Статья на тему "Развитие творческих способностей у младших школьников"
статья

Миронова Елена Петровна

Существует мнение, что в любой деятель­ности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности – от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, ориги­нального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

 Тема: Развитие творческих способностей у младших школьников  в учебной                           деятельности.    

           Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других  сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

          Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.

           Принципиально по-новому ставится цель обучения: психическое и творческое развитие  личности на основе способности к самореализации.

           Благоприятными условиями для формирования творческих способностей младших школьников является практическая деятельность в дидактической системе Л. В.Занкова, которую продемонстрируем комментариями и примерами из педагогической практики с учащимися начальной школы.

           В основе программы Л. В. Занкова лежит общая концепция личностно ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков. В этой программе заложены большие возможности развития творческих способностей младших школьников.

          Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.

          Существует мнение, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности – от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, оригинального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему.

          В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М.Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию – успешности деятельности. Творческие способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание творческих способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.

Иногда творческие способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а  творческие  способности являются результатом развития задатков.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития  творческих способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных  творческих способностей. Возникая на основе задатков, творческие  способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей.  Вне деятельности никакие творческие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны.

        На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые творческие способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

 Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой творческих способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни – системы условных рефлексов.

На развитие творческих способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками.

 В соответствии с этим большинство психодиагностических тестов, исследующих творчество, ориентированы на выявление способностей к дивергентному мышлению. Дивергентное мышление –

важный элемент творческой деятельности. Оно лежит в основе креативности, а факторы дивергентного мышления могут служить критериями для выявления и оценки креативности.

Дивергентное мышление по Гилфорду характеризуется 27 факторами, в числе которых: интеллектуальная, творческая инициатива, широта категоризации, богатство и разнообразие ассоциаций, самостоятельность, необычность, оригинальность и т.д.

Креативность – интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Креативная личность отличается от других людей целым рядом особенностей:

  •  когнитивных (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое дивергентное мышление как стратегия обобщения множества решений одной задачи и др.);
  • эмоциональных (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности, наличие стенических эмоций);
  • мотивационных (потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);
  •  коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

Творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития.

         Наиболее известными и широко используемыми являются тесты творческого мышления,  разработанные Е. Торренсом. По мнению ученого, творческие возможности человека позволяют более надежно судить о будущих успехах ребенка, чем уровень его интеллектуального развития.

      Методика, созданная Е.Торренсом состоит из 5 разделов.

       Усовершенствование предметов. Требуется изменить данную игрушку так, чтобы с ней  было еще интереснее играть.

        Использование предметов в другом качестве. Ребенку предлагается перечислить как  можно больше вариантов использования предмета.

                                                                                                                                                                                                                     Необычное использование знакомых предметов. Ребенку предлагается перечислить как можно больше способов их использования (например, консервных банок).

         Геометрические фигуры. Требуется назвать как можно больше предметов, в состав которых входят заданные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).

        «Спроси-угадай». Ребенку предъявляется рисунок и предлагается: задать как можно больше вопросов о том, чего не видно на рисунке; перечислить как можно больше событий, к которым может привести изображенная на рисунке ситуация; перечислить как можно  больше причин возникновения ситуации, изображенной на рисунке.

       Задание 1. Предложите ребенку назвать как можно больше вариантов использования  обычного листа бумаги.  Преподнесите ребенку это задание эмоционально, как нечто увлекательное и интересное. Записывайте все варианты, предложенные ребенком, даже те,  

  которые покажутся вам слишком очевидными или понятными. Не ограничивайте ребенка  по времени. Закончите задание, когда оно перестанет интересовать ребенка. А затем проанализируйте записанные ответы, сравнивая со списком наиболее типичных ответов  детей.

       Малооригинальные варианты ответов (часто встречающиеся):

        «нарисовать...» картинку; что-нибудь» (машину, куклу, елочку, травку, листья, лом, солнце,  белочку, геометрические фигуры, телевизор, мебель, школу, план комнаты); много всего;

   раскрасить красивыми красками или карандашами то, что нарисовано; срисовать то, что  понравилось;

  «сложить...»  самолет, кораблик (лодку), птичку, шапочку, лягушку, воздушного змея,  подзорную трубу, домик, цветок, постель для куклы, колпачок для клоуна, игрушку, что- нибудь;

       « вырезать...»  геометрические фигуры (круги, квадраты), занавески для игрушечной  комнаты; одежду и украшения для куклы, рыбку, снеговика, елочку, машину, домик, кровать, полоски для занятий.

                      Оригинальные варианты ответов (редко встречающиеся):

                  •заклеить : окно; щели; дырки, которые прогрызли мыши; гвоздь    

                    в стене; грязь;

  • закрыть банку (вместо крышки);
  • сделать шарик для игры в футбол или мишень для стрельбы;
  • порвать и сделать снег;
  • начертить квадрат и играть в «крестики-нолики»;
  • подарить кому-нибудь;
  • сделать пиратскую карту и нарисовать, где спрятан клад;
  • написать письмо и отправить его с голубем;
  • поджечь;
  • написать что-то нужное, чтобы не забыть;
  • использовать вместо бинта, разрезав на полоски;
  • собрать и выбросить мусор;
  • играть с ним: подкидывать и ловить;
  • изучать, какой он: как падает, тонет ли, рвется ли?

•        вырезать арбуз, в котором мыши прогрызли дырки.

  Как правило, дети  сохраняют интерес к этому заданию 10—20 минут, называя при этом  8—10 вариантов использования листа бумаги (2—3 из них — оригинальные).

  Задание 2. Нарисуйте простым карандашом на альбомном листе 10 небольших одинаковых кругов. Старайтесь, чтобы расстояние между нарисованными кругами было примерно одинаковым. Затем предложите ребенку, дорисовывая, превратить эти круги в  интересные картинки.

 Обратите внимание ребенка на то, что у него должно получиться 10 разных, оригинальных рисунков (дорисованные из кругов предметы могут быть не связаны общим сюжетом). Во время дорисовывания лучше находиться рядом с ребенком, проявлять  интерес к процессу его творчества, но не подсказывать и не оценивать его действия.

  Малооригинальные варианты рисунков (часто встречающиеся) : солнце; мяч; яблоко; голова человека, животного или игрушки; часы; цветок; снеговик.

 Оригинальные варианты рисунков (редко встречающиеся) : штурвал; руль; тарелка;  колесо машины; иллюминатор; бублик; монета; пицца; планеты Солнечной системы.

На выполнение задания требуется 10—15 минут, из 10 дорисованных картинок  встречаются 2—3оригинальные.

Эти способности могут проявляться только в деятельности. Для детей это в первую очередь игра и продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование).

Исследователи детского творчества делают вывод о том, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять творческие способности. Они предполагают, что их развитие у детей зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения. Задачи «закрытого» типа с единственно правильным ответом - не формируют таких важных качеств творческого мышления, как навык ухода от известных ответов,

оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие большую

самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов.

 

 Приведу примеры таких заданий

  •  Игра, «Какая осень (зима, погода, собака и т. д.)». При регулярном проведении таких упражнений отмечается значительный подъем в развитии воссоздающего воображения у детей. Так, например, объем подобранных определений к заданному слову у детей значительно увеличивается уже через несколько недель. Подбирая определения, дети используют, кроме традиционных в данном случае прилагательных,достаточно оригинальные варианты(осень-нежная,красная,сонная,солнечная,ветреная,унылая,нарядная, плачущая, приснившаяся, поэтичная, дрожащая, трепещущая и др.)

  • Игра «Что общего между?..». Ребенку предлагается найти в двух объектах общие признаки. Начинать лучше со сравнения предметов, имеющих много общего, например, что общего между апельсином и лимоном? Сочные, кислые, имеют запах, покрыты  кожурой, состоят из долек и т. д. Постепенно следует предлагать для сравнения предметы,

 внешне непохожие. Приведем пример вариантов детских ответов в игре «Что общего между мухомором и пожарной машиной?»: они могут быть мокрыми от дождя; красными;нарисованными; вылепленными из пластилина; воспетыми в стихах; испорченными;  пыльными и т. д.

  • Упражнение «Что можно сделать из?..». Ребенку предлагается придумать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета (газеты, консервной банки, фольги и др.), а также комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов.
  • Задание «Придумай и изобрази». Рисование фантастических предметов и несуществующих животных. Например, ребенку зачитываются характеристики необычных сказочных   персонажей   («Звугр»,«Велень», «Хражда», «Милея» и др.) и предлагается представить и изобразить их. Затем можно обыграть действия нарисованных героев, вырезать их, поставить небольшие сценки, придумать сюжет и создать для этого специальную среду, используя имеющиеся предметы и разнообразные материалы для декораций, придумать и записать историю о фантастическом герое.
  • Придумывание сказок. По предложенному учителем началу изменять заимствованные из сказок ситуации, выделять последовательность событий сказки, представлять события в последовательности их развития, наделять реальных героев фантастическими свойствами, моделировать действия героев,   изменять их поступки, придумывать новое окончание знакомой        сказки. Затем ребенку можно предложить составлять сказки на са-

мостоятельно выбранную тему, видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся    представления о предметах по памяти, создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации, представлять событие в определенной последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.

Придумывание новых игрушек, транспорта, построек. Ребенку предлагается произвести изменение предметов, выделяя и улучшая их функциональные качества; предположить изменения живых существ в связи с изменениями окружающей среды, необходимостью защиты и выработки условий выживания. Например, предложить представить, как будет выглядеть игрушечный медвежонок, если он изготовлен из различных материалов (меха, стекла, дерева, пластмассы, бумаги, пластилина и др.), определить и сформулировать возможность и целесообразность его использования в зависимости от материала (например, бумажный медвежонок — это хорошо, потому что его можно сделать самому, его легко переносить и можно раскрасить, но он может порваться, испачкаться)и т.д..      

• Игра «Хорошо — плохо», в которой ребенка знакомят с тем, что любой предмет, явление, система — это набор противоречивых свойств, которые находятся в определенных взаимосвязях и взаимодействиях, учат видеть, формулировать и разрешать противоречия на элементарном уровне. Например, ребенку предлагается, выбрав хорошо знакомый объект, выделить позитивные и негативные проявления его существования. Приведу примеры детских ответов.

   «Дерево»

Хорошо: из него можно сделать деревянную посуду, мебель, построить дом, лодку, сделать бумагу, коробку для телевизора, раму для картины, карандаши, шкатулки, игрушки и др..

   Плохо: дерево умирает, без него становится хуже воздух. Деревянные дом и мебель  могут сгореть, деревянные игрушки сгнить.

    «Цыплята»

    Хорошо: мягкие, пушистые, не кусаются, когда вырастают — несут яйца, петушки охраняют своих курочек от чужих.

    Плохо: в огороде клюют клубнику, огурцы, когда вырастут, могут клюнуть человека.

     «Кошка»

     Хорошо: ласковая, красивая, послушная, умная, теплая, игривая, ловит мышей.

Плохо: линяет, грязная на даче, приносит мышей бабушке, которая    

 их боится.

• Знакомство с понятием «ресурсы» как неиспользованными возможностями. Ребенка учат видеть и различать вспомогательные средства самого предмета или окружения, выявлять ресурсы пространства и времени, размера, качества, энергии, формы, главного ресурса человека — его мысли. Для этого можно использовать путешествие на машине времени, приемы уменьшения — увеличения и т.-п. Например, ребенку предлагается определить последствия уменьшения собственного роста до 5 см и ответить на ряд вопросов: а) что произойдет, когда ты попадешь домой? б) что подумают твои родители? в) как ты будешь есть? г) как сможешь пользоваться бытовыми приборами? и др. Составление таких рассказов обычно очень увлекает детей, и они продолжают задавать себе и другим аналогичные сюжеты (представь, что будет, если твоя кошка вырастет до 3 метров, и др.).

  • Упражнение «На что похоже?». Ребенку предлагается узнавать и

    называть в неопределенных графических формах (чернильные пятна,      

    кляксы, каракули) различные  знакомые предметы.

  • Отгадывание загадок. Ребенку предлагается узнавать предмет по словесному описанию свойств и признаков, а также возможных действий с ним. Для этого можно  использовать любые загадки. Но не стоит торопиться подсказывать ответ, если ребенок  испытывает затруднение. Лучше дать ему возможность самостоятельно решить задачу,поддерживая к ней интерес. А затем можно предложить ребенку самому придумывать загадки.
  • Составление кроссвордов.
  • Выпуск стенгазет.
  • Исследования по различным темам.
  • Составление портфолио каждым учеником
  • Составление презентаций своих достижений

      Одним из главных методов творческой деятельности является метод  проблемного обучения. Наиболее полно эту проблему разработал известный педагог  А.М. Матюшкин. Обучение, построенное на создании и решении проблемных   ситуаций, называется проблемным обучением. Главным в проблемном обучении  является поиск темы для создания проблемной ситуации, которая:

  • Будет иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для решения  учеником.
  • Будет вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении.
  • Будет способствовать получению учеником новых знаний,

продвижению вперед в учебной деятельности.

     Проблемная ситуация способствует активизации мыслительной деятельности, способности и желания к исследованию, креативности ученика, но ее решение учеником возможно в том случае, если он умеет справляться с интеллектуальным напряжением, чувством неудовлетворенности в своих учебных результатах , умеет проявлять волевые качества характера для разрешения проблемной ситуации. Иногда это бывает сделать достаточно трудно. Поэтому педагог, который создает проблемную ситуацию на уроке, должен соблюдать определенные правила использования в учебной деятельности.

Проблемная ситуация должна:

  • Основываться на тех знаниях и умениях, которыми ученик обладает в достаточной степени.
  • Ученик должен понимать закономерности процессов и явлений, без которых нельзя обойтись в рамках решаемой проблемной ситуации.

•       Проблемное задание, решаемое учеником, должно быть им принято и должно вызывать потребность в его решении. В педагогической науке определены и описаны четыре уровня проблемного обучения.

 Первый уровень.

    Первый уровень проблемного обучения заключается в проблемном изложении учебного материала. На этом уровне ведущая роль принадлежит педагогу. Учитель формулирует проблему и показывает пути ее решения. Учащимся предлагается учебная информация в виде проблемы,

 которую формулирует сам педагог и демонстрирует учащимся: возможные пути ее решения,  ход рассуждений, решение проблемы.

 Учащемуся лишь остается проследить за ходом рассуждений педагога и принять к сведению  результаты решения. В педагогической литературе этот путь называют информационно- репродуктивным. Данный путь решения проблемной ситуации имеет большое значение для  учащихся, так как он учит решать проблему, показывает этапы работы над решением проблемной ситуации, закладывает умения делать выводы, принимать решения.

 Второй уровень

 Второй уровень проблемного обучения заключается в том, что педагог формулирует проблему, излагает ее суть, учащимся предлагается самостоятельно решить другие проблемные ситуации по аналогии с той, которую решал учитель. Иногда проблема, которую предлагает педагог для самостоятельного решения учащимися, предполагает применение не

только аналогичных знаний, но своего, творческого - подхода к решению поставленной проблемной ситуации.

  Третий уровень

  На третьем уровне педагог формулирует проблему, определяет те знания, которые необходимы для ее решения, пути выхода из нее. Ученик должен самостоятельно решить проблему, привлекая для этого знание закономерностей процессов и явлений, знание учебного материала, ранее им усвоенного, подбирая возможные варианты решения проблемной  

ситуации.

