«Александр Невский в истории моей страны»
классный час (4 класс)

Михайлова Наталия Михайловна

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleksandr_nevskiy_v_istorii_moey_strany.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большекарамасская средняя общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района Республики Марий Эл

        

«Александр Невский в истории моей страны»

(начальные классы)

4 класс

Михайлова Наталия Михайловна

учитель начальных классов

МОУ «Большекарамасская СОШ»

        

д.Чодраял

2020г.

Цельформирование у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням и национальным традициям.

Задачи:

Образовательные: формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения;

Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, стимулирование их творческой активности;

Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, чувства коллективизма, уважительного отношения к другим членам классного коллектива.

Планируемые результаты:

Познавательные:

- умение ставить цели;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию.

Регулятивные:

- понимать учебную задачу  и стремиться ее выполнять;

- высказывать свое предположение.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому;

- ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

- умение работать в паре, в группе; учитывать разные мнения и разрешать конфликты.

Форма проведения: интерактивная беседа

Оборудование:  компьютерная презентация, выставка книг, листы бумаги, шифровка, пословицы, карандаши, бумажные сердца, макет флага Российской Федерации.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Организационный момент. Взаимное приветствие учителя и учеников. (2 мин)

Здравствуйте, ребята. Давайте наш классный час начнём с пожелания друг другу добра.

                      Я желаю тебе добра.

                      Ты желаешь мне добра.

                      Мы желаем друг другу добра.

                      Если будет трудно – поможем всегда.

Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что классный час пройдёт интересно и увлекательно.

Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы сделать для себя маленькое открытие?

(Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища)        

  1. Мотивация к изучению (2 мин)

Ребята, знаете ли вы, сколько лет насчитывает история России? (более 1000 лет)

В 1862 г. в связи с тысячелетием основания Русского государства в Новгороде был открыт памятник, который так и назывался «Тысячелетие России». С тех пор прошло более 150 лет. Можно ли сказать, что история России на протяжении тысячи лет была спокойной и безмятежной? (Нет. Была насыщена войнами, битвами)

Да, можно сказать, что история России – это многовековая битва. Были эпохи, когда ни одного года не обходилось без войн и сражений.

Разные это были войны. Одни приносили России победы, другие оканчивались поражением.

Но были битвы, в которых проигрывать было нельзя. Эти битвы и показывают всю мощь и величие духа нашего народа. Каждый гражданин нашей страны знает, что это за битвы.

В календаре эти битвы отмечены как День воинской славы России. Закон России установил всего 15 таких дат, 15 славных побед.

  1. Самоопределение деятельности (2 мин)

Ребята, о чем мы сегодня с вами будем говорить, узнаете, если разгадаете шифровку. (1, 11, 6, 10, 17, 1, 13, 5, 16     15, 6, 3, 19, 12, 10, 11)

 (Александр Невский) 

  1. Работа по теме (20 мин)

Что вы знаете об Александре Невском. Вы должны были прочитать рассказ Олега Тихомирова «Александр Невский. Слово о победах» (Ответы детей….)

А сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоклип.

          Видеоклип «Александр Невский. Краткая биография»

Более подробно о подвигах полководца расскажут ваши одноклассники.

Сообщение учащихся

1 ученик. Невская битва (1240)

Северо-восточная Русь разорена татаро-монголами. В то же время, в 1240 г войско, состоявшее из шведов, норвежцев и финнов, высадилось на берегу реки Невы. Войско возглавляли ярл Ульф Фаси и ярл Биргер, их войско насчитывало около 5 тысяч человек. Бирге, уверенный в победе, послал гонца к князю Александру Ярославовичу с сообщением: « Если можешь мне сопротивляться, то я уже здесь, воюю твою землю». Князь решил выступить против шведов тот-час же, не дожидаясь помощи. Он собрал конную дружину (около 300 человек), а так же новгородское ополчение (около 500 человек конницы и 500 пеших). По пути следования присоединилось ещё около 150 воинов-ладожан.

Утром конная дружина Александра внезапно нанесла удар в центр лагеря шведов. Конные новгородцы и ладожане атаковали лагерь с фланга, а пехота двинулась по берегу Невы, отрезая шведам путь к кораблям.

Войско Биргера было захвачено врасплох, не успело построиться для боя и было вынуждено в панике отступать.

Три шведских корабля было захвачено и потоплено, потери новгородцев 20 человек. О потерях шведов говорится лишь то, что «они нагрузили телами погибших три корабля».

