Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мой край, Мордовия"
рабочая программа

 Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

    Начинать этот процесс необходимо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Одной из главных задач начальной школы и особенно первых лет обучения считается знакомство с окружающим миром. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray.docx49.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс

Курс по краеведению рассчитан для обучающихся 1-4-х классов и предусматривает изучение материала в течение года в количестве 33 часов по 1 часу в неделю.

 Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

    Начинать этот процесс необходимо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Одной из главных задач начальной школы и особенно первых лет обучения считается знакомство с окружающим миром. Поэтому основа этой программы – краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края: рабочими, композиторами, учёными, тружениками сельского хозяйства – всеми, кто создавал и создаёт славу Республики Мордовия в России и за её пределами. Именно в начальной школе ребята готовы учиться и активно задают вопросы, пытаются построить свою картину мира. Дать целостную картину мира для того, чтобы понимать, что и почему происходит в нём, предполагать, что с ним может произойти, решать, как вести себя в нём – главная задача курса «Мой край». Программа представлена в духовно-нравственном, научно- познавательном и социальном  направлениях  и реализуется во внеурочное время.

Основные формы занятий: беседы, экскурсии, викторины, КВНы, экологические праздники, проекты.

Основные виды деятельности: рисование, лепка, выставки, исследовательские группы, кружки, заседания клуба, секции рационализаторов, создание конструкторских бюро.

                                 Цель и задачи программы

          Цель:

  • Овладение учеником  элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае и познавательного интереса к своей местности и ее природной среде.
  • Задачи:
  • Изучить историю мордовского края, его искусства через судьбы и творчества знаменитостей города Саранска: писателей, художников, архитекторов;
  • Создать условие для духовно-ценностной и практической ориентации ученика;
  • Содействовать  в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности;
  •  способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;
  •  формировать интерес к прошлому и настоящему своей малой родины;
  • формировать представление о специфике своей малой родины, города и необходимости грамотного взаимодействия человека с селом, городом, об уникальности и неповторимости своей малой родины, города; о важной роли сельчан, горожан в создании, развитии сохранении города, села и их культурного наследия;
  • развивать бережное отношение к селу, городу (достопримечательности, культура, природа);
  • формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.

          Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.

         Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

         Развивающие задачи:  развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

                                    Особенности возрастной группы детей

Программа рассчитана для учащихся 7-10 летнего возраста. Этот возраст особенно благоприятен для начала изучения родного края. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к проявлениям в окружающем мире. Они легко и прочно запоминают нравственные нормы жизни, активно включаются в посильную практическую деятельность в сохранении природы окружающего мира.

В 7-8 лет основной вид деятельности игра. Использование игровых приемов в обучении очень помогает сделать занятия интересными и нескучными. В 9-10 лет основной вид деятельности беседы, экскурсии в музеи города, защита проектов. Воображение детей достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.

Уровень результатов работы по программе

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни, оптимальная форма этической беседы)
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
  3. Результаты третьего уровня (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристических групп систему сменных должностей)

    Система контроля для планируемых результатов строится с учётом необходимости:

  • определение динамики картины развития обучающегося на основе выделения, достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;
  • выделение основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

Знания и умения обучающихся:

  • формирование у школьников основ умения учиться и способности к реализации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;
  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
  • формировать уважение к ценностям семьи, любви к природе, признание ценностей своего здоровья и здоровья других людей.

Качества личности у обучаемых:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.

Универсальные учебные действия:

  • способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
  • знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о наградах и этнических группах России;
  • выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

Тесты, анкеты.

Содержание программы.

Тематическое планирование и содержание 1 – го года занятий.

Цель – изучение родного края.

Конечный результат 1 – го года занятий обучающихся – « Альбом растений родного края». «Альбом растений родного края» - коллективный продукт, результат совместной деятельности работы учащихся (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях), родителей (фотографии растений, засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений).

№п/п

Разделы

Количество часов

Формы деятельности, контроля

всего

теория

практика

I

 Введение. Краеведение.

«Мой дом, мой двор»

1.«Мой город– капелька России»

2.«Мордовия  вчера, сегодня, завтра»

3.«Их именами названы улицы нашего города.

3

2

1

1

1

1

Рисунок «Мой дом»

Знакомство с книгой о г.Саранске, районов республики

II

  Город, в котором я живу.

