Родительское собрание "Воспитание нравственных привычек у детей младшего школьного возраста"
статья

Магдашаускене Елена Анатольевна

Сценарий   общешкольного родительского собрания (аудитория родители учащихся 1 - 4 классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Слайд 2

Цель нашего собрания: помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.

Сегодня мы хотим поговорить  о нравственном воспитании наших детей.

Слайд 3

Мы поведём беседу о том, как помочь  детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми.

Конечно, все вопросы разрешить сегодня нам не успеть, но думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы.

Слайд 4

Разъясним сначала основные понятия «воспитание» и «нравственность», обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова.

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Фундамент нравственного поведения закладывается в школьном возрасте, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная нравственность личности. Основной деятельностью для ребенка становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Все чаще ему приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется.

Слайд 5

Поэтому формирование навыков и привычек культурного поведения учащихся и усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения являются единым процессом. Разрозненные усилия учителей  и  родителей не дадут ощутимых результатов.

Непременным условием успешного воспитания, в том числе и культуры поведения, является единство требований. Единые требования к внешнему виду, к речи, к поведению на перемене, в классе, в школьной столовой, на улице, в общественных местах и т. д. Это единство требований должно распространяться и на семью.

Слайд 6

 Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Слайд 7

«Не мы на детей походим, а они на нас»: как можно чаще вспоминайте эту народную мудрость. Всегда помните о том, что дети – это зеркало родителей, наше с вами отражение.

Слайд 8

Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей:

  • Воспитание уважения к людям и результатам их труда.
  • Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в общественных мустах.
  • Культура речи ребёнка.

Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.

Слайд 9

Вежливость - это самая простая и необходимая форма общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к разным людям: к родителям и близким, к учителям и другим работникам школы, к незнакомым.

Школьники нередко считают, что вежливыми они должны быть только со взрослыми, и забывают о правилах культурного поведения при общении со сверстниками. На это следует обращать особое внимание, потому что в подростковом возрасте привить эти навыки и привычки будет намного сложнее.

 

Слайд 10

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети − наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни. Будем помнить о том, что личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей. Поучения, наставления и критика в воспитании не работают. Дети смотрят на наши поступки.

           

          Слайд 11

 Семья. Какое определение вы можете дать этому понятию?

Ответы родителей

Все вы совершенно правы.

Мне хочется добавить, каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.

Слайд 12

А показателем нравственного воспитания ребёнка будет не то, как он ведёт себя в вашем присутствии, а то, как ведёт себя ребёнок в ситуации общения с другими людьми без вашего присутствия и контроля: говорит ли он вежливые слова, не проявляет ли агрессию, доброжелателен ли к собеседнику.

Слайд 13

Когда мы говорим о воспитании детей, нельзя забывать и о фактах. Именно семья и ближайшее окружение ребенка на 50% влияют на то, каким растет ваш малыш. СМИ вносят свои 30% в этот процесс, по 10% приходятся на школу и улицу. Таким образом, школа, семья и сам ребенок – это тот треугольный камень, на котором держится и развивается общество.

 Слайд 14

А теперь, уважаемые родители, мы предлагаем вам обсудить ситуацию.

Ситуация № 1.

«Мама, стараясь помочь своему ребёнку в учебном процессе, заполняет за него дневник, целиком делает за него задания творческого характера, во многом перекладывает на себя выполнение учебных заданий. Помощь ребёнку осуществляется и в бытовых вопросах: зашнуровать ботики, помыть обувь и т.д.» Ваши советы и пожелания этой маме.

Родители высказывают своё мнение вслух.

Слайд 15

 Давайте сделаем вывод: поведение родителей определяет поведение детей. Ребёнок не научится самостоятельности. Поскольку это не обусловлено поведением мамы.

Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту «золотую» середину, ведь рост ребёнка включает в себя и конфликты?

Слайд 16

          Давайте посмотрим, что же НЕЛЬЗЯ нашим детям.

Получать двойки                        

Драться          

Кричать    

Шуметь дома      

Играть со спичками      

Садиться за стол с грязными руками

Поздно ложиться спать            

Играть в компьютерные игры        

Приходить домой с друзьями

Смотреть телевизор    

                  Грубить родителям  

Как вы думаете, что же по-настоящему НЕЛЬЗЯ и что всё-таки можно разрешать нашим детям?

Обсуждение.

Слайд 17

 ВЫВОД: Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. Сохрани в себе всё хорошее и передай это детям.

О правилах поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно много. Но всегда ли мы своих детей учим этому и всегда ли находим правильный выход в конфликтных ситуациях между детьми? Ещё один пример рассказан в ситуации № 2.

Слайд 18

 Ситуация № 2

«Ребята отдыхали на перемене. Андрей бегал за Мишей и задирался к нему. Миша сначала уходил от Андрея, на потом не вытерпел, и набросился на него с кулаками. Андрей, конечно же, тут же по телефону пожаловался на Мишу маме. Мама Андрея, придя со школы за ребёнком, отругала Мишу.

Была ли права мама Андрея? О чем нам говорит данная ситуация, которая не так уж и редко действительно встречается в школе?

Слайд 19

ВЫВОД: прежде чем дать оценку действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов!

Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.

