Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Путешествие с запятой»
учебно-методический материал (2 класс)

Лариса Геннадьевна Рудская

Цель программы: расширение, углубление и закрепление знаний у младших школьников знаний по русскому языку, развитие интереса к учебному предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативная база

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие с запятой» составлена в соответствии с:

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I - IV классов),
  3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115,
  4. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»,
  5. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»,
  6. Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»», от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»,

   7. Уставом МБОУ СОШ №14 г.

   8. Учебным планом НОО МБОУ СОШ № 14 г. Железногорска на 2022-2023 учебный год.

   9. Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 14.

  1. Цель программы внеурочной деятельности: расширение, углубление и закрепление знаний у младших школьников знаний по русскому языку, развитие интереса к учебному предмету.

 Задачи:

  1. приобрести знания, умения, навыки по грамматике русского языка;
  2. пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  3. развивать мотивацию к изучению русского языка;
  4. развивать творчество и обогащать  словарный запас;
  5. совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
  6. углублять и расширять знания и представления о литературном языке.

   

В факультативном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

1.3.Общая характеристика курса

Особенности содержания обучения.

Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

1.4.Место курса в учебном плане

1час в неделю, всего 34 часа в год.

  1.  Планируемые результаты освоения

Личностные результаты:

  1. осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  4. высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  2. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  3. учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  1. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  2. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  2. слушать и понимать речь других;
  3. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.6.Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Выбор попутчиков (1ч.)                                                          

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням».

Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. Путешествие в царство безмолвия.

Гипотезы происхождения человеческой речи. (1ч.)                                                                        

Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний».

Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3. Мир полон звуков. Первые встречи (2ч.)                                                                        

 Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах.

Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 4-5. Заколдованные звуки (2 ч.)                                                                              

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее».

Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6-7. Чудесные превращения слов (2ч.)                                                        

Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка.

Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  

Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема 8. Проект «Скороговорки, чистоговорки». (1ч.)                                                                    

 Скороговорки, чистоговорки, отработка умений. Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово».

Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 9. К тайнам звуков и букв (2ч)                                                                                        

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».

Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А».

Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10. Дорога к письменности. Древние письмена (1ч.)                                                 

 Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков.

Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Звуки и буквы – чудо из чудес.(1ч.)                                                                      

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги.

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12. В В гости к Алфавиту. К тайнам наскальных рисунков. (Первые родственники Алфавита) (1ч.)                                                                              

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать.

Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13-14. Весёлые путешествия от А до Я (2 ч.)                                                                  

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 15-16. Проект «Весёлая Азбука» (2ч.)                                                                                

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок.

Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 17. Сколько слов в русском языке? (1ч.)                                                                      

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование.

Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 18. Слова - магниты (1ч.)                                                    

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару».

Рассказ учителя о речи.

Тема 19. Первые встречи. Племена слов-братьев. (Тематические группы слов)1ч.)                      Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово».

Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 20.  Выбор друзей в Стране Слов (1ч.)                                                                      

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению.

Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 21. Путешествие к тайнам волшебных слов (1ч.)                                    

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов.

Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 22. Как делаются слова (2ч.).                                                                                    

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны.

Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 23.  Внимание: корень! (1ч.)                                                                          

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры.

Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Проект  «Что нам стоит слово построить» (1ч.)                                                                 Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих».

Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема 25. В славную страну Словарию! (1ч.)                                                                        

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя).

Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 26. Поговорим о словарях. (1ч.)                                                                                  

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя).

Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 27. К несметным сокровищам страны Слов (обогащение словарного запаса) (1ч.)              «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами.

 Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. Крылатые слова (1ч.).                                                                      

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. В музее слов (о происхождении слов) (2ч.)                                      

  Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов.

Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём.

Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 31. Устный журнал «Наша речь» (страницы: «Волшебные слова», «Слово о словах», «Занимательная» и др.) (1ч.)                                                                                  

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 32. КВН «Родное слово» (1ч.)                                                                                              

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

Тема 33-34. Проект  «Слово – друг или враг?». (2ч.)                                                                        Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам.

Инсценирование рассказов, рассказов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные  слова.                                                                                                          

 Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.                                                                                                          

Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.                                                                                      

Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности  «Путешествие с запятой» (2 класс)

Тема занятия

Количество часов

Дата

В мире звуков – 8 часов

1

Вводное занятие. Выбор попутчиков

1

2

Путешествие в царство безмолвия.

Гипотезы происхождения человеческой речи.

1

3

Мир полон звуков. Первые встречи

1

4-5

Заколдованные звуки

2

6-7

Чудесные превращения слов

2

8

Проект «Скороговорки, чистоговорки»

1

Азбука – 8 часов

9

К тайнам звуков и букв

1

10

Дорога к письменности. Древние письмена

1

11

Звуки и буквы – чудо из чудес

1

12

В гости к Алфавиту. К тайнам наскальных рисунков. (Первые родственники Алфавита)

1

13-14

Весёлые путешествия от А до Я

2

15-16

Проект «Весёлая Азбука»

2

Слово о словах - 5 часов

17

Сколько слов в русском языке?

1

18

Слова - магниты

1

19

Первые встречи. Племена слов-братьев. (Тематические группы слов)

1

20

Выбор друзей в Стране Слов

1

21

Путешествие к тайнам волшебных слов

1

Слово под микроскопом – 3 часа

22

Как делаются слова

1

23

Внимание: корень!

1

24

Проект  «Что нам стоит слово построить»

1

Слова, слова, слова… - 10 часов

25

В славную страну Словарию!

1

26

Поговорим о словарях.

1

27

К несметным сокровищам страны Слов (обогащение словарного запаса)

1

28

Крылатые слова

1

29-30

В музее слов (о происхождении слов)

1

31

Устный журнал «Наша речь» (страницы: «Волшебные слова», «Слово о словах», «Занимательная» и др.)

1

32

КВН «Родное слово»

1

33-34

Проект  «Слово – друг или враг?»

2

Итого 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» (В.А. Самкова)

Программа курса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  начального общего образования на основании программы внеурочной деяте...

рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Путешествие в страну Математики"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности, направлен на привитие любви к математике, развитие математических способностей....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Путешествие по стране "Этикет""

Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое конт...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Путешествие по стране "Этикет""

Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое конт...

Рабочая программа Курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов «Путешествие в мир профессий»

В материале размещено содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий и видов                         ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в страну Грамматики»

Рабочие  программы по   внеурочной деятельности разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...