  Четвертый уровень

  Четвертый уровень решения проблемной ситуации называется исследовательским или  поисковым.

    Учащимся предлагается решать проблемные ситуации, которые им незнакомы. Учащиеся сами определяют проблему в изучаемом учебном материале, сами ее формулируют, исходя из задач  урока, сами решают проблему. Именно четвертый уровень дает возможность проявить творческие способности, исследовательские умения. Наличие реальной проблемной ситуации предполагает ее решение в учебном диалоге.

Приемы создания проблемной ситуации.

  1. Предъявление педагогом фактов, точек зрения противоречивого характера.
  2. Столкновение  мнений учеников вопросом или практическим заданием.
  3. Дать возможность представить мнение учащимся по данному вопросу, теме, проблеме на бытовом, «житейском» уровне или практическим заданием на «ошибку». Или сообщить научный факт, результаты эксперимента, наглядные материалы.
  4. Предложение учащимся задания, заведомо практически  невыполнимого.
  5. Предложение  практического задания, не сходного с предыдущими.
  6. Предложение  практического задания, сходного с предыдущими заданиями. Доказательство, что задание выполнено или не выполнено.

    Приведу примеры проблемных ситуаций, использованных на уроке.

   На уроке « Мы и окружающий мир»  после изучения темы « Материки и океаны  на глобусе и карте полушарий» я помещаю на карте полушарий одно изображение бурого медведя на материке Евразия, второе на материке Северная Америка. Изображения  страусов на материках: Австралия, Южная Америка, Африка.

    -Какой вопрос у Вас возникает? (Животные не могли переплыть или перелететь.Как одни и те же животные оказались на разных материках?)

    -Кто попробует ответить на этот вопрос?

 На уроке на тему "Как человек воспринимает мир", чтобы учащиеся лучше поняли одну из особенностей работы органа слуха человека, учитель предлагает им вопрос, требующий работы творческого воображения:

  -Почему человека может разбудить самый тихий звук, тогда как он может спокойно спать при громко звучащем телевизоре?

  Для решения этого вопроса у детей нет прежнего опыта, они испытывают недостаток знаний, компенсируемый работой воображения. При этом учащимся напоминается один из способов  развития творческого воображения, работа с помощью "системного оператора". Дети мысленно представляют себе условия жизни от рождения до смерти человека будущего, современного  человека, древнейшего человека. В последнем случае образы охоты на дикого зверя, отдыха первобытного человека, и приводят к решению задачи. Действительно, те древние люди, которые не слышали мельчайших звуков, просто погибали от хищных зверей, не оставляя потомства.

  В русском языке по теме «ь в конце имени существительного на шипящий»

-На какие 2 группы можно разделить слова?

(Слова из одного слога, слова из двух слогов. С орфограммой ь и без ь.)

  В одну группу выпиши имена существительные мужского рода, в другую - женского рода.

  Даны слова : мышь, богач, багаж, речь, дрожь, камыш, ночь, ложь, малыш.

  Как называется конечный согласный звук?

  Сделай вывод.

Конспект урока литературного чтения во 2-г классе .

Тема урока: Б. В. Заходер .Стихи о животных.

Цели урока. 1. Продолжить решение проблемы взаимоотношений людей и животных.

2. Продолжение работы по формированию навыков выразительного чтения.

3. Знакомство с творчеством Б. В. Заходера.

4. Развитие творческих способностей учащихся.

Материал для чтения.

Б. В. Заходер « Куда спешат головастики» , « Про сома», « Собачкины огорчения».

Оборудование урока.

  1. Техника для просмотра презентаций

1.Аутотренинг.( дети положили голову на руки,повторяют за учителем)

- У меня спокойное состояние. Я уверен в себе. Я буду хорошо работать на уроке.

2.Проверка домашнего задания.

Дома было задание на выбор выучить стихотворение. По закладке открыли понравившееся стихотворение. Глазками повторите. Кто готов выходит отвечать. 3.Сообщение темы урока. Постановка проблемы.

Перед вами лежат карточки с таблицей. Вспомним прием инсерт.( + знаю, - не знаю, ? есть вопросы)

1.Кто такой  Б. В. Заходер?

Кто знает ответ на этот вопрос?( Дети отвечают, что он писатель.)

  1. Какие произведения он написал? ( « Серая звездочка»)
  2. Думают ли звери в его произведениях?

А сегодня я хочу, чтобы вы побольше узнали об этом человеке.( Показ портрета Б. В. Заходера из презентации)

Помочь в этом я попрошу вас и поработать в группах.

1группа. Изучает материал, в котором рассказывается о том, что Б. В. Заходер- поэт.

2 группа. Изучает материал, в котором рассказывается о том, что Б. В. Заходер- драматург.

3группа. Изучает материал, в котором рассказывается о том, что Б. В. Заходер- сценарист.

3группа. Изучает материал, в котором рассказывается о том, что Б. В. Заходер- переводчик.

Пока отвечает в группе человек, я показываю презентацию- выставку книг .

А сейчас послушайте , что сам Б. В. Заходер пишет о себе. Подготовьтесь ответить на вопрос , что нового вы можете рассказать о нем.

« В детстве я не был настоящим мальчишкой. Не играл в футбол… почти не дрался. Даже яблок ни разу не воровал. Даже девочек за косички не дергал…

… Что я по- настоящему любил в детстве- это животных и книги …

… А ведь в сущности- вы мне, конечно, не поверите!- в сущности, я очень мало с тех пор изменился. Сколько лет прошло- чуть не полвека. Стал я, мягко выражаясь, взрослым. И на войне был, даже на двух.И написал немало книжек. Но, как и тогда, больше всего на свете я люблю книги о животных… И если я не могу сказать, что я был мальчишкой, то, скорее всего , потому, что я им и остался…

Ваш старый товарищ Борис Заходер.»

Ответы детей. Показ презентации

А сегодня мы почитаем его стихи о животных и попробуем решить проблему, думают ли звери в стихах этого автора.

С.72 учебника.

- Какое стихотворение мы будем читать сегодня?( Б. В. Заходер « Куда спешат головастики»)

Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

- Похожи ли нарисованные головастики на настоящих? Чем отличаются?

- А может быть и жизнь головастиков чем-то похожа на жизнь людей?

Вы ответите на этот вопрос, когда я прочитаю вам стихотворение.

Ответы детей. Работа по вопросам в учебнике.

- ( Обобщаем)Автор подобрал такую особую форму стихотворения, чтобы передать быстрый темп жизни этих животных.

Как нужно читать стихотворение?

Самостоятельная работа. Чтение шепотом и быстро.

Чтение на конкурс.

- Какими словами автор  рассказывает о жизни головастиков? ( Выборочное чтение)

-Куда спешат головастики?

- А какой смысл вкладывает автор в это стихотворение, ведь мы уже отметили сходство жизни головастиков с жизнью людей?

- Думают ли головастики?

Работа над  стихотворением  « Про сома»

 Дети читают стихотворение самостоятельно.

Кто главный герой стихотворения?

А этот герой и его жизнь похожи на человеческую?

Что же сомы делают сами? Прочитайте.

Какое слово чаще всего повторяется в стихотворении? Почему?

А как автор относится к своему герою? Докажите это из текста.

Как вы думаете , оправдывает ли поэт все эти трудности в жизни сомов?

А теперь рассмотрите иллюстрацию. Похож ли герой рисунка на заходеровского героя? Докажите это словами из текста.

Чему мы можем поучиться у главного героя произведения?

Рассказывая о жизни сома, автор употребил выражения:

« Надо жить своим умишком»

« Сам с усами»

« Не ударит в грязь лицом»

В каких случаях они употребляются? Что обозначают?