1.«Экскурсия по городу»

2.«История возникновения нашего города Саранска»

3.«Почётные жители нашего города»

3.«Экскурсии: по городу, в краеведческий музей»

4.«Традиции нашего города»

5.«Достопримечательности нашего города Саранска»

6.Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

7

5

1

1

1

1

1

2

1

1

Экскурсия

Карта

Составление фотоальбома

Экскурсия

Фотографирование, выставка

Викторина

III

   Наш край родной

  1. «Республика Мордовия на карте Родины»
  2. «Климат нашего края»
  3. «Осень пришла»
  4. «Растения и животные осенью»
  5. «Труд людей»
  6. «Идёт зима»
  7. «Животные и растения зимой»
  8. «Народные приметы и народный календарь»,
  9. «Что даёт край стране»
  10. «Памятники природы Мордовии».
  11. «Растения и животные весной»
  12. «Охрана природы родного края»
  13. «Великая Отечественная война в жизни республики.
  14. Викторина «Знаешь ли ты родной край?»

14

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

Карта

Экскурсия

Альбом

Рисование

Рисование

Сочинение «Как можно помочь птицам зимой»

Поиск в Интернете

Экскурсия

Сбор материала рассказы бабушек и дедушек о ВОВ

IV

  Экологические проблемы Мордовии и нашей местности

1.«Забота о чистой воде и чистом воздухе»

2.«Охрана животного мира»

3.Редкие растения республики Мордовия»

4.Красная книга Республики Мордовия»

5.«Заповедники и заказники Республики Мордовия».

5

4

1

1

1

1

1

1

Экологический праздник, экскурсия к роднику

Проект фотографии о редких растениях и животных

V

  Народы, традиции, быт и культура Мордовии.

1.«Коренные народы Мордовии.

2.«Народные традиции коренных жителей»

3.«Народные промыслы». «Народные игры, праздники»

4.Экскурсия в музей.

5.Итоги года. Отчет.

5

4

1

1

1

1

1

1

Экскурсия

VI

Итого

34

27

7

Тематическое планирование и содержание 2 – го года занятий

Цель – изучение родного края.

    Конечный результат 2 – го года занятий обучающихся -            альбом « Язычество, божества, культовые обряды» - коллективный продукт, результат совместной деятельности работы учащихся ( персональные изделия), учителя, библиотекаря школы( пополнение картотека классной библиотеки), родителей .

№п/п

Разделы

Количество часов

Формы деятельности, контроля

всего

теория

практика

I

  Введение. Моя Родина.

1.Что изучает предмет?

2.Моя Родина - Россия.

3. Малая Родина-республика, район, город, улица, дом. Экскурсия по городу..

3

2

1

1

1

1

Рисунок «Мой дом»

Знакомство с книгой о г.Саранске, районов республики

II

  Наши предки в далёком прошлом.

1.Жизнь первобытных людей мордвы: занятия, быт, орудия труда, жилища, пища.

2.Древнемордовский могильник « казна пандо».

3 Экскурсии.

4

2

1

1

Экскурсия

Викторина

III

 Путешествия в века (наш край в средние века).

1.Религиозные верования мордвы: язычество, божества, культовые обряды.

2.Масторава.

3.Христианство.

4.Жизнь Иисуса Христа.

5. Жизнь и быт жителей в 17-18 веках.

6. Основание села, города.

7. Обобщающий урок

11

10

2

1

1

1

3

1

1

1

Карта

Экскурсия

Альбом

Рисование

Рисование

Поиск в Интернете

Экскурсия

IV

  Из 19 века в 20 век.

1.Жизнь и быт, занятия жителей города и села в конце 19 века.

2.Одежда, утварь, орудия труда, культура.

3.Основание школы, первые учителя.

3

3

1

1

1

1

1

Экскурсия в Краеведческий музей.

V

Священная война.

1.Начало войны.

2.Встреча с ветеранами.

3.Город в годы войны.

4.Труд женщин и детей.

5.Боевые подвиги. Память о павших.

6.Деятельность поисковых отрядов.

7.День Победы. Обобщающий урок.

7

2

6

1

1

1

1

1

1

1

1

Экскурсия в Музей боевой славы.

VI

  Наш край сегодня.

1.Город  Саранск сегодня. Культура, фабрики, заводы.

2.Состояние исторических памятников. Экскурсия по городу.

