Социально-педагогическая направленность в работе воспитателя ГПД с обучающимися классов ТНР
статья

Денисова Наталья Васильевна

Социально-педагогическая направленность  в работе воспитателя ГПД с обучающимися  классов ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая направленность  в работе с учащимися  классов коррекции

(из опыта работы учителей ).

      В коррекционных классах начальной школы, как правило, представлены  дети, имеющие направление от районной ТПМПК в связи с задержкой психического или речевого развития. Задержка психического развития —это понятие, которое говорит  не о стойком и, по существу необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, выявляемом при поступлении  в школу, и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости и утомляемости в интеллектуальной деятельности. Эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи, но в одних случаях на первый план выступает задержка развития эмоциональной сферы ( различные виды инфантилизма) , в других случаях, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы. И в том, и в другом случает работа по обучению и воспитанию данного контингента требует от учителя начальной школы специальной подготовки, а от учебного заведения организации специального сопровождения (социального, психологического и логопедического). Помимо встречающихся в связи с общим экологическим  неблагополучием, низким уровнем здоровья населения  и некачественной медицинской помощью ЗПР соматогенного, конституционного, и церебрально-органического происхождения, все чаще  встречается и ЗПР психогенного характера, которая связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Блинова Л.Н. в своей работе «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой» указывает: «Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

 По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития. По данным МО РФ, 85 % детей - воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25 % детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР).»[1]

 Эти учащиеся, а так же педагогически запущенные  дети, не пораженные патологией, но   обделенные вниманием родителей по различным причинам социального характера представляют  основной контингент нашего учебного заведения. Для них характерны нарушения динамики умственных способностей, снижение объема памяти и  внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности, повышенная истощаемость внимания, уменьшение объема  памяти в зрительной и слуховой модальности  неравномерное развитие психических процессов, инертность психических процессов, их медлительность, недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Все эти нарушения возможно компенсировать и преодолеть при должной организации системы работы, которая должна включать в себя как особую организацию учебной деятельности (например, небольшие классы), службу сопровождения в виде постоянных занятий с психологом  и логопедом, так  и  социальное сопровождение семей.

2.Подходы к осуществлению социально-педагогической деятельности  

Ряд проблемных моментов, свойственных детям с ЗПР, в полном объеме присутствует и у наших учеников. Уделяя внимание  работе с этими проблемными моментами, нам удавалось достигать положительной динамики, и в данной статье мы хотели бы поделиться некоторыми  удачными наработками.

  Одной из особенностей младших школьников с диагнозом ЗПР является низкая мотивация  к  учебной деятельности. Л.Н. Блинова указывает: «У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается» [1] Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы. Но учебная мотивация –необходимое условие  дальнейшего успешного обучения, и создание условий  для её формирования и дальнейшего развития, является одной из важнейших задач, которые должны решаться в начальной школе..

      В целях повышения положительной мотивации, мы  активно используем индивидуальный подход  к учащимся в зависимости от характера их затруднений в учебе, применяя задания разной степени сложности таким образом, чтобы создать ситуацию успеха каждому ученику. Для активизации  деятельности  подержания интереса применяется работа в группах и работа в парах. При  работе   в форме проектной деятельности  задействуется помощь сильных учеников слабым.  Для развития умения оценивать себя  проводятся рефлексии .

   Важную роль в формировании положительной учебной мотивации играет поощрение успехов детей. Для этого мы используем  похвальные листы и грамоты, благодарности  тем, кто старался прилежно учиться. Достижения  отражаются в портфолио ученика, что позволяет ребенку видеть динамику своих достижений и формирует чувство достоинства и удовлетворения успехами. А в ситуации с детьми с ЗПР даже небольшие успехи должны быть отмечены, так как достигаются значительными усилиями ребенка.

   Другим немаловажным моментом в работе с учащимися с ЗПР является их эмоциональное развитие   и межличностные отношения детей в малой группе. У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Также важна социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна (в идеале) создавать оптимальные психологические условия для развития личности: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, обеспечивать устойчивое состояние эмоционального благополучия, душевного комфорта, удовлетворять потребность быть личностью, т.е. стать значимым для других людей, быть социально компетентным. Высокий положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно, только из сущности сил ребенка. Созданию этого положительного потенциала может способствовать внеурочная деятельность. В классах  проводятся тематические классные часы, ребята посещают всем коллективом районную библиотеку. Посещение детьми кружков и секций также способствует их умению общаться и строить отношения в значимых группах. Формированию положительного психологического климата в классе способствуют совместные праздники, «Дни именинника», когда ребята, поздравляя друг  друга, учатся говорить  добрые слова. Так же регулярно проводятся «Дни вежливости» и занятия, способствующие умению детей общаться и корректно разрешать неизбежно возникающие  в детском коллективе конфликты. Например, проводится цикл занятий по культуре поведения, на которых детьми  разыгрываются  сценки, а потом совместно обсуждаются. Помимо непосредственной цели, данные занятия способствуют  развитию речи, что также важно для наших детей.