Чтение на конкурс.

Как вы думаете, про сома это стихотворение или Заходер имел в виду кого-то другого?

-Думают ли сомы?

Работа над  стихотворением  « Собачкины огорчения»

Сейчас мы прочитаем еще одно стихотворение Бориса Владимировича « Собачкины огорчения». Определите по названию , о чем пойдет речь ? Это грустное или смешное произведение? 

Работа в парах с.75

( Правильная постановка ударения в сложных словах)

Я начну,а кто-то продолжит.

Как теперь по- вашему это грустное или смешное произведение?

- Чем же героиня стихотворения недовольна в своей собачьей жизни?

- А как автор относится к собачкиным огорчениям? Выберете нужное слово из словаря после текста.

-Как вы думаете, кто рассказывает о собачкиных огорчениях? Это монолог или диалог?

Перед чтением нужно выбрать правильную интонацию.

На доске словарь интонаций: серьезно, с юмором, с радостью, сочувственно, с обидой, с огорчением, с восторгом.

Чтение на конкурс.

-Думает ли собачка?

Заключительная беседа.

Давайте  подведем итог и вновь воспользуемся приемом инсерт. Возьмите таблички , которые мы заполняли вначале урока. .( + знаю, - не знаю, ? есть вопросы, ! узнал новое)

У кого остался знак- или ?, кто не знает что- либо из таблички? ( Если есть такие, дети сами разъясняют им)

Поднимите ручки, кто поставил ! Что нового вы узнали на уроке?

Как решить проблему сегодняшнего урока? Думают ли звери?

А кто может привести примеры из жизни, из которых можно сделать вывод, что звери думают?

Как вы можете охарактеризовать стихи Б. В. Заходера?

Дома вы выберете понравившееся стихотворение Б.В. Заходера и выучите наизусть.

 Может быть, кто-то попробует сам проиллюстрировать одно из стихотворений, и мы устроим конкурс не только стихов, но и рисунков.

    На уроке математики по теме «Метр». Я прошу Данила измерить длину нашего класса шагами.(16 шагов) Потом другой ученик измеряет шагами.(14 шагов). Проблема: почему  получились разные ответы? Кто из учеников прав? Значит, нужна какая-то единица  измерения длины, чтобы мы все получили один правильный ответ.

Урок-сказка по теме «Прямая, луч, отрезок.»

  Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Геометрии.  

  Встречает нас здесь королева этой страны, без которой нельзя построить ни одну  фигуру. Кто она, Вы узнаете, когда выполните

  действия, расположив результаты действий в порядке возрастания.

  К 216+397

  О 700-268

  А 598+87

  Т 521-489

  Ч 804-327

32

432

477

613

685

  Т

0

Ч

К

А

   Жила-была Точка. Она была очень любопытна и хотела все знать. Увидит незнакомую  линию и непременно спросит:

-   Как эта линия называется? Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду  жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!»

   -   Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с Точкой?  Вышла точка на прямую  линию и пошла по этой линии.

    На доске появляется рисунок:

    Шла-шла по прямой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще   буду идти?»

  •    Ребята, скоро ли конец прямой линии? (Доказательства учеников.)
  • Тогда я поверну назад, - сказала Точка. Я, наверное, пошла не в ту сторону.
  • Ребята, сможет ли Точка найти концы прямой? (Нет. У прямой нет концов.)

   Ученик рассказывает стихотворение:

                   Без конца и края

                                          Линия прямая!

                                          Хоть сто лет по ней идти –

                                               Не найти конца пути!

    -   Опечалилась Точка. Что же, так и придется идти, идти и идти без конца?

 Вдруг Точка решила:

    -        А что, если я позову на помощь Ножницы.

 

  Тут, откуда ни возьмись, появились Ножницы, щелкнули перед самым Точкиным носом и  разрезали прямую.

