способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....