   Помимо того, что поведение младших школьников с ЗПР итак довольно специфично, многих из них необходимо включать в процесс социализации по причине общего неблагополучия в семье. В семьях, имеющих социально –педагогически –запущенных детей , родители не осознают своей роли в интеллектуальном развитии детей. Имеют ограниченное представление  о возрастных особенностях развития, не владеют способами стимулирования развития интеллектуальной сферы детей. Зачастую это люди, имеющие низкий уровень образования и общей культуры, низкий социальный статус, многие семьи являются малообеспеченными и нуждаются в социальной помощи. Некоторые из родителей подвержены пагубным зависимостям. Это так называемые семьи «группы риска»

      В этой области работы мы применяем дифференцированный подход. Родительские собрания помимо традиционной формы можно провести  в форме круглого стола, и в форме семейного совета. Мы применяем системный подход к планированию родительских собраний. Каждая встреча с родительским коллективом помимо обсуждения текущего положения дел включает в себя полезную психолого –педагогическую информацию. Интересной и продуктивной формой работы с родителями является цикл лекций «Родительские университеты». Их назначение в начальной школе –педагогическое и психологическое просвещение родителей, зачастую далеких от данных областей знания. Тематические и индивидуальные консультации родителей проводятся по запросам самих родителей, когда они сталкиваются с проблемами, которые не могут решить сами. Для  сбора информации о необходимой помощи  помогает  анкетирование родителей.

 Для наиболее полного представления о процессе социализации ребенка в школьном коллективе мы используем  карты личностных особенностей, в которых подробно отражены  происходящие изменения в социальном и нравственном развитии учащегося.

  Для улучшения семейных отношений между детьми и родителями  можно попросить  и детей, и родителей  написать  мини-сочинения. Тема для родителей: «Быть отцом (матерью) это…», для детей: «За что я люблю своих родителей ». Такие сочинения –размышления заставляют родителей по –новому взглянуть  на своих детей. На их отношения к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами столкнутся их дети в будущем.

     Пробудить чувство ответственности за детей помогает участие родителей в жизни класса. Например, проводятся классные часы, где родители рассказывают о своей профессии. Ко Дню матери  дети рисуют портреты мам, но не подписывают их, пишут мини-сочинения. Перед классным часом оформляется выставка работ, и пришедшие мамы находят свои портреты  и работы своих детей сами.

Созданию доверительной атмосферы  способствуют личные беседы с родителями учащихся, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность ситуации заключается в том. Что родители этих ребят избегают родительских собраний, опасаясь осуждения. Классный руководитель должен суметь  обеспечить им чувство безопасности и дать понять, что их не судят, а стремятся помочь. Тут эффективна тактика присоединения и активного слушания: « Я вас понимаю,  я с вами согласна»

 В целом социально –педагогическая работа с семьями учащихся должна носить помогающий характер. Организации социально-педагогического сопровождения способствует не только наличие в школе психолога, логопеда , социального педагога  и даже инспектора полиции, но и тесное сотрудничество с такими районными социальными службами,  как «Центр социальной  помощи семье и детям» и ПМС центр

    Другим перспективным направлением социально –педагогической деятельности является развитие в учебном заведении  кружков художественно-прикладного творчества. Л.Н. Блинова указывает, что «у детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности и учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

     Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их деятельности. которая осуществляется на уроках по любому предмету. Особое место должны занять уроки ручного труда, так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметном у образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы. Особое внимание следует уделять обучению анализу образца: целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных признаков, умение ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию образца с указанием всех необходимых его признаков. При формировании умения анализировать образец необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений….Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе, для чего на уроках следует отводить специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания. Для коррекции внешней организации деятельности детей с ЗПР (особенно в первоначальный период обучения) необходима система четких требований к выполняемой работе»

    Действующий в начальной школе кружок витражной росписи  позволяет реализовать перечисленные виды коррекционной работы: дети задействуют мелкую моторику, учатся действовать по образцу и контролировать свои действия. Развиваются их творческие художественные способности и навыки изготовления небольших сувениров для близких.

Кроме того наши дети испытывают значительные затруднения при общении со сверстниками. Одни  в силу особенностей своего развития и имеющегося ЗПР, другие  из-за отсутствия навыков общения  вследствие педагогической запущенности и социального неблагополучия семьи. Общение и совместная деятельность в рамках школьного кружка позволяет им социализироваться, приобрести  полезные коммуникативные навыки.

 Помимо коррекционной и развивающей составляющей  данный кружок выполняет полезную социально –педагогическую функцию. С одной стороны, дети заняты полезной развивающей деятельностью под контролем педагогов, что является профилактикой их безнадзорности  в часы работы родителей. С другой стороны, немногие из семей нашего контингента могут позволить себе платные занятия, развивающие  художественный вкус и творческие умения ребенка. Имеющийся кружок позволяет сделать это совершенно бесплатно, в рамках деятельности группы продленного дня.

   Авторы данной статьи полагают, что количество подобных бесплатных кружков должно быть значительно увеличено. Также следует увеличивать, а не сокращать количество консультаций и индивидуальных занятий, особенно с детьми  коррекционных классов, которым постоянно требуется квалифицированная помощь в выполнении домашних заданий и преодолении возникающих затруднений.

  Наличие таких занятий  является  действительной помощью в решении социальных проблем малообеспеченных, неблагополучных семей, а также семей, попавших в трудную жизненную ситуацию

                                                Литература:

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из  целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...

Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ.

В данной статье описываются формы и методы работы сотрудников ГКОУ РО школа 7 вида №7 г. Азова с семьями учащихся. ...

Социально-педагогическая программа работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в МКОУ Веселовская СОШ

Социально-педагогическая программаработы  по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе.Совместная деятельность по решению актуальных социально-педагогических проблем...

Психолого-педагогический семинар « Социально-педагогические технологии работы с «Трудными» детьми»

ППсирхолого-педагогический семинар« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми»сПсихолого-педагогический семинарииии« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми...

Статья "Социально-педагогическая направленность в работе с обучающимися классов ОВЗ"

Социально-педагогическая направленность  в работе с обучающимися  классов ОВЗ...

«Нормативно-правовые аспекты» Работа социального педагога с одаренными детьми. Современная семья как объект социально-педагогической деятельности.

На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности б...