     -        Ура! - закричала Точка. - Вот и конец получился! Ай да Ножницы!
    А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.

      -    Можно и с другой, - послушно щелкнули Ножницы.

     -Как интересно! - воскликнула Точка. - Что же из моей прямой получилось? С одной  стороны конец, с другой стороны конец. Ребята, как это называется? (Отрезок.)

    -Давайте назовем отрезок буквами.
    Дети предлагают название
(АВ).

     Отрезок! - с удовольствием повторила Точка, прогуливаясь по отрезку.

     -А чем отрезок отличается от прямой?

      Я запомню это название. Мне нравится на отрезке. Здесь я устрою свой дом. Но прямая мне тоже нравилась. Жаль, что ее не стало.
 Ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок и еще два этих ... не
 знаю, как их назвать. У них конец только с одной стороны, а в другую сторону нет конца. Как они называются?
(Лучи.)

      Найдите лучи на чертеже.

      (Ученики показывают)

А почему они так называются? ( Они похожи на солнечные лучики.)

  • Солнечные лучи начинаются на Солнце и идут от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своем пути. Например, Землю, Луну или спутник. В геометрии каждый луч имеет название. Давайте назовем наши лучи ЕР и СD.
  • Чем луч отличается от отрезка? От прямой?

Дети на уровне «житейского» опыта знакомятся с новым материалом.

Я допускаю возможности ответов детей с ошибкой. Дети спорят друг с другом и, доказывая свое мнение, приходят к истине.

Даже в самих учебниках содержатся задания с ошибкой. Например, в русском языке.

Стр.4 №5.Учитель дал сложное задание:

1) напиши формы одного слова, 2) напиши родственные слова.

Вот что он увидел у ученика, который любил считать ворон…

1) дорога, дорогу, у дороги, дорогая, за дорогой

2)сокол, часок, песок, сок, носок.

В чем ошибся ученик при записи первой группы слов?

В чем ошибся ученик при записи второй группы слов?

Уровень творческих способностей  оказывает влияние на  уровень развития познавательных процессов. У детей, обладающим высоким уровнем творческих способностей, наблюдается и больший уровень  познавательных процессов в сравнении с детьми с низким уровнем творческих способностей.

     Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

     Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

     Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

     Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленная целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.

     Для  развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное  развитие творческих способностей школьников:

1.Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

2. На специальных занятиях по рисованию, технологии, музыке  давать детям задания творческого характера.

3. Использование проблемных ситуаций на уроке.

4. Использование специальных игр, заданий, развивающих творческие способности детей.

5. Выпуск стенгазет.

6.Исследования по различным темам.

7. Создание портфолио детьми.

8. Работа с родителями.

 

Список литературы

Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.

Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М: Просвещение,1991.

Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992.

Дереклеева Н.И. Мастер- класс по развитию творческих способностей учащихся.-М.: 5 за знания, 2008.

Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2.

Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.

 Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.

 Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".

 Полуянов Д. Воображение и способности.   - М.:3нание, 1985.

 Туник Е.Е.  Тест Торренса  Диагностика креативности. СПб.:    Иматон, 1998.

Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Л.Е. Журавлева.Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя.-М.: Просвещение, 2006.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у младших школьников.

Предлагаю программу по развитию творческих способностей младших школьников с приложением, где представлены разработки занятий....

Статья " Развитие творческих способностей у младших школьников"

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возр...

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятель...

Приобщение к искусству и развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие интереса у обучающихся к предмету литературное чтение. Приобщение детей к культуре, к литературе, к искусству, к театру. Урок по литературному чтению - мастерская по раскрытию интеллектуальны...

Развитие творческих способностей у младших школьников с использованием ИКТ

Материал о возможности и важности использования ИКТ в ГПД для развития творческих способностей детей....

Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способностей у младших школьников.

Данная работа раскрывыает как на основе данной технологии формируются творческие способности у обучающихся....

Научно-исследовательская статья на тему:"Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"

Научно-исследовательская статья на тему:"Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"...