За эту победу, имевшую большое политическое значение для Руси, 20-летнего князя назвали Невским.

Благодаря  деятельности      князя  Александра,    Русь       выстояла      против шведско–немецкого вторжения и сохранила свою независимость.

2 ученик. Ледовое побоище (1242)

В 1240 г в новгородские земли вторглось войско крестоносцев Ливонского ордена. Новгородцы пригласили князя Александра Ярославовича для защиты своей земли. В 1241 г Александр Невский со своей дружиной взял штурмом крепость Копорью, затем русское войско овладело городом Псков и вступив на землю эстов, начало разорять рыцарские владения.

Встревоженные успехами русского войска епископы обратились к магистру Ливонского ордена за помощью. Ливонский орден собрало войско , численностью 20 тысяч человек (хотя возможно и меньше). Передовой отряд русских был разгромлен рыцарями, но оставшиеся в живых воины сообщили Александру о приближении врага.

Тогда Александр отвёл свои войска к Чудскому озеру и расположил их на мелководном, промерзшем до дна участке. Александр был хорошо осведомлён о тактике наступления рыцарей и поэтому разумно расставил свои войска.

Сражение началось на рассвете 5 апреля 1242 г. Прорвав оборону передового полка пехоты, рыцари натолкнулись на обрывистый берег озера. Русская пехота и конница начали теснить немецкие построения с флангов, а княжеская дружина ударила из-за левого фланга русских и смела шеренги рыцарей.

Будучи окружёнными, немцы продолжали сражаться, но пехота стала отступать, а вскоре и рыцари повернули назад. Русские преследовали противника 7 вёрст, пока лёд на Чудском озере не начал ломаться под тяжестью закованных в тяжёлые доспехи рыцарей.

Победа в этой битве имела решающее значение для безопасности северных границ Руси.

Ледовое побоище стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжеловооружённая рыцарская конница потерпела поражение в бою с войском, состоявшем в основном из пехоты.

Значение победы русских войск.

1. Орден запросил мира. Мир был заключен на условиях, продиктованных русскими. Орденские послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были временно захвачены орденом. Движение на Русь западных захватчиков было остановлено.

2. Ледовое побоище вошло в историю и как замечательный образец военной тактики и стратегии. Умелое построение боевого порядка, четкая организация взаимодействия отдельных его частей, особенно пехоты и конницы, постоянная разведка и учет слабых сторон противника, правильный выбор места и времени, - все это определило русское военное искусство как передовое в мире.

3. "Ледовое побоище" стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим в большей части из пехоты. Русскому войску удалось осуществить окружение противника, боевой порядок которого представлял собой малоподвижную массу.

3 ученик. Золотая орда (1252г.)

Хан Батый вручил ярлык великого князя владимирского на управление покорёнными русскими землями Ярославу Всеволодовичу. Александр и Андрей, его сыновья, после смерти отца были вызваны ханом. Андрей назначен великим князем, Александр получил в управление опустошенную южную Русь и Киев.

Андрей всем сердцем ненавидел завоевателей, мечтая в открытой борьбе избавиться от ига. Собрал войско, в чистом поле встретился с ордынцами. Силы были слишком неравные, русский князь действовал в одиночку. Враги одолели русских, остатки дружины Андрея бежали. Через некоторое время Андрей опять собрал войско, которое снова было разгромлено.

Александр думал, что Русь не готова к отпору, а мятежи вызовут новую кровавую бойню и не принесёт ничего кроме горя и разорения. Он проводил политику примирения с ордой.

Правитель орды ввёл на Руси общую систему обложения данью. В Новгороде началось полуторалетнее восстание. Александр лично навёл порядок, казнив лично самых активных участников.  Новгород подчинился приказу послать дань. Вспыхивает восстание в суздальских городах. Александр лично отправился с дарами в Орду.

Почему именно Александра почитают как великого русского полководца, а уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью? (В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для сопротивления западным завоевателям, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой.)

  1. Физкультминутка (2 мин)

Роса состоит из росинок  (Дети поднимают руки.)

Из капелек пара – туман. (Руки в стороны.)

Песок – из мельчайших песчинок, (Ходят на носочках)

Россия – из россиян. (Кружатся на месте и садятся.)

  1. Продолжение работы по теме (1 мин)

Игра: «Собери крылатую фразу» 
Задание дается по группам, фразы разрезаны на слова и заложены в конверты. Кто первый соберет фразу или пословицу, тот выиграет.