6

3

2

1

1

Экскурсия

VII

Итого

33

26

7

Тематическое планирование и содержание 3 – го года занятий

Цель – изучение родного края.

  Конечный результат 3 – го года занятий обучающихся -  Иллюстративные материалы « Знаменитые люди Мордовии» - коллективный продукт, результат совместной деятельности работы    учащихся  ( персональные изделия), учителя, библиотекаря школы, родителей.

№п/п

Разделы

Количество часов

Формы деятельности, контроля

всего

теория

практика

I

  Россия – наша великая Россия.

1.Что изучает предмет.

 2. Территория и границы России.

3.Республики, входящие в состав России. Население России.

1

1

1

Карта.

II

  Республика Мордовия – часть России.

1.Расположение РМ на карте России. Районы Мордовии. Города и районные центры. Занятия населения.

2.Природа Мордовии. Реки и озёра. Флора и фауна. Охраняемые природные территории  Мордовии.

3.Знакомство с Мордовским республиканским музеем изобразительного искусства имени С. Эрьзи.

3

1

1

1

Экскурсия

III

Далёкое прошлое нашего края.

1.Заселение Поволжья финно-угорскими племенами. Набеги кочевников на мордовские и славянские селения.

2.Строительство городищ и селищ.

3.Краеведческие музеи на территории Мордовии.

4.Экскурсия в краеведческий музей.

5. Занятия населения древней мордвы: охота, рыболовство, животноводство, земледелие, бортничество, ремесленничество. Жилище древней мордвы.

6.Верования древней мордвы. Сказания мордвы. Старинные  костюмы, обряды, игры и праздники.

7. Сотрудничество с музеем С. Эрьзи. Беседа « Мир мордовской деревни. Традиции и современность».

7

6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Карта

Экскурсия

Альбом

Рисование

Поиск в Интернете

Экскурсия

IV

  Наш край в средние века.

1.Восстание. С. Разин. Алёна Арзамасская ( Темниковская).

2. Крестьянская война. Е. Пугачёв в Саранске. Крестьянские вожаки Пётр Евстафьев и Иван Иванов.

3.Возникновение Саранска. Саранск – крепость.

4.Революция и гражданская война. Образование колхозов.

5.Культура: школа, ликбез, библиотека, художественная самодеятельность, церковь.

6.Сотрудничество с музеем С. Эрьзи. Беседа « Народные промыслы России».

7.Обобщающее занятие.

7

1

1

1

1

1

1

1

Экскурсия в музей Эрьзи.

Карта.

V

Города Мордовии.

1.Саранск – столица Мордовии. Саранск - уездный город.

2 Улицы нашей столицы. Люди, чьими именами названы улицы Саранска.

3.Памятники Саранска.

4. Рузаевка. Возникновение Рузаевки.

5.Рузаевка - крупный железнодорожный узел.

6.Сотрудничество с музеем С. Эрьзи.  Беседа                     « Изобразительное искусство Мордовии».

7.Ковылкино. Ардатов. Инсар. Происхождение городов и их

названий.

8.Краснослободск. Темников – старинные города Мордовии.

9 Санаксарский монастырь. Адмирал Ф. Ф. Ушаков.

10. Государственный заповедник им. Смидовича.

11. Обобщающее  занятие.

11

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Экскурсия в Музей боевой славы.

Экскурсия

Проекты

VI

  Культурное наследие.

1.Поэты и писатели Мордовии.

2.Сотрудничество с музеем С. Эрьзи  « Певец радости бытия – Ф. в. Сычков».

3. Сотрудничество с музеем С. Эрьзи. « Академик портретной живописи – И. К. Макаров».

4. Сотрудничество с музеем С. Эрьзи . « Отечественное искусство 20 века».

5. Обобщающее занятие.

5

1

1

1

1

1

 Итого

33

32

1

Тематическое планирование и содержание 4 – го года занятий

Цель – изучение родного края.

  Конечный результат 4 – го года занятий обучающихся -  альбом по теме  « Родной край- часть великой России» - коллективный продукт, результат совместной деятельности работы учащихся ( персональные изделия), учителя, библиотекаря школы, родителей ( фотографии достопримечательностей родного края).

№п/п

Разделы

Количество часов

Формы деятельности, контроля

всего

теория

практика

I

   Введение.

1.Моя родословная. Моя Родина.

2.Как узнаем о жизни людей в прошлом.

2

1

1

II

  Наши предки в далёком прошлом.