 

Слайд 20

ВЫВОД: Школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтных ситуаций. Учитель старается избежать и разрешить их, но не всегда это удаётся. Поэтому, если с вашим ребёнком что-то случается, а учитель не в полной мере сумел разобраться, - не задерживаясь, приходите в класс. Мы вместе попробуем справиться с проблемой. Помните о том, что учитель- прежде всего хочет помочь Вам и это Ваш союзник в воспитании ребёнка. А для сотрудничества нам нужны положительные эмоции, терпение, такт. Старайтесь не игнорировать замечания учителя, даже если Вы не согласны. Если Вас что-то не устраивает, скажите это, не держите обиды в себе. Только вместе мы сможем добиться хороших результатов.

Слайд 21

Третьим пунктом воспитания нравственной культуры поведения является культура речи ребёнка.

Давайте разберем заключительную ситуацию.

Ситуация № 3

Семилетний Миша только что получил подарок от тёти. Он сильно сдавливает коробку, чтобы узнать, что там внутри.

М а м а. Миша, сейчас же перестань! Ты испортишь подарок! Что надо сказать?

М и ш а (сердито). Спасибо!

М а м а. Вот и хорошо.

Как можно избежать конфликта?

 Слайд 22

Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей?

Как правильно делать замечания ребёнку?  Можно с раздражением крикнуть: «У тебя опять беспорядок в комнате, быстро всё убери!» такое замечание ничему не научит ребёнка. Замечания –приказы развивают в ребёнке боязливость. Он станет выполнять всё из страха перед Вашим гневом. А можно сделать это замечание в виде просьбы близкого человека. Дети, как и взрослые болезненно относятся к критике. Грубое, резкое замечание может заставить ребёнка замкнуться в себе. Поэтому чаще вуалируйте замечания под пожелания и обязательно объясняйте, почему Вы просите ребёнка что-то сделать. Только не стоит постоянно взывать к чувству долга ребёнка и спекулировать на его любви к родителям.

Слайд 23

А давайте поиграем с вами в игру «Доскажи словечко». Но наша цель – не развлечься, а попробовать вместе выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. (зачитывать вслух)

Если:

1) ребенка постоянно критикуют, он учится …  (ненавидеть);

2) ребенок живет во вражде, он учится ... (быть агрессивным);

3) ребенок растет в упреках, он учится ... (жить с чувством вины);

4) ребенок растет в терпимости, он учится ... (понимать других);

5) ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным);

6) ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым);

7) ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей);

8) ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя);

9) ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым);

10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ... (находить любовь в этом мире).

Слайд 24

ВЫВОД: с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всём подражают.

Слайды 25-27

Готовясь к сегодняшнему собранию, мы провели опрос среди учащихся 3 - 4 классов, предложив им закончить всего лишь одно предложение «Если бы я вдруг стал взрослым…». О чём же мечтают наши сегодняшние малыши, каким они видят свое будущее? Посмотрите их ответы.

Слайд 28

Что ж, методы воспитания налицо. И некоторым родителям стоит задуматься, не умерить ли свой гнев, дабы не воспитать в детях жестокость, грубость, чёрствость...

Слайд 29

А чтобы воспитание ваших детей происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные, беседуйте о нормах этического поведения.  Мы со своей стороны также будем регулярно  проводить беседы, классные часы, мероприятия, способствующие развитию нравственных привычек.

Слайд 30

В заключении нашей встречи предлагаем вам пройти психологический тест, чтобы узнать, какой стиль взаимоотношений преобладает у вас при воспитании ребенка. По результатам этого теста, возможно, вы захотите что-то изменить в общении с детьми.

Вам будет предложено 7 вопросов, суммируйте устно баллы по выбранным ответам.

Слайд 31

1. Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?

А. Да, часто (3)       Б. Нет, изредка (2)         В. Никогда (1)

2. Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?

 А. Да, часто (1)   Б. Бывает, но в крайних ситуациях (2)                            

 В. Не знаю о таких ситуациях (3)

3. Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

А. Никак не реагирует (3)         Б. Старается исправить ситуацию (2)                   В. Агрессивно (1)

4. Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?

А. Да (2)              Б. Отчасти (1)                        В. Нет (0)

Слайд 32

5. Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?

 А. Угрозы физического наказания (1)  Б. Беседы о плохом поведении (2)

      В. Обещание подарков за хорошее поведение (3)

6. Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?

А. Физическое наказание (1)  

Б. Воспитание на положительных примерах (2)                    

В. Лишение развлечений и подарков (3)

7. Выберите утверждение, с которым вы согласны:

     А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его (3)

    Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста (2)

В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы (1)

Слайд 33

От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.

От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально – попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.

Надеемся, что данный тест поможет вам сделать нужные выводы и занять правильную воспитательную родительскую позицию.

Слайд 34

Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, то найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным…

Удачи вам, уважаемые родители в этом нелегком труде – воспитании ребенка! Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Формирование полезных привычек у детей младшего школьного возраста по УМК "Мир и человек" А.А.Вахрушева.

Всем известно насколько широко распространили своё действие злейшие враги человечества – алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества. Говорить о причинах, почему люди обзаводятся вредными привычк...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...

Методы и приемы педагогической работы по формированию нравственной мотивации у детей младшего школьного возраста

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного по...

Родительское собрание "Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста"

Цель родительского собрания: Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте, сформировать воспитательные подходы.Одна из самых актуальных проблем совр...

"Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

 В данной статье раскрываются проблемы воспитания нравственных чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь изложены средства и условия создания благоприятных ситуац...