1 фраза: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
2 фраза: «Нас немного - но не в силах бог, а в правде».
3 фраза: «Кто Родине верен, тот в бою примерен».
4 фраза: «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством».
5 фраза: «Храбрый пеняет на себя, а трусливый на товарища».
6 фраза: «Русскую заповедь знай, в бою не зевай».

Зачитайте фразы и пословицы, которые у вас получились.

Какие из фраз принадлежат А. Невскому?

О подвигах Александра Невского ходят легенды, поэты пишут стихи, поэмы режиссеры снимают фильмы.

В 1724 г Пётр I основал в Петербурге монастырь в честь Александра Невского и повелел перенести туда останки князя, он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа.

В 1725 г Екатерина I учредила орден Александра Невского – одну из высших наград России до 1917 г.

В 1942 г был учреждён советский орден Александра Невского.

Русская Православная Церковь, высоко оценивая жизненный подвиг великого князя Александра Невского, прославила его в лике святых.

За что можно  и нужно любить нашу родину Россию?  ………

Любить Родину нам есть за что. Нам есть, чем гордиться. Россия трижды спасала Европу от покорения врагами. Вы знаете,  какая ситуация в Украине, в Сирии. И в настоящее время Россия делает все возможное, чтобы сохранить мир на Земле.

 «Я могу сделать для своей Родины…»

 «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, – спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины».

У каждого из вас на столе лежит маленькое сердце, вы должны продолжить фразу: «Я могу сделать для своей Родины…». Например, я могу для своей  Родины подготовить образованных людей. В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д.

Сердца прикрепляем  на лист ватмана с изображением контура Российского флага .

Каждый из вас символически отдал частичку своего сердца Родине. И  я надеюсь то, что вы проговорили словами, в будущем воплотите в жизнь.

VII. Рефлексия (3мин)

А сейчас я вам предлагаю составить синквейн  Александр Невский. Александр Невский.
Прославленный, величайший.
Решает, управляет, заключает.
Является правителем земли Новгородской.
Князь.

Александр Невский.
Непобедимый, отважный.
Сражается, напутствует, защищает.
Прославился благодаря победоносным битвам.
Полководец.

Какие чувства и мысли возникли у вас во время классного часа?

Нужно ли нам знать о событиях давно минувших дней?

Ребята, а сейчас я прошу улыбнуться и похлопать за тех, кто сегодня был активен.

Прошу положить руку на сердце тех, кого затронула сегодняшняя тема.

          Если урок понравился предлагаю ребятам поднять карточку с солнышком, если нет –тучку.

VIII. Подведение итогов (3мин)

Что нового вы узнали сеголдня?

         Продолжите фразу «Теперь я знаю, что …» (Учащиеся по цепочке продолжают)

         Великий князь, во время правления которого Русь отстояла свою независимость от католического Запада. Если на этом направлении Александр Невский действовал как воин, то в отношениях с Востоком он был дипломатом, который сумел сохранить Русскую землю в условиях татаро-монгольского нашествия.

        Я благодарю вас за общение и поддержку.

Литература

  1. Баландин Р.К. Великие русские люди: Детство и юность. – Москва: Педагогика-Пресс, 1999г.
  2. Ворожейкина Н.И. и др. Рассказы по родной истории: учебник для 5 класса – Москва: Просвещение, 1993 г.
  3. История России. Александр Невский: Белый город – Москва, 2001 г.
  4. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас, 4 класс, часть 2  - Москва: Просвещение,   2020 г.
  5. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 г.г. – 2 издание. – М.: ЦентрКом, 1997.
  6. Родничок. Книга для внеклассного чтения в 3 классе. Тула «Родничок» Москва,  Астрель. АСТ 2005 г.
  7. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю», 4 класс – Москва: Дрофа, 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа обучающегося "История моего города в истории моей страны"

Данная исследовательская работа знакомит с историей города Ртищево....

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «История моей страны» 2 класс

Программа внеурочной деятельности “История моей страны” (духовно-нравственное направление) для 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта началь...

Проектно-исследовательская работа«Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович»

laquo;Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович »"Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Вас...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

«Князь Александр Невский – выдающийся деятель истории России» презентация для урока ОРКСЭ к 800-летию Александра Невского

Презентация предназначена для первоначального знакомства учеников начальной школы  с личностью князя Александра Невского и формирования представлений о его роли в российской истории.Задачами през...