1.Первобытный посёлок.

2.Древние стоянки на территории Мордовии.

3.Расселение народов. Этнонимы.

3

1

1

1

III

Путешествие в века.

1.Нашествие монголо- татар. Борьба коренных народов.

2.Присоединение мордовских земель к русским княжествам.

3.Борьба с Казанским ханством.

4.Культура древней мордвы.

5. Мордовская одежда.

6.Духовная культура мордвы.

7. Строительство сторожевых черт.

8. Участие мордвы в крестьянской войне под предводительством  Ивана Болотникова.

8

6

1

1

1

1

1

1

1

Карта

Экскурсия

Поиск в Интернете

Рисование

Экскурсия

IV

 Великие люди Мордовии.

1.Великий флотоводец России.

2. Поэт-  революционист  А. И. Полежаев.

3. Н. П. Огарёв. Клятва на Воробьевых горах.

4. М. Е. Евсевьев – первый мордовский учёный и просветитель.

4

1

1

1

1

Экскурсия в музей Полежаева.

V

  Мордовия в годы Великой Отечественной войны.

1.Начало войны. Герои – пограничники.

2 . Мордовия – фронту.

3. 326  Мордовская стрелковая дивизия..

4.Наши земляки- Герои Советского союза.

5.Прославленные полководцы – уроженцы Мордовии.

6.Пионеры -  герои.

7.Памятники улиц – увековечили подвиг героев.

8. День победы.

9. Обобщающий урок.

9

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Экскурсия в Музей боевой славы.

Проекты

VI

   Наш край сегодня.

1.Мордовия сегодня.

2.Достопримечательности города Саранска.

3. Достопримечательности города Саранска.

4. Достопримечательности города Саранска.

5. Обобщающее занятие.

5

1

1

1

1

1

Экскурсия.

Экскурсия.

Экскурсия.

VII

 Итого

5

2

3

  Курс рассчитан на 4 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется  материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Литература

  1. Арутюнов, С.А. Народы и культуры ./С.А.Артюнов. - М, Наука,1989. – с. 203
  2. Гвоздева, Т.Н. Мордовская народная  вышивка. /Т. Н.Гвоздева.- Саранское книжное издательство, 2009.- с.126
  3. Брыжинский, В.С. Детские и молодёжные игры мордвы./ в. С. Брыжинский. - Саранское книжное издательство, 2016.- с.270
  4. Юрчёнков, В.А.Занимательная археология: далёкие предки./ В. А. Юрчёнков.-  Саранское книжное издательство, 2013.- с.224
  5. Седова, Л.В. Край Мордовский. Занимательная фольклористика./ Л. В. Седова. - Саранское книжное издательство, 2015. – с.184
  6. Сухарев, А.И., Юрчёнков, В.А.  Мордовия. Энциклопедия в двух томах. /А.И.Сухарев В.А. Юрчёнков. - Саранское книжное издательство, 2003.- с.572,с.702
  7. Юрчёнков, В.А.Мордовский народ: вехи истории, том 1./ В. А. Юрчёнков.- Саранск, НИИГН при Правительстве РМ, 2007.- с.457
  1. Ивановы,В. Мордовия. Фото. / В. Иванов. Д. Иванов.- М, Типография «Новости».- с.305
  1. Кузина, Т.Ф. , Батурина Г.И.  Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды./Т. Ф. Кузина. Г. И. Батурина. – М, Издательский центр « Академия»,1998.- с.340
  2.  Корнишина, Г.А. Знаковые функции народной одежды мордвы./ Г. А. Корнишина. - Саранское книжное издательство, 2002.- с.236
  3.  Ушинский К. Д. « О народности в общественном воспитании»./ К. Д. Ушинский. - М,1988, Т 1.- с.203


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.

Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

рабочая программа учебного курса "Литература Алтайского края" 3 класс

Курс  "Литература Алтайского края" для младших школьников( 3класс  )направлен на знакомство учащихся с произведениями алтайских писателей и поэтов , раскрывает весь спектр литературы для дет...

Рабочая программа факультативного курса "Экология родного края. Морянка"

Рабочая программа по факультативному  курсу  «Экология родного края. Морянка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет

Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Азбука Красноярского края"

Данная программа предназначена для реализации краеведческой работы в образовательных учреждениях Красноярског края...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История родного края»

Программа «История родного